Экономика
16:12, 6 апреля 2023

Продукты на полку. Как обеспечить баланс интересов торговли и поставщиков

Ольга Сенаторова
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Пустеющие полки продуктовых магазинов вызывают панику в западных странах. В России, несмотря на санкции, нет и намека на дефицит продуктов. Как бизнес адаптируется к новой реальности, обсудили с представителями ассоциаций потребителей и органов власти ключевые игроки рынка продуктовой торговли на круглом столе, организованном Институтом развития предпринимательства и экономики.

Импортозамещение в деталях

Продовольственную безопасность в России провозгласили первоочередной государственной задачей в 2014 году, когда страна впервые подверглась жестким санкциям со стороны западной коалиции. На круглом столе представили наглядные результаты беспрецедентных мер по развитию производства продуктов питания.

Участники круглого стола отметили, что зависимость от импорта продовольствия в российских торговых сетях и на маркетплейсах существенно снизилась. Если в 2014 году доля импортных продовольственных товаров в розничной торговле составляла более трети — 34 процента, то к 2021 году этот показатель составил уже менее четверти — 24 процента. Сейчас в крупнейших торговых сетях доля импорта не превышает 10 процентов.

Наиболее впечатляющих результатов импортозамещение показало в такой категории продуктов, как мясо и птица: здесь доля импорта упала с 19,6 до 5,4 процента. Снизилась доля импортных животных и растительных масел, сахара, круп. В отношении фруктов и овощей доля импорта колеблется в зависимости от сезона, но и тут успехи очевидны. Заместить отечественной продукцией, по понятным причинам, невозможно только кофе и чай.

В то же время, как отметили участники круглого стола, все еще сохраняется зависимость российской пищевой промышленности от импортного сырья, материалов, запасных частей и оборудования для производств.

Продавай российское

Чтобы стимулировать продвижение отечественных продуктов питания на прилавки магазинов, российские власти предлагают ввести обязательные лимиты для торговых сетей. Эта инициатива получила известность как «закон о российской полке».

Кроме того, предлагают пересмотреть само понятие «российский товар». Сейчас это любая продукция, произведенная в России. По новым правилам предлагают не считать российскими товары, если производственные мощности контролируют иностранцы или лица с двойным гражданством. Права на товарные знаки тоже не должны принадлежать иностранным гражданам и юридическим лицам.

Законопроект пока еще только обсуждают в отраслевом сообществе и профильных органах власти. На круглом столе представитель Института развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ) напомнила, что аналогичные законопроекты уже были отклонены в 2014 и 2015 годах. На то был целый ряд причин. Такой протекционизм противоречит нормам Конституции, Договора о ЕАЭС и правилам Всемирной торговой организации (ВТО) — это причина формального свойства. Но более существенными стали практические соображения, которые сохраняют актуальность и сейчас.

Во-первых, принуждение продавцов торговать российскими товарами не решит главной задачи — модернизации отечественного производства и повышения конкурентоспособности российских товаров. По мнению экспертов, один из возможных сценариев заключается в том, что преференции будут провоцировать снижение качества и рост цен, а нечеткие критерии для определения «отечественного производителя» откроют путь коррупции и злоупотреблениям.

Спорный момент

Законопроект радикально меняет критерии, по которым товары будут относить к отечественному производству, отмечает Дмитрий Востриков, исполнительный директор Руспродсоюза. Он считает, что прежде чем принимать новый закон, следует проанализировать статистику по продажам продовольственных товаров, которые будут считаться отечественными по предложенным правилам. Это позволит взвешенно оценить последствия изменения правил для рынка.

Представители российского ретейла подтверждают, что в их магазинах доля товаров отечественного производства и без того велика, констатировали на круглом столе. Даже в международных торговых сетях, продолжающих работать в России, по максимуму фокусируются на закупки у местных поставщиков.

Ретейлеры подчеркивают, что им выгоднее работать с российскими производителями, чем закупать импортные товары. Партнерство с локальными поставщиками сокращает издержки: не нужно тратиться на логистику, беспокоиться о высоких рисках срыва поставок. Но величина доли российских товаров в ассортименте зависит от количества добросовестных производителей, готовых выполнять все договоренности с магазином.

Именно стратегия работы с российским производителем помогла выстоять в прошлом кризисном году, заметила Юлия Храмайкова, руководитель управления по взаимодействию с органами госвласти «Магнит». Но, по ее словам, просто поставить товар на полку недостаточно. «Нужно помочь российским производителям успешно конкурировать с теми, кто сейчас занимает заметную долю на полке, — пояснила Юлия Храмайкова. — Для этого надо рассказывать покупателю, почему этот товар стоит приобрести. Если не вести активные маркетинговые кампании, товар просто останется стоять на полке и в итоге уйдет в списание. Вопрос с продвижением и маркетингом — приоритетный».

Принципиальный вопрос

Одним из главных вопросов, поднятых в ходе круглого стола, стали разногласия по поводу сокращения сроков для оплаты поставок скоропортящихся продовольственных товаров. Сейчас действует закон, принятый в 2016 году, по которому ретейлер обязан оплатить поставку товара со сроком годности менее десяти дней в срок до восьми дней.

Группа депутатов от нескольких партий внесла на рассмотрение в Госдуму предложение обязать торговлю рассчитываться за поставки товаров со сроком годности менее пяти дней в срок не более четырех рабочих дней, а для товаров со сроком годности от шести до девяти дней оставить прежний срок оплаты — не более восьми рабочих дней. Прежний срок для оплаты поставок готовы оставить и для товаров с более длительным сроком хранения.

