Доказанный ущерб на сумму более 150 миллионов рублей, десятки аудиозаписей и нотариально заверенных документов. Все эти материалы собраны предпринимателями Дмитрием Солоповым и Андреем Смирновым и предоставлены следствию, которое длится уже больше восьми лет, но так и не завершено. Расследование приостанавливалось более десяти раз, а прокуратура столько же раз его возобновляла. Потерпевшие бьют во все колокола, но ни им, ни прокуратуре уже много лет не удается добиться того, чтобы громкое дело на сотни миллионов рублей было расследовано, направлено в суд, виновные были наказаны, а пострадавшие смогли вернуть свои деньги. Потерпевшие задаются закономерными вопросами: что это — некомпетентность следователей или намеренный саботаж? И почему следствие игнорирует массу доказательств и прямые указания прокуратуры?
«Мы получили ответ из прокуратуры Москвы о том, что очередное решение о приостановлении расследования по уголовному делу №302828, возбужденному по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), вновь отменено по нашей жалобе. По нашим подсчетам, это уже минимум десятая отмена необоснованного решения следствия именно по жалобам потерпевшей стороны. В очередной раз прокурор указал следственному органу на необходимость выполнения ряда действий, о которых потерпевшая сторона ходатайствует не первый год. Тем не менее следствие продолжает безмолвствовать и бездействовать», — заявил «Ленте.ру» старший партнер Criminal Defense Firm, адвокат Алексей Касаткин.
Эта история началась в 2011 году, когда предприниматели Дмитрий Солопов и Андрей Смирнов заинтересовались активной рекламой инвестиционной группы «Норд Капитал (Nord Capital)». С экранов телевизоров, со страниц деловых СМИ, интернет-порталов, в эфирах авторитетных радиостанций реклама призывала частных инвесторов приумножить свои капиталы путем инвестирования в российских и иностранных эмитентов.
Реклама заинтересовала предпринимателей, так как предлагаемые инструменты инвестирования являлись инновационными, о чем публично также заявлял председатель совета директоров «Норд Капитал» Яков Шляпочник. Он же был и лицом рекламной кампании.
В итоге Дмитрий Солопов доверил «Норд Капитал» порядка 50 миллионов рублей. Со своего личного счета, открытого в российском банке, он перечислил деньги на счет иностранной фирмы, реквизиты которой были переданы ему сотрудниками «Норд Капитал».
Получив деньги, Яков Шляпочник собственноручно, от имени иностранной фирмы подписал договор и поставил на него ее печать. Происходило это в офисе Дмитрия Солопова в присутствии сотрудников его компании. Впоследствии данные факты Яков Шляпочник категорически отрицал под разными надуманными предлогами.
Андрей Смирнов заключил договор с «Норд Капитал» и перевел на счет иностранной компании (реквизиты были переданы ему вице-президентом «Норд Капитал» Ларисой Сафоновой в офисе, расположенном в «Москва-Сити» по адресу: Пресненская набережная, 10С, 38 этаж) через транзитный счет в «Газпромбанке» 100 миллионов рублей.
При этом иностранная компания принадлежала «Норд Капитал», что подтверждалось как самими сотрудниками «Норд Капитал», так и следовало из рекламных буклетов компании, которые дарились всем ее потенциальным клиентам. Действительно, «Норд Капитал» не скупился на рекламу, офис и прочий антураж.
Спустя несколько месяцев в «Норд Капитал» началась чехарда с увольнением и ротацией сотрудников. Это насторожило инвесторов, многие из которых, в том числе Дмитрий Солопов и Андрей Смирнов, потребовали вывести деньги со своих инвестиционных счетов, которые на тот момент, согласно отчетам «Норд Капитал», находились «в плюсе». Как позднее сообщили бизнесмены на допросах в качестве потерпевших, в данном законном требовании им отказали, всячески отговаривали от вывода денег и убедили лично встретиться с тем самым «лицом рекламной кампании».
