30 марта 1867 года в Вашингтоне был подписан договор о продаже США всех территорий, которыми Российская империя владела в Северной Америке. Заплатив 7 миллионов 200 тысяч долларов, Соединенные Штаты получили более полутора миллионов квадратных километров суши, а также значительную акваторию морей, ее омывающих. Сумма — для такой сделки незначительная — равнялась примерно полуторагодовому бюджету, выделяемому на содержание царского двора. Почему Россия продала (или все же отдала в аренду?) Аляску так дешево, можно ли было сохранить Русскую Америку, куда делись американские деньги и что знают американцы о Русской Америке сегодня — выясняла «Лента.ру».
В тот год о планах по продаже Аляски не писали газеты, вопрос этот не обсуждался политиками и финансистами. Император Александр II держал все в тайне. В затею был посвящен очень ограниченный круг лиц — пять-шесть человек, не больше. Всем было очевидно, что патриотически настроенная часть общества такое решение не одобрит. Даже в Русской Американской торговой компании, которая управляла Русской Америкой, узнали о продаже Аляски спустя неделю после того, как документы уже были подписаны. Официальное же сообщение о сделке было опубликовано в России только год спустя, да и то на французском языке, в специальном издании Министерства иностранных дел.
В России не сразу поверили в произошедшее. Петербургская газета «Голос» в апреле 1868 года писала:
Мнение общества было однозначным: продажа Аляски — это позор! Героическими трудами наших первопроходцев теперь воспользуются иностранцы. На этом фоне и возникла легенда, что Аляску не продали насовсем, а всего лишь уступили в аренду на 99 лет. Такая версия могла успокоить общество, и вполне вероятно, что она появилась не случайно.
Легенда об аренде Аляски и необходимости ее вернуть будоражила народное сознание больше ста лет. В 1960-1970 годы в Советском Союзе многие были убеждены в том, что американцы не возвращают нам Аляску под предлогом того, что взяли ее в аренду у Российской империи, а теперь это уже совсем другое государство, и никто никому ничего не должен. Существовала и другая версия:
И то, и другое не соответствовало истине, но миф был настолько живучим, что в 1977 году, через 110 лет после подписания русско-американского договора о продаже Аляски, советское и американское правительство были вынуждены обменяться нотами в подтверждение именно продажи США территорий тогдашней Русской Америки. И в том же году на основании положений русско-американской конвенции 1867 года были уточнены морские границы между двумя государствами в районе Берингова моря.
30 марта 1867 года Аляска была продана, продана насовсем, и на это были весьма веские причины.
Середина XIX века стала для Российской империи временем больших перемен. Страна запоздала с реформами и заметно отставала от быстро развивавшихся капиталистических отношений. Крымская война (1853-1856), закончившаяся поражением России, наглядно показала экономическую и общественно-политическую слабость империи. Модернизацию экономики тормозило крепостное право, окончательно устаревшие законы и феодально-крепостническое мышление. Для того чтобы не отстать от ведущих держав, стране была необходима индустриализация, строительство железных дорог, нового парового флота, заводов и фабрик. Одновременно шло заселение Зауралья и Сибири. И на все это требовались деньги.
Во время Крымской войны, начавшейся с конфликта с Турцией, выяснилось, что в Европе у России нет союзников. Воевать пришлось против коалиции Османской империи, Англии, Франции и Сардинского королевства, которых поддерживали формально нейтральные Австрия, Пруссия и Швеция.
В 1854 году англо-французская эскадра атаковала и после четырех дней осады разрушила российскую крепость Бомарзунд на Аландских островах Балтийского моря. Нападению подверглись российские поселения на Баренцевом и Белом морях. Одновременно были атакованы Петропавловск-Камчатский и русские посты на Сахалине. Первое нападение удалось отбить, но затем Петропавловск был временно оставлен. У империи не было сил и средств на защиту своих огромных территорий, тем более что не решены были многие проблемы на Кавказе и в Средней Азии.
