Мир
11:00, 25 марта 2023

«Наш путь вместе» Как Россия помогает Африке избавиться от неоколониализма

Как Россия помогает Африке избавиться от неоколониализма
Алексей Шутов
Фото: Ivan Dmitri / Michael Ochs Archive / Getty Images

В память жертв многовековой торговли чернокожими рабами, которую европейские колонизаторы осуществляли в регионе Атлантического океана, Ассамблея ООН в 2007 году утвердила 25 марта Международным днем памяти жертв рабства и трансатлантической работорговли. На протяжении четырех веков более 18 миллионов человек были насильственно вывезены из Африки европейцами для работы в американских колониях. Эта статистика не учитывает миллионы тех, кто уже родился рабом, их детей, внуков и правнуков. Но даже после отмены рабства страны Африканского континента, самого богатого природными ресурсами на планете, продолжают по сути оставаться колониями и жить в нищете, а их надежды на счастливое будущее связаны прежде всего с Россией.

Бледнолицые чужеземцы

Одно из первых упоминаний о работорговле в Атлантическом океане относится к 1446 году, когда португальский хронист Азурара записал, что солдаты его страны захватили у западного побережья Африки около сотни местных жителей, которые теперь станут рабами. Тогда африканцев использовали на тяжелых работах в Португалии, Испании, Франции и в качестве прислуги, но с XVI столетия их начинают отправлять в Америку: в заокеанских колониях европейских стран возник огромный спрос на дешевую рабочую силу для шахт и плантаций.

Поэтому скоро в Португалии, Англии, Испании, Франции, Голландии и Дании возникают специальные компании для обеспечения колоний рабами, а люди в так называемом «трансатлантическом треугольнике торговли» становятся товаром.

Затем рабство узаконили, а управляющим разрешили жестоко наказывать неповиновавшихся рабов. На одного прибывшего в колонии раба приходилось пять-шесть умерших в пути, а в некоторых местах американского континента в XVII веке продолжительность жизни раба составляла пять-шесть лет.

В XVIII веке лидером атлантической работорговли стала Великобритания, она торговала 80 процентами рабов Атлантики. Некоторые британские историки считают, что Великобритания — мировой рекордсмен и по геноциду, уничтоживший в колониях миллионы ни в чем не повинных людей.

Так, в ходе колонизации Австралии безжалостно убили более 90 процентов аборигенов, а вооруженный конфликт между британскими колонистами и коренным народом Тасмании в начале XIX века привел к практически полному истреблению тасманийцев.

По мнению некоторых историков, доход от колоний и вызвал промышленный переворот в развитии английской экономики. Богатели на рабском труде и ресурсах колоний и другие западноевропейские страны, грабя недра Африки, Америки и Азии.

Но со временем, после того, как рабство перестало быть экономически выгодным, страны Европы вспомнили идеи эпохи Просвещения и постепенно начали запрещать работорговлю.

После восстания рабов во Французском Гаити в 1807 году Англия запрещает рабство. В этом же году президент США Джефферсон, который, как и другие отцы-основатели — Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин — был крупным рабовладельцем-плантатором, отменяет работорговлю. В 1815 году ее запретили Нидерланды, в 1818 году — Франция, в 1865 году рабство отменили в южных штатах США.

«Колонизация Африки никогда не прекращалась»

«Колонизация Африки некоторыми странами, Францией в том числе, никогда не прекращалась», — заявил четыре года назад итальянский министр экономического развития, труда и социальной политики Луиджи Ди Майо.

По его мнению, если бы у Франции не было африканских колоний, она была бы 15-й экономикой мира. Но вместо этого, возмутился министр, она входит в число первых. Луиджи Ди Майо всего лишь озвучил общеизвестную информацию, но официальный Париж назвал его мнение неприемлемым и агрессивным. Но ведь итальянский министр всего лишь напомнил слова, сказанные некогда президентом Франции Жаком Шираком.

«Без Африки Франция скатилась бы до уровня стран третьего мира», — сказал он.

Жак Ширак, в свою очередь, развил мысль Франсуа Миттерана, который еще в 1957 году утверждал, что без Африки у Франции не будет истории в XXI веке.

Не любят в западных странах, «оплотах демократии и гуманизма», замечать очевидное: рабство цивилизованные страны отменили, последние колонии получили независимость в 1970-х годах, но колониализм в обновленной форме — с рабским трудом и грабежом ресурсов — никуда не исчез. Многие африканские страны по-прежнему сохраняют кабальную зависимость от метрополий, в которых очень любят порассуждать о демократических ценностях, справедливости, равноправии и правах человека.

Но не принято в бывших странах-работорговцах вести публичные дискуссии о том, почему самый богатый континент мира — Африка, где находится 30 процентов минеральных ресурсов планеты, — прозябает в нищете и голоде.

Нефть, уран, золото, алмазы, кобальт, колумбит-танталит, бокситы, железная руда, литий, лиственные леса и тропические фрукты не могут обеспечить жителям африканских стран даже минимально достойный уровень жизни — он здесь самый низкий в мире.