На личной встрече с Андреем Смирновым, Яков Шляпочник предложил сделать дополнительный взнос в размере не менее 500 тысяч долларов, сообщив, что только после этого он сможет подумать над возвратом первоначальной суммы. Им был предложен и другой вариант — Андрей Смирнов приводит в «Норд Капитал» новых инвесторов, готовых инвестировать не менее трех миллионов долларов, которые тут же будут переданы Смирнову.
«Если вы мне "трешку" дадите, я ее тут же назад вам отправлю и буду с этими людьми работать», — заявил Яков Шляпочник.
Впоследствии он отрицал и эти факты. В этот момент Смирнов понял, что его водят за нос и в дальнейшем фиксировал все разговоры с представителями «Норд Капитал» с помощью диктофона, а поступающие от них письма заверял у нотариуса. Копия лингвистической экспертизы разговоров Смирнова и Шляпочника имеется в распоряжении «Ленты.ру».
«"Норд Капитал" получил от меня 100 миллионов рублей, это 3 миллиона долларов по курсу 2011 года. Как и любой инвестор "Норд Капитал" по договору я получал доступ к своему рабочему кабинету, куда мог зайти и убедиться в доходности моего портфеля. Меня, как и остальных инвесторов, убеждали, что никаких проблем нет, что если я по каким-то причинам почувствую себя некомфортно, то смогу за пять дней, написав некое поручение, вывести деньги со своего брокерского счета хоть частями, хоть целиком. Информацию для доступа к рабочему кабинету мне предоставила вице-президент «Норд Капитал» Лариса Сафонова», — рассказывает Андрей Смирнов.
Однако, когда предприниматели поняли, что «Норд Капитал» их обманывает, они начали активно пытаться вернуть деньги, что им в итоге не удалось. Смирнова долго перенаправляли от менеджера к менеджеру, каждый из которых (Лариса Сафонова, Сергей Павлюк, Александр Ткаля и другие) «кормил его завтраками». После многочисленных отказов менеджеров в возврате денег инвесторам последним было предложено обращаться напрямую в некую иностранную компанию, куда изначально якобы и были переведены деньги. Письма были написаны и направлены. Из полученных на них ответов следовало, что деньги инвесторам вернуть невозможно, потому что это «дестабилизирует ситуацию на фондовом американском рынке». Копии писем имеются в распоряжении «Ленты.ру». При этом менеджеры «Норд Капитал» продолжали присылать инвесторам плюсовые отчеты по доходности их портфелей. А затем, после официального обращения Андрея Смирнова в правоохранительные органы, сотрудники «Норд Капитал» и вовсе перестали выходить на связь не только с ним, но и с другими инвесторами.
Уголовное дело было возбуждено в 2015 году, хотя Андрей Смирнов обратился в отдел полиции по Пресненскому району Москвы еще в ноябре 2014 года. До января 2019 года дело не расследовалось. Спустя почти пять лет потерпевшему удалось достучаться до руководства Следственного департамента МВД России. С доводами бизнесмена согласились, уголовное дело изучили, направив в адрес следствия разгромное письмо, из содержания которого следовало, по делу допущена грубая волокита, в результате которой могут быть утрачены доказательства противоправной деятельности лиц, фактически осуществлявших управление инвестированными денежными средствами на счетах подконтрольных им офшорных организаций.
После этого в начале 2019 года дело передали для дальнейшего расследования в 12-й отдел Главного следственного управления ГУ МВД России по Москве, поставив перед новым следователем Егором Карабановым конкретные задачи. Следствие якобы активизировалось, но спустя какое-то время потерпевшие поняли, что расследование проводится формально.
Стоит отметить, что в поисках справедливости Дмитрий Солопов и Андрей Смирнов самостоятельно нашли еще пять человек, аналогичным образом пострадавших от взаимодействия с «Норд Капитал». Тем не менее официально статус потерпевших по делу получили лишь Андрей Смирнов, Дмитрий Солопов и Елена Артемьева. Копии документов имеются в распоряжении «Ленты.ру».
