Силовые структуры
00:01, 1 апреля 2023

«Живым меня не взять» Как главный вор Одессы воевал с кавказской мафией и хладнокровно расстреливал милиционеров

Как главный вор в законе Одессы воевал с кавказской мафией и расстреливал милиционеров
Владимир Седов (Редактор отдела «Силовые структуры»)
Анна Комиссарова
Фото: Константин Сазончик / ТАСС

«Лента.ру» продолжает цикл публикаций об истории украинского криминала. Преступные группировки с Украины стали одними из самых мощных этнических криминальных сообществ на постсоветском пространстве, но специальная военная операция осложнила им жизнь на родине, заставив искать более спокойные места за ее пределами. Это первое в российских СМИ исследование украинского криминала, который теперь может оказаться куда ближе к России, чем когда-либо в истории. В прошлый раз речь шла о том, как неуловимый украинский киллер Биба, которого считали агентом спецслужб, убил 40 человек. Сегодня наш рассказ об одном из самых известных воров в законе Украины Артуре Ерошевском. Получив титул всего в 28 лет, он стал строго следовать воровскому закону, начал бескомпромиссную и кровавую войну с кавказской мафией за контроль над Одессой и, не раздумывая, вступал в перестрелку с милицией.

30 апреля 1997 года, ночная Одесса. Из бара «Суворовский» доносится громкая музыка и смех — там полно отдыхающих, среди которых гуляют милиционеры со своими женами. На ступеньках при входе в бар еще видны пятна крови: недавно люди в погонах проучили вора в законе Артура Ерошевского и его приятелей.

Внезапно дверь в бар распахивается — вор вместе со своими людьми вернулся мстить: они вооружены револьверами, автоматами и гранатами. «Суки, мы вернулись! Всем лежать — сейчас будем убивать!» — кричит один из них и стреляет в грудь своему обидчику, милиционеру Сергею Довженко.

За столик сотрудников МВД летит граната — раздается взрыв. Один из раненых милиционеров бросается на бандита и пытается отнять у него автомат, но падает, сраженный очередью. После этого оперативника добивают контрольным выстрелом в голову. Артур Ерошевский никогда не прощал обид.

***

Артур Ерошевский, известный в криминальных кругах как Артур, родился 17 октября 1964 года в небольшом городке Алексине Тульской области. Вскоре после этого мать Артура рассталась с его отцом и перебралась жить в Одессу, где повторно вышла замуж и родила дочь Анжелику.

Ерошевский хорошо учился в школе, особенно преуспевал в математике и отлично рисовал. Однако применить свои таланты в мирной жизни ему не довелось — матери до сына дела не было, и Артур со временем примкнул к одесской дворовой шпане. Позже мать отправила его в спецшколу для трудных подростков и фактически вычеркнула из своей жизни.

Годы спустя вор в законе вспоминал, что самыми тяжелыми днями для него были выходные, когда к другим детям приезжали родители, а самого Ерошевского никто не навещал. Порой он сбегал из интерната и как мог заботился о маленькой Анжелике — ее отец часто уезжал в командировки, а мать занималась собой, иногда забывая даже покормить дочь.

Зарабатывал подросток при помощи своего таланта художника: он рисовал продуктовые чеки и обменивал их в магазинах на еду. В 14 лет Артур познакомился со своей будущей женой Антониной: хотя родные и близкие девушки были против ее связи с неблагополучным юношей, их отношения оказались на редкость крепкими. Позже они стали родителями сына и дочери.

«Сытая жизнь опыта не несет»

Впервые за решеткой 17-летний Ерошевский оказался в 1981 году после участия в драке: суд счел это хулиганством и на три года отправил молодого человека в колонию для малолетних преступников. Уже находясь там, Артур узнал, что его сестра Анжелика, которую мать отправила в спецшколу Ахтырки, попыталась покончить с собой.

Чтобы поддержать ее, осужденный сбежал из колонии: он успел добраться до Ахтырки, где и был задержан. За побег ему добавили еще год: после наступления совершеннолетия Ерошевского перевели на взрослую зону, где и началось его становление как вора в законе.