«Ни для кого не секрет, что независимость, которую якобы предоставили нам колониальные державы, была иной формой угнетения», — заявил Малик Дьяо, председатель Национального переходного совета Республики Мали, на второй Международной парламентской конференции «Россия — Африка в многополярном мире», которая недавно прошла в Москве на площадке Государственной Думы.

По мнению Дьяо, неоколониализм — это своего рода форма империализма, а с предоставлением независимости странам Африки колониализм не покинул континент. Теперь его главными инструментами, считает он, стали транснациональные компании и неправительственные организации.

Европа и США продолжают воспринимать страны Африки как свои колонии, а их жителей — как рабскую рабочую силу. Компании из Европы и Северной Америки размещают свои фабрики в обедневших государствах и, пользуясь безвыходным положением жителей, добиваются сверхприбыли с помощью минимальной стоимости труда.

Многие африканские государства противятся неоколониалистскому подходу, но коллективный Запад в ответ использует против них террористические формирования, которые дестабилизируют ситуацию в регионе и не позволяют правительствам этих стран выступать против воли США и их союзников.

Контроль Франции

В 2010 году ЕС составил список 14 стратегических минералов, которых почти нет в Европе — в основном они находятся в Китае и Африке. Поэтому хищнический интерес к континенту вырос, сюда зачастили европейские политики, впереди всех — «истинный борец за демократические ценности» Эммануэль Макрон. Он очень любит поговорить о справедливости, забывая древнюю латинскую мудрость: важнейшее свойство справедливости есть равенство.

В аналитической статье, вышедшей в начале этого года в газете Le National, журналист-международник Эдвард Чесноков описал влияние неоколониалистских устремлений государств Запада на Черный континент и борьбу стран Африки против бывших метрополий. Особо он подчеркнул, что низкие социоэкономические показатели стран Африки остаются на том же уровне из-за влияния бывших метрополий, а страны Запада сохраняют свой международный авторитет благодаря эксплуатации ресурсов Черного континента.

Так, например, отмечает автор, государство Нигер, обладающее крупными залежами урана, не может извлечь из этого прибыль, потому что фактический контроль над стратегическим ресурсом сохранила Франция, которая и получает это топливо.

Начиная с XVII века и до конца 60-х годов прошлого века нынешняя страна «развитой демократии» нещадно обирала свои многочисленные колонии в Африке, обрекая их жителей на голод и нищету.

И сегодня Франция продолжает хищнически эксплуатировать бывшие колонии. Достаточно вспомнить кабальный договор, согласно которому 14 стран Африканского континента должны хранить 85 процентов своих финансовых резервов в Нацбанке Франции.

При этом ни одна из этих стран воспротивиться этому не может, потому что как минимум сразу же лишится своих золотовалютных запасов, а как максимум — жестоко пострадает от военной спецоперации, коих после окончания эпохи французского колониализма Париж провел в Африке более трех десятков.

Достаточно вспомнить о судьбах ярких африканских политиков, не желавших мириться с французским экономическим диктатом, таких как президент Того Сильванус Олимпио или легендарный буркиниец Том Санкара, которые были убиты в результате военных переворотов, поддержанных Францией.

Этому сохранившемуся жесткому контролю над бывшими колониями радовался бывший президент Франции Жак Ширак: «Слава богу, ситуация заключается в том, что большая часть денег, находящихся в нашем кошельке, поступает именно от Африки, эксплуатацию которой мы осуществляли веками».

С 2014 года французы перестали проводить в Африке военные спецоперации: на континенте появилась ЧВК «Вагнер», а жители многих стран стали выходить на митинги с российскими флагами.

Дружба равноправных

Эдвард Чесноков уверен, что изменить сложившуюся ситуацию позволяет сотрудничество государств Африки с Россией. В качестве примера он рассказывает о взаимодействии Москвы и Мали в сфере обороны, в результате которого власти африканской республики смогли противостоять бандформированиям, поддерживаемым западными структурами.

«Таким образом, Россия и Африка сегодня являются естественными союзниками в глобальной борьбе за новый, более равноправный мир. На этом пути Россия уже нашла способ борьбы с главными демонами Африки — нестабильностью и угрозой терроризма: ЧВК "Вагнер" борется с прозападными экстремистами типа "Исламского государства" (запрещенная в России организация) в различных частях Африки», — подчеркнул международник.

Примеру Мали последовала еще одна африканская республика — Буркина-Фасо, новое правительство которой отказалось от сотрудничества с бывшей метрополией и начало процесс сближения с Россией для обеспечения национальной безопасности и борьбы с радикальными группировками.

Россия всегда выступала против работорговли и неоколониалистских стремлений Запада и никогда не поддерживала политику колонизаторов-рабовладельцев. Достаточно вспомнить борьбу с рабством на приграничных территориях и успешную ликвидацию маршрутов работорговли в Причерноморье, которые поддерживала и развивала Османская империя.