За более чем восемь лет Дмитрий Солопов, Андрей Смирнов и их адвокаты самостоятельно провели полноценное расследование, предоставили следствию более 20 аудиозаписей и даже одно видео переговоров потерпевшего со злоумышленниками из «Норд Капитал». Кроме этого, следствию было передано более трех тысяч листов нотариально заверенной переписки потерпевших с сотрудниками «Норд Капитал». За счет потерпевших проведены фоноскопические и лингвистические исследования аудиозаписей их телефонных переговоров с Яковом Шляпочником. По результатам исследований была подтверждена осведомленность последнего об имеющейся у «Норд Капитал» задолженности перед потерпевшими. Также исследования показали, что Яков Шляпочник был осведомлен о совершенных его сотрудниками в отношении потерпевших противоправных действиях.
А вот официальных экспертиз упомянутых аудиозаписей и иных предоставленных потерпевшими данных за все эти годы следствием назначено не было, хотя о необходимости таковых потерпевшая сторона ходатайствовала неоднократно, а прокурор дважды давал об этом свои указания следователю.
«Дела были возбуждены в отношении неустановленных лиц группы компаний "Норд Капитал". Они, как настоящие злоумышленники, действовали хитро — в разных буклетах свою компанию по-разному обозначали (где-то ГК, где-то ООО). Вы уже, наверное, прекрасно знаете, что сейчас они переименовались. С "Норд" на "Алго". Как я уже сказал ранее, дела были возбуждены в отношении неустановленных сотрудников. Но фактически все эти сотрудники установлены. Со Шляпочником и еще тремя их ключевыми менеджерами (Ларисой Сафоновой и Сергеем Павлюком — вице-президентами компании, и Александром Ткаля — исполнительным директором «Норд Капитал») были очные ставки, в ходе которых Лариса Сафонова показала, что именно Яков Шляпочник давал им указания и поручения о заманивании и "обработке" потенциальных инвесторов, тем самым очевидно изобличив Шляпочника и полностью раскрыв "внутреннюю кухню" компании. Тем не менее все они находятся в статусе свидетелей», — продолжает рассказ Андрей Смирнов.
«Уж лучше железные свидетели, чем слабенькие подозреваемые», — заявил впоследствии потерпевшим следователь Егор Карабанов.
«Следствие называет их "группой лиц по предварительному сговору", но я бы вместо этого, не задумываясь, применил выражение "организованная группа". Создается впечатление, что у "деятельности" Шляпочника и его компаний имеются серьезные властные покровители — "крыша". Иначе чем еще объяснить тотальное многолетнее бездействие следствия. Следователи менялись, как перчатки. Денисенко, Олейник, Карабанов, Павлова. Фамилии остальных правоохранителей уже забылись. При этом следователь Анна Павлова в декабре 2021-го уверенно и авторитетно заявила потерпевшим, что расследование дела не представляет какой-либо сложности, и она направит его в суд уже в мае 2022 года. На дворе апрель 2023 года, а воз и ныне там. Кто и, главное, когда ответит за волокиту в расследовании?», — отметил адвокат Алексей Касаткин.
«В этой группе у каждого участника были свои четкие роли, структура и отлаженная схема обмана, которая включала рекламные интервью на телеканале РБК и других серьезных, дорогих ресурсах, офис в башне "Федерация" "Москва-Сити" и многочисленный штат сотрудников. Это не какой-то ларек возле метро и люди, раздающие рекламные листовки. Это очень серьезная в плане первичного восприятия компания. Они с экранов федеральных каналов и страниц ведущих деловых СМИ завлекали инвесторов, обещая им успешное финансовое участие в новых инвестиционных проектах. Потерпевшие уверены, что действия "Норд Капитал" и непосредственно Якова Шляпочника являются не чем иным как мошенничеством», — говорит адвокат Алексей Касаткин.
Следствие продолжается уже более восьми лет. В марте 2022 года потерпевшие написали очередную жалобу в Генеральную прокуратуру России. И получили ответ (копия документа имеется в распоряжении «Ленты.ру»), что предварительное следствие неоднократно приостанавливалось, но 31 марта 2022 года данное решение было отменено, а расследование продолжено. Следователю были даны указания о проведении конкретных действий, в том числе с участием потерпевших. Однако, как говорят сами потерпевшие, до настоящего времени ни одного из них не вызывали для участия в следственных мероприятиях.