В этой ситуации выделить деньги и войска на защиту русских территорий в Северной Америке империя не имела возможности. Русская Америка могла быть без труда оккупирована Великобританией, ведь по всей сухопутной границе она соседствовала с Британской Канадой.
В тоже время на территорию Аляски претендовали и Соединенные Штаты. Американцы строили амбициозные планы по освоению всего североамериканского континента, и Британия была для них на этом пути главным соперником. Уступив США земли, которые Россия оказалась не в состоянии защитить, Александр II надеялся получить взамен надежного союзника.
В 1852 году на Аляске нашли золото, в Петербурге об этом знали. На дикие неосвоенные земли потянулись первые старатели, стали появляться поселки, начались конфликты «понаехавших» с местными индейцами. Стало очевидно, что вслед за старателями сюда прибудут войска для их защиты, начнется строительство фортов и крепостей. Около тысячи русских колонистов и две — две с половиной тысячи подданных Российской империи из числа креолов от смешанных браков воспрепятствовать этому не могли. Успеть продать хоть за какие-то деньги или потерять бесплатно — такова была альтернатива для Российской империи.
Полтора века назад Аляска представляла собой огромную, дикую и абсолютно неисследованную территорию площадью в полтора миллиона квадратных километров (две с половиной современные Франции), очень редко заселенную дикими индейскими племенами. Не было ни карт, ни дорог, лишь непроходимые леса, горы, реки, озера и болота.
С 1799 года этой огромной территорией управляла полугосударственная торговая Российская Американская компания (РАК), которая занималась промыслом и колонизацией. Первым ее управляющим был каргопольский купец Александр Баранов. На острове Ситка он основал форт Михаила Архангела, позднее превратившийся в Ново-Архангельск и ставший столицей Русской Америки.
Основной статьей дохода РАК был промысел морского бобра (калана), шкуры которого ценились в России и Европе очень высоко. Хороший доход давал и китобойный промысел.
Русская колонизация местных алеутов, эскимосов и индейцев-тлинкитов (русские называли их колоши) была мягче европейской. Англичане, французы и испанцы уничтожали местное население, чтобы освободить, захваченные земли для колонизации. Русским промышленникам был нужен опыт и помощь туземцев в охоте и добыче мехов и китового жира.
Русских женщин на Аляске было мало, поэтому мужчины заводили себе туземных жен. Православная церковь запрещала внебрачные отношения. Туземки крестились, венчались, брак заключался по церковным обычаям. Алеут или индеец, если крестился, автоматически получал российское гражданство. Детей-креолов РАК отправляла учиться судовождению в Санкт-Петербург, откуда они возвращались штурманами и капитанами.
В Америке Баранов основал несколько русских поселений, в том числе недалеко от Сан-Франциско и даже на Гавайях.
Не обходилось и без военных конфликтов. В 1802 году капитан английского брига «Юникорн» Генри Барбер вооружил индейцев-тлинкитов и подговорил их напасть на Ситку. Индейцы дождались, когда партии ушли на промысел, напали, сожгли город, убили его жителей и сняли с них скальпы. Погибли 24 русских и около 200 алеутов. После этого Барбер отобрал у индейцев добычу и захватил запас бобровых шкур, добытых РАК за сезон. Пленных русских, в основном женщин и детей, английский капитан передал Баранову за выкуп в 30 тысяч рублей.
В 1804 году русским удалось вернуть Ситку. В распоряжении Баранова был транспорт «Ермак» с четырьмя пушками, 120 вооруженных русских охотников и промышленников и 800 туземных союзников на 350 байдарках. Неожиданно ему на помощь пришел 14 пушечный шлюп «Нева» Ю.Ф. Лисянского, который вместе со шлюпом «Надежда» И.Ф. Крузенштерна совершал кругосветное путешествие.
Ново-Архангельск был отстроен заново, усилен крепостью и артиллерией. Чтобы добиться долгосрочного мира, Баранов женился на дочери вождя одного из крупных индейских племен. Но периодические стычки с убитыми и ранеными с обеих сторон продолжались. Так жила в XIX веке Русская Америка.