А СССР был настоящим, без преувеличения, другом Африки, помогая ей завоевывать независимость и экономически развиваться, и на континенте об этом не забыли. У России, как у правопреемника СССР, отсутствует шлейф неоколониального прошлого, которое есть у колониальных стран.

И сегодня, в отличие от западных стран, мы помогаем законным властям африканских государств в обеспечении безопасности, не требуя смены идеологии, религии, традиций. Благодаря помощи российских военных специалистов многие африканские государства смогли развить свой оборонный потенциал и уничтожить боевиков, спонсируемых странами Запада.

Кооперация на принципах справедливости

Сейчас Россия возобновляет с Африканским континентом не только экономические, но и парламентские связи. Уже вторая парламентская конференция «Россия — Африка», на которую приехали депутаты почти из 40 стран, — яркое тому подтверждение.

Стоит отметить, что американцы на свой ответный нашему «африканский саммит» в декабре прошлого года не пригласили целый ряд стран — например, Мали. А в Москву пригласили всех, в очередной раз подчеркнув, что Россия придерживается принципов справедливости и равенства. Практически по-библейски: «Праведники заботятся о справедливости для бедных, а нечестивые — нет».

Спикер Национального собрания (нижней палаты парламента) Зимбабве Джекоб Муденда в своем выступлении выразил благодарность российской стороне за поддержку африканских государств в их стремлении укрепить свои позиции в многополярной архитектуре нового мирового порядка.
Он уверен, что Россия и Африка должны играть роль противовеса в формирующемся многополярном мире, а «стабильность не может поддерживаться в условиях доминирования гегемона».

Усман Бугума, председатель законодательного собрания переходного периода Буркина-Фасо, отметил ключевую роль России в поддержании безопасности в его государстве.

«Кооперация Африки и России является важным фактором для решения глобальных проблем», — уверен председатель парламента Республики Бенин Луи Влавону.

Председатель комитета по международным делам Леонид Слуцкий, подводя итоги конференции, подчеркнул: «Отношения господина и слуги, которые наши оппоненты пытаются индуцировать на жизнь и будущее наших стран — не наш путь. Наш путь — вместе».

«Наш путь — вместе»

Президент некоммерческой организации «Фонд изучения исторической перспективы» Наталия Нарочницкая считает, что Россия выступает против неоколониализма потому, что именно Россия, а не США или англосаксонские страны является «редуцированной копией всего многообразного мира с его колоссальными перепадами в экономике, вере, уровне жизни, климате».

Именно Россия, по ее мнению, знает жизнь хижин без водопровода и дворцов, несметные богатства и средневековую бедность. По мнению эксперта, эта борьба за справедливость не будет короткой, но процессы пошли, и они необратимы.

По мнению главного редактора журнала «Историк» Владимира Рудакова, поскольку исторически Россия никогда не была задействована в разного рода колониальных делах и делишках на африканском континенте, это создает нашей стране очень серьезную долгосрочную репутацию.

А директор Института Африки РАН, член-корреспондент Российской академии наук Ирина Абрамова убеждена, что от эффективности африканской политики Москвы во многом зависит выживание России в качестве великой державы, потому что с 2040 года и динамику, и структуру мировой торговли и потребления будет в значительной степени определять Африканский континент. Для России, считает она, Африка очень важна как с политической точки зрения, так и для выхода на новые быстрорастущие рынки. Африканцам же, по ее словам, от России нужны технологии для развития собственных производств.

Доктор экономических наук, профессор РХТУ имени Менделеева Александр Хачатуров уверен в необходимости объединения: «Чтобы обеспечить хороший уровень жизни людей на нашей маленькой планете, мы должны сотрудничать и объединяться не просто для сиюминутных целей извлечения прибыли, а долгосрочно — для обеспечения устойчивого развития».

По мнению ученого, чем глубже включается страна — как Россия, так и любая африканская — в мировую экономическую систему, тем больше она получает благ с наименьшими затратами.

Сейчас в российских вузах обучается 35 тысяч студентов из Африки, за последние десять лет их количество увеличилось почти в три раза. Таким образом, растет «мягкая сила» России на континенте, поскольку, как показывает история, большинство африканских выпускников советских и российских вузов искренне полюбили нашу страну и культуру.

Председатель Совета по деловым коммуникациям Ассамблеи народов Евразии, выпускник Высшей комсомольской школы Батыр Абдуллаев рассказал «Ленте.ру», что активно общается в соцсетях со многими африканцами, окончившими советские вузы. Все они, по его словам, очень благодарны России и за полученное образование, и за экономическую поддержку их стран.

«Эти искренне любящие и уважающие нашу страну люди, многие из которых преподают и прививают эту любовь своим студентам, — прекрасная основа для нашего полноценного возвращения в Африку», — уверен Батыр Абдуллаев.

< Назад в рубрику