С самых первых дней там заключенный вступил в противостояние с тюремной администрацией, отказываясь ей подчиняться. При этом молодой зэк оказался крепким орешком, не боявшимся лишений и трудностей.

Неудивительно, что Артур бывал в карцере чаще других заключенных. Несговорчивого осужденного били, сажали в «пресс-хаты» и подвергали психологическому насилию — но тот оставался упрямо верен своим убеждениям. В Одессу, где его ждали сестра и любимая девушка, Ерошевский вернулся в 1985 году.

К слову, Анжелика по характеру не уступала брату

Однажды в квартиру Ерошевского в Военном переулке нагрянули оперативники, с которыми у криминального авторитета случился конфликт. Незваные гости попытались избить Артура, но его несовершеннолетняя сестра вышла на балкон (дело было на пятом этаже) и пригрозила, что покончит с собой, если милиционеры не уйдут. Рисковать погонами те не стали и покинули квартиру.

Титул для бунтаря

На воле Артур продержался всего год и вскоре опять попал за решетку — уже на восемь лет. В открытых источниках нет данных, за что именно он получил второй срок, но известно, что его поведение на зоне не изменилось, — он все так же сопротивлялся тюремной системе, конфликтовал с надзирателями и часто попадал в карцер.

Вор в законе Евгений Дмитриев (Женя Азиат)
Фото: «Прайм Крайм»

Упрямство Ерошевского не осталось незамеченным — на принципиального заключенного обратил внимание вор в законе Евгений Дмитриев (Женя Азиат), который короновал Артура в 1992 году. Впрочем, воровской статус самого Дмитриева был под вопросом: его противник — вор в законе Реваз Бухникашвили (Пецо) — объявлял о том, что лишает титула Евгения. Тем не менее сам Ерошевский благодаря заработанной репутации был принят в воровской мир — к тому моменту ему исполнилось всего 28 лет. В середине 90-х годов он вернулся в Одессу и сразу вошел в элиту криминального мира этого города. Как и положено вору, Артур после освобождения получил подъемные средства из общаков.

Криминальный авторитет Виктор Куливар (Карабас)
Фото: Public Domain / Wikimedia

Но большую часть денег Ерошевский направил на помощь другим заключенным. При этом славянское крыло одесской мафии во главе с Виктором Куливаром (Карабас) и Георгием Стояновым доверило Артуру создать городской общак — раньше в Одессе его не было. Со временем туда стали поступать деньги не только от теневых дел, которые творились в самом городе, но и преступные доходы с юга и запада Украины. Приверженец старых воровских понятий, Ерошевский открыто осуждал криминальных авторитетов, которые сводили свою жизнь к погоне за длинным рублем.

Война с кавказцами

Принципиальный Артур Ерошевский вступил в противостояние с кавказской мафией Одессы. Особенно острые отношения у него сложились с представителями чеченского криминала, которые при поддержке высокопоставленных городских чиновников пытались поставлять в город наркотики и подмять под себя нефтяной портовой бизнес.

При этом сам вор в законе контролировал крупный одесский жилой массив — поселок Котовского. Авторитет обложил данью все торговые точки поселка, включая овощные палатки, которыми традиционно владели кавказцы. Те попытались было найти защиту у своих покровителей-земляков, но Ерошевский дал им жесткий отпор.

Артур пошел на принцип и в плане торговли наркотиками в своем поселке, категорически запретив ее. Но кавказцы сопротивлялись до последнего: они решили действовать через московское крыло своей диаспоры. Вскоре столичные криминальные авторитеты направили указание своим славянским «коллегам» из Одессы.

«Славянам» посоветовали перестать противиться чеченским оргпреступным группировкам и отдать им часть нефтяного бизнеса, который к тому времени перешел под полный контроль Виктора Куливара.