Решение о продаже Аляски американцам сформировалось у русского правительства где-то около 1857 года, но в это время еще действовал договор с Российской Американской торговой компанией, а затем началась Гражданская война в США (1861-1865). В 1866 году было решено к вопросу вернуться. По предложению министерства финансов был определен порог суммы — не менее 5 миллионов долларов золотом.
11 марта 1867 года русский посол в США Эдуард Стекль (Эдвард фон Штекль) и госсекретарь США Уильям Сьюард начали переговоры о продаже. Американцы предложили пять — пять с половиной миллионов долларов, Стекль настаивал на восьми. 30 марта сошлись на семи миллионах золотом, и документы были подписаны. Но поскольку с выплатой денег произошла задержка — палата представителей Конгресса одобрила выплату только через 10 месяцев, — сумма увеличилась на 200 тысяч.
Американская общественность была от сделки не в восторге. Пресса называла новые северные территории «сундук со льдом», «зоопарк полярных медведей» и предлагала Сьюарду самому ехать их осваивать. Серьезная оппозиция имелась и в американском сенате. Сенатский комитет по иностранным делам высказывал сомнения в целесообразности столь обременительного приобретения в обстановке, когда в стране только что закончилась гражданская война. Тем не менее сделка была поддержана в сенате 37 голосами, при двух голосах против. 3 мая договор был ратифицирован.
Текст договора о продаже на английском и французском языках (официальный язык дипломатии того времени), а также чек-расписка о получении 7 миллионов 200 тысяч долларов с подписью Стекля хранятся в библиотеке Конгресса США.
Официальная церемония передачи Аляски прошла в Ново-Архангельске 18 октября 1867 года у дома губернатора. Во время спуска флага Российской Американской компании произошел казус. Флаг застрял и никак не хотел спускаться вниз. На мачту залез один из матросов и упал на землю вместе с флагом.
Ново-Архангельск был переименован в Ситку. Сменили названия и многие другие русские географические объекты.
Американцы предложили русским, которые пожелают остаться, гражданство США. Однако большинство русских и креолов предпочли уехать в Россию.
Остальные ждали, когда правительство выделит им пособие на возвращение домой. Правительство оценило стоимость перевозки обитателей Аляски в Россию в сумму 728 600 рублей, которые и были выделены Российской Американской компании в несколько этапов. Но этих денег не хватило. И в 1870 году, когда истек трехлетний срок, отведенный по договору на возвращение в Россию всех желающих, на территории США оставалось еще около 400 русских, ожидавших своей очереди на переезд.
К 1880 году на Аляске оставалось 430 русских и 1756 креолов. В 1870 году была создана Алеутская епархия Российской Православной Церкви (в настоящее время епархия Аляски в составе Православной Церкви в Америке). Русский язык как родной сохранялся в их семьях до Второй мировой войны.
После продажи Аляски креолы и даже некоторые русские были отнесены к категории «нецивилизованных племен» и находились в этом статусе до 1915 года, когда их приравняли в правах к американским индейцам. Лишь в 1934 году креолы вместе с другим коренным населением США получили статус американских граждан.
Из 7 миллионов 200 тысяч долларов в лондонский Бэрингс Банк (Barings Bank), который занимался обслуживанием счетов российского государства, поступили 7 миллионов 35 тысяч долларов. При этом расплатились американцы не золотом, а казначейскими билетами. 165 тысяч исчезли. Считается, что эти деньги пошли на взятки американским сенаторам, участвовавшим в голосовании.
7 миллионов долларов — это много или мало? И на что пошли эти деньги? В государственном историческом архиве РФ хранится документ Министерства финансов, написанный во второй половине 1868 года.
Для сравнения: в 1869 году российской казною от продажи водки («питейный доход») было получено 132 миллиона 390 тысяч 123 рубля. Это больше одиннадцати с половиной Алясок. Что же касается расходов, то на содержание императорского двора в 1869 году было выделено казной 8 миллионов 881 тысяча 886 рублей и 35,5 копейки.