Помимо этого, депутаты предложили установить особые условия для социально значимых товаров. По ним срок оплаты не должен превышать десяти календарных дней независимо от срока годности.

Поставщики в целом поддерживают этот законопроект, так как сокращение сроков оплаты позволит синхронизировать поступление денег с производственным циклом и ускорить расчеты с контрагентами. В условиях высокой инфляции, когда цены на сырье, упаковку и прочие расходы растут, такое нововведение поможет оптимизировать затраты.

Однако ретейлеры считают, что изменение схемы расчетов доставит им немало хлопот и может привести к убыткам. Понадобится перестраивать торговые операции, вырастет потребность в оборотных средствах. Это может привести к уменьшению числа заказов, что, в свою очередь, выльется в сокращение ассортимента и уменьшение количества товаров на полках магазинов.

Более эффективной альтернативой мог бы стать льготный (субсидированный государством) факторинг для российских производителей продуктов питания. Участники рынка в прошлом уже выступали с такой инициативой, но она не нашла поддержки в Минфине. Возможно, в изменившихся обстоятельствах стоит попробовать сделать новый заход, отметили на круглом столе.

Столкновение интересов

Предметом наиболее острых разногласий в продуктовом ретейле остаются штрафы, которые торговые сети выставляют поставщикам за недопоставленный товар, если поставщик не подтвердил заказ.

В конце декабря 2022 года палата поставщиков Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка предложила забрать у торговых сетей право применять такого рода штрафные санкции к поставщикам. По мнению поставщиков, сейчас в законодательном поле дисбаланс сильно смещен в пользу интересов ретейла. Ретейл сильнее, он более защищен, считают поставщики, в результате возникает риск злоупотребления штрафами со стороны магазинов. Также в договорах поставок нет гарантий оплаты определенного объема товара, что ставит поставщиков в невыгодное положение.

Со своей стороны ретейлеры опасаются, что лишение их права применять штрафные санкции ослабит дисциплину поставок: поставщики будут отказываться от заказов, отправляя товары тем, кто предложит более выгодные условия. Помимо этого, торговые сети могут регулировать применение штрафов в зависимости от обстоятельств — например, полностью отказываться от них в ситуации, когда поставить нужный объем объективно невозможно.

Подтверждение заказов на товары сегодня участники рынка называют самым проблематичным моментом. Поставщики опасаются, что нынешний год будет сложнее прошедшего, и неизвестно, с какими сложностями придется столкнуться, поэтому они хотят иметь возможность безнаказанно отменить поставку, если не получается выполнить заказ.

По мнению поставщиков, торговые сети склонны преувеличивать, когда предсказывают пустые полки магазинов из-за того, что поставщики получат право отказываться от заказа по договору. На круглом столе отметили, что пример «Азбуки вкуса» и X5 Group свидетельствует об отсутствии риска столкнуться с дефицитом товаров, если перейти на договоры с подтверждением заказа.

В то же время Станислав Богданов, вице-президент, директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group, придерживается мнения, что успешные практики, достигнутые в сотрудничестве участников рынка, должны оставаться в рамках саморегулирования. Это позволит сохранить гибкость в отношениях между поставщиками и торговыми сетями, а введение запрета на штрафы за недопоставку не решает ключевой задачи — повышения прогнозирования спроса, считает Станислав Богданов. Чтобы ее решить, ведется активная совместная работа с поставщиками, результатом которой должны стать более предсказуемые объемы заказов.

Кооперация на уровне

Участники круглого стола также подняли вопрос об ограничении доступа субъектов малого и среднего бизнеса и к торговым полкам классических торговых сетей, и к витринам маркетплейсов. Участники круглого стола сошлись во мнении: основная проблема тут в том, что предпринимателям, чтобы соответствовать масштабам больших торговых площадок, необходимо кооперироваться. В одиночку им не потянуть ни нужные объемы, ни регулярность поставок, затруднительно заниматься предпродажной подготовкой продукции и логистикой, не хватает и инфраструктуры сбыта товаров.

Проблема постепенно решается, поделились на круглом столе эксперты ИРПЭ анализом данных, предоставленных Корпорацией МСП. Крупные торговые организации активно вовлекают предпринимателей в свои бизнес-процессы.

Сформировалась целая экосистема поддержки, оператором которой стала Корпорация МСП. Меры поддержки сбыта для сельхозкооперативов и фермеров — членов сельхозкооперативов включают упрощенный доступ к закупкам, помощь при взаимодействии с торговыми сетями, общую информационно-методическую поддержку. Для производителей сельхозпродукции запущен проект «Фермерский островок», участники которого получают возможность открывать точки продаж своей продукции в помещениях больших торговых сетей.

На круглом столе подняли вопрос: достаточно ли сделано для поддержки малого и среднего бизнеса, с какими трудностями сейчас сталкиваются предприниматели и торговые сети с маркетплейсами при выстраивании сотрудничества и что нужно сделать для его дальнейшего развития, чтобы ограничения превратились в миф.

Усилия региональных и федеральных сетей по обеспечению разнообразия продукции на полках похвальны, однако это ситуативная мера, полагает Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России. По его мнению, приоритетным каналом для реализации продукции предприятий малого и среднего бизнеса должны стать небольшие магазины, потому что «малыши» — органические партнеры друг для друга. Важно, чтобы региональные власти поддерживали развитие местных магазинчиков, которые привлекают потребителя локальными брендами.

Общим знаменателем, по мнению участников круглого стола, стал вывод о том, что сейчас отрасли не нужно дополнительное регулирование со стороны государства, — намного эффективнее искать способы понять друг друга в ходе подобных открытых обсуждений