Но сам Куливар вместе с Ерошевским подчиняться московским мафиози отказался и выступил против кавказцев

Георгий Стоянов — второе лицо славянского крыла одесского криминала — не стал ввязываться в разгорающийся конфликт и отправился за границу. Но вскоре покинуть Одессу пришлось и Артуру Ерошевскому, у которого в декабре 1996 года в очередной раз возникли большие проблемы с законом.

По данным правоохранительных органов, в один из дней вор в законе находился на железнодорожном вокзале, где оскорбил пожилую женщину. На помощь ей поспешил милиционер, который доставил авторитета в отдел полиции. Там Ерошевский достал из кармана сигнальный револьвер Olympic-6, переделанный в боевой, и направил его на стража порядка.

Тот попробовал выбить оружие из рук задержанного — началась потасовка, в ходе которой прозвучало несколько выстрелов и милиционер получил ранение. На помощь ему бросились коллеги, им в итоге удалось обезоружить вора в законе. Но, прежде чем Ерошевского заковали в наручники, он выхватил нож и попытался ранить себя в живот.

Впрочем, это не удалось — милиционеры помешали ему. А затем, обыскав Артура, они нашли у него фальшивый паспорт. За всю эту историю авторитет получил всего два года условно. К слову, судью Приморского района Андреева, который так мягко обошелся с вором, позже привлекли к дисциплинарной ответственности и понизили в квалификационном классе.

Бойня в «Суворовском»

Окружение Ерошевского считало, что инцидент в отделении стал следствием провокации, которую организовали враги криминального авторитета. Вору в законе как бы намекнули, что в покое его не оставят, — и тогда, в начале 1997 года, он отправился в Югославию.

Пока Артура не было в Одессе, его лучший друг и соратник Виктор Куливар погиб — 21 апреля 1997 года его расстреляли около бани на улице Асташкина.

Убийство Куливара стало началом жестокого криминального передела в Одессе, в котором сошлись славянские и кавказские группировки

Между тем сам Артур Ерошевский вернулся в город несколько месяцев спустя, чтобы отпраздновать день рождения своего сына Евгения. 30 апреля криминальный авторитет в компании сестры Анжелики и двоих друзей — Сергея Тимошина и Михаила Пушкаревича — отправился в одесский район Лузановка отдыхать на морском берегу.

Вечером, возвращаясь домой, компания решила перекусить в баре «Суворовский» на улице Генерала Бочарова. Там Анжелика отправилась на танцпол и в какой-то момент поссорилась с другой отдыхающей. Когда Артур увидел, что его сестру толкнули с такой силой, что она упала, он вместе с друзьями бросился на помощь девушке.

А за противницу Анжелики вступились ее спутники — местные милиционеры. В итоге в баре началась жестокая драка, которая затем переместилась на улицу. Силы оказались неравными: Ерошевского и его приятелей оперативники избили всей толпой, используя при этом рукояти табельных пистолетов.

Бросив окровавленных противников, милиционеры с друзьями продолжили застолье. Тогда Артур решил мстить: он отправил Анжелику домой под присмотром Пушкаревича, а сам позвал на помощь своего друга детства Валентина Закревского.

Вместе с ним и Тимошиным вор в законе пошел к хранителю своего арсенала — Василию Пронюку

Затем компания вернулась в бар «Суворовский» и сполна отомстила милиционерам — речь об этом шла в начале статьи.

Приговоренные к расстрелу

Итогом разборки в баре «Суворовский» стала гибель на месте сержанта милиции и одного из посетителей. Две женщины, которые находились в баре, получили серьезные ранения, были госпитализированы и скончались в больнице. Еще один сотрудник МВД был доставлен в реанимацию и провел в коме 14,5 месяца, а затем скончался.

Кроме того, на больничных койках с огнестрельными и осколочными ранениями разной степени тяжести оказались 16 посетителей бара.