В 1867 году Эдуард Стекль за заслуги перед Отечеством получил орден Белого орла, 25 тысяч рублей премии и 6 тысяч рублей пенсии. Послом России в США он прослужил 17 лет. С государственной службы Стекль ушел в том же году и вместе с американской женой перебрался в Париж, где умер в 1892 году в возрасте 88 лет.
В 2011 году на лондонском аукционе «Сотбис» принадлежавший Стеклю орден Белого орла был продан его потомками за 90 тысяч фунтов.
Затраты США на покупку Аляски окупились быстро. Только в первые 15 лет доход от новоприобретенных территорий (золото, меха, добыча морского зверя) составил 75 миллионов долларов.
О сегодняшнем дне Русской Америки и дружбе двух маленьких провинциальных городов — русского Каргополя и американской Ситки — рассказывает каргопольский историк и краевед Андрей Агапитов:
— Ситка — маленький городок, восемь тысяч жителей, такой же как Каргополь. Дороги — 20 километров. Остров. Паромное сообщение с материком. Паромы ходят каждый день по всей Аляске с остановками, связывают поселки с Большой землей, тем более что зимой море там не замерзает.
На русской истории они зарабатывают деньги. Может, поэтому они ее помнят. Ну так молодцы! А иначе что еще делать в Ситке? Мимо идут большие круизные лайнеры из Сиэтла на север вдоль Тихоокеанского побережья, по шхерам, люди любуются пейзажами. Одна из остановок — в Ситке.
Для туристов в городе много чего сделали. Восстановили одну из башен русской крепости. Место, где был дом Баранова, у них называется Baranof Castle Hill, там стоят пушки — видимо, оставшиеся еще от русской истории. На этом месте как раз и происходила официальная передача Аляски американцам. Поднимали и опускали флаги. В 2014 году там были три флага: США, штата Аляска и Российской Американской компании.
В 1989 году в Ситке открыли памятник Александру Баранову. Одна богатая семья сделала его на свои деньги и подарила городу. Баранов сидит на камне, держит в руках какой-то документ. На мемориальной доске надпись:
В 1991 году памятник стоял на высоком постаменте, а к 2014 году его спустили вниз — наверное, для того, чтобы туристы могли сделать с ним селфи. Когда при президенте Трампе началась вся эта бодяга с памятниками, индейцы стали возмущаться: мол, Баранов — завоеватель. Памятник убрали в музей, под защиту (местные хулиганы вымазали памятник и отбили Баранову нос, который позже был восстановлен -- прим. «Ленты.ру»). Баранова отмыли, привели в порядок и перенесли в музей, подальше от индейцев.
В Ситке есть действующая православная церковь и какое-то число православных прихожан. Восстановлен русский епископский дом, который получился почти один в один типичным каргопольским купеческим домом: такая же анфилада внутри, очень похож на наши дома. На его реставрацию потратили большие деньги.
В городе есть несколько улиц с русскими названиями. Среди них встречаются и очень забавные — например, Baraks Street (видимо, там раньше бараки стояли). Остров, на котором у них аэропорт, называется Японский — в английской транскрипции, конечно. А турфирма — «Литтл друг», причем «друг» они написали drook, как этот слово им слышится. Есть Maksutov Street. Есть улица Баранова, начальная школа имени Баранова — Baranof Primary School, Baranof stone — скала, где, по преданию, любил отдыхать русский правитель Аляски.
Рядом с городом, в том месте, где была индейская деревня и где происходило сражение русских с тлинкитами, создан небольшой парк (Alaska State Park). В парке стоят индейские тотемы и сохранилась могила погибших матросов со шлюпа Лисянского «Нева». Она в отличном состоянии.
Контакты между Каргополем и Ситкой начались в 1988 году. Мы тогда еще не знали, что у них что-то подобное есть. Написали письмо, рассказали, что мы из Каргополя, земляки Александра Баранова. Они ответили. Сначала они к нам приехали, потом — мы к ним. Вот все эти годы и дружим. Хорошо, что на Аляске помнят, кто эти земли открыл и первым осваивал.