Более того, 30 апреля 2022 года следствие вновь было приостановлено и возобновлено лишь в сентябре по требованию прокуратуры Москвы. А в это же время неизвестные лица угрожали супруге потерпевшего Дмитрия Солопова физической расправой в случае, если ее муж не оставит Якова Шляпочника в покое. Соответствующее заявление в правоохранительные органы было подано, но движения по нему пока нет.
При этом, по словам Андрея Смирнова, сейчас компания «Норд Капитал» работает под новым названием — «Алго Капитал» (Algo Capital), находится по тому же юридическому адресу и действует по той же лицензии Банка России.
«Еще на первоначальном этапе расследования потерпевшей стороной в адрес следствия были представлены многочисленные документы и аудиозаписи, содержащие сведения о совершенных в отношении Андрея Смирнова противоправных действиях конкретными сотрудниками "Норд Капитал". Эти сведения, по меньшей мере, должны были получить правовую оценку следователя. Прошли годы, а надлежащая оценка переданным следователю доказательствам так и не дана. Более того, следствие дважды "теряло" предоставленные потерпевшим материалы. В третий раз Андрей Смирнов передал их следователю Егору Карабанову уже в ГСУ Москвы. Сохранил ли он их — большой вопрос. Если бы бездействовал какой-то отдельно взятый следователь районного подразделения, то можно было бы предположить его сверхзагруженность, скорейший выход на пенсию, недостаточное материальное обеспечение и оперативное сопровождение. Но нет! Длительное бездействие следователей различных уровней и званий все больше напоминает либо опасную системную ошибку, либо — что более страшно — соотносится с элементами коррупции. Иначе как объяснить, что следователь районного отдела полиции в своем бездействии ссылался на отсутствие оперативников, а после их появления уже в ГСУ Москвы теперь уже новый следователь категорически не хотел с ними контактировать», — рассказал адвокат Касаткин.
Российское законодательство позволяет достаточно эффективно привлекать подобных злоумышленников к уголовной ответственности, но почему-то именно в нашей истории этого не происходит. В прессе и в обществе в настоящее время на повестке стоят вопросы доверия к правоохранительным органам. Но при сложившейся ситуации ни о каком доверии речь не идет. Бездействие, халатность и неорганизованность — это явно системная ошибка, грозящая негативными последствиями не только Дмитрию Солопову, Андрею Смирнову и Елене Артемьевой, но и всем гражданам страны.
При этом в нынешней экономической и геополитической ситуации очень важны позитивные примеры инвестирования, страна нуждается в экономически активных гражданах, готовых вкладывать свои средства в развитие российской экономики. Но в данной ситуации мы видим, что бездействие следователей никак не соответствует политике государства.
«Защита прав и свобод граждан России, укрепление законности и правопорядка — это базовые принципы развития страны», — заявил президент России Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России 15 марта 2023 года.
«На днях уже новый следователь Виктория Саушкина заявила потерпевшей Елене Артемьевой, что уголовное дело в очередной раз приостановлено и не расследуется, так как потерпевшие не проявляют к нему интерес. И это при наличии нескольких десятков жалоб в Следственный департамент МВД России, Генеральную прокуратуру и прокуратуру Москвы, а также обращений в Государственную Думу. Создается ощущение, что каждый новый следователь — это чистый белый лист, который заново необходимо заполнять», — комментирует Андрей Смирнов.
«Мы обращаемся к Генеральному прокурору России, и просим считать изложенные в настоящей публикации сведения информацией о совершаемом должностными лицами следственных органов МВД преступлении по укрывательству злоумышленников, похитивших денежные средства потерпевших в особо крупном размере, от уголовной ответственности в течение длительного времени», — заявили потерпевшие Дмитрий Солопов, Андрей Смирнов и Елена Артемьева. Остается надеяться, что после подобного обращения дело сдвинется с мертвой точки.