За помощь в поимке преступников мэр Одессы Эдуард Гурвиц назначил награду в пять тысяч гривен — и через неделю их имена стали известны правоохранительным органам

Первой в руки оперативников попала Анжелика — по словам девушки, ее жестоко избивали в отделе милиции, чтобы выяснить, где находится ее брат, но она молчала. В итоге поиски Артура Ерошевского и его подельников заняли пять дней. За это время в ходе оперативных мероприятий были задержаны 76 человек, находившихся в розыске.

Также милиционеры обнаружили и изъяли девять пистолетов, гранаты и патроны. Было возбуждено 56 дел о сбыте, хранении и употреблении наркотиков. Наконец, оперативники смогли вычислить и самого вора в законе: как оказалось, Ерошевский вместе со своим другом Закревским «залег на дно» в жилом квартале Вузовском.

Их убежищем стала квартира Михаила Пушкаревича — «трешка» на втором этаже дома 50/1 на улице Шишкина

12 мая милиционеры вступили с троицей в переговоры, но ответ криминального авторитета был коротким — «живым меня не взять». Его товарищи ответили так же.

Тогда из дома эвакуировали жильцов, и около 13:45 бойцы спецназа «Беркут» пошли на штурм квартиры. В одной из комнат они нашли Ерошевского и Закревского, которые успели исколоть себя ножами. Обоих доставили в больницу с проникающими ранениями груди и живота, которые, впрочем, оказались несмертельными.

Пушкаревича спецназовцы нашли в другой комнате — там он пытался укрыться под ворохом одежды. При этом неясной оставалась судьба последнего, четвертого участника разборки в баре «Суворовский» — Сергея Тимошина. По словам Ерошевского, Тимошин умер от осколочного ранения и был похоронен в лесном массиве.

Но могилу Сергея его товарищи следователям не показали — сослались на то, что якобы забыли, где она. Впрочем, месяц спустя живого и здорового Тимошина задержали в ходе спецоперации в окрестностях Днепропетровска. 30 июля 1999 года он вместе с Ерошевским был приговорен к высшей мере наказания.

От расстрела их спас лишь мораторий на смертную казнь — вместо нее каждый из осужденных получил по 57 лет лишения свободы. Михаил Пушкаревич попал под амнистию и был освобожден в зале суда. А Валентин Закревский вообще не дожил до приговора — он скончался в СИЗО от сердечного приступа.

Сергей Тимошин прожил не намного дольше: он умер вскоре после того, как оказался в колонии. По одним данным, осужденного погубила лихорадка, по другим — несговорчивого заключенного до смерти избили надзиратели.

С понятиями до конца

Последние 17 лет своей жизни Артур Ерошевский провел за решеткой. Вскоре после этапирования в Винницкую тюрьму у вора в законе родилась дочь Николь — и это стало для него единственным радостным событием. Осужденного поместили в камеру-одиночку, чтобы исключить его влияние на других зэков.

Из-за конфликта с тюремной администрацией Ерошевский отказался от прогулок и посещения врача, что негативно сказалось на его здоровье. А несколько лет спустя Артура перевели в Ладыжинскую исправительную колонию максимального уровня безопасности № 39.

Там на стенах своей камеры, напоминавшей обычную комнату, вор в законе повесил картины, а в одном из углов устроил склад продуктов — жена и сестра снабжали его самой разнообразной едой. Осужденный обустроил себе рабочий стол, за которым много читал разной литературы, вплоть до толковых словарей и книг по парапсихологии.

Свое здоровье Ерошевский поддерживал, занимаясь йогой, но в 2014 году у него случился рецидив туберкулеза. В ночь на 21 мая 2014 года 49-летний криминальный авторитет скончался в херсонской туберкулезной больнице исправительно-трудовой колонии № 61.

Родственники выполнили последнюю волю Артура — тело кремировали, а урну с прахом захоронили на Втором Христианском кладбище Одессы. К слову, воровским понятиям он остался верен до конца: когда на Украине менялась власть, осужденному предлагали подать прошение о помиловании. Но Ерошевский не стал этого делать — ведь тогда ему пришлось бы отказаться от своего воровского титула.

< Назад в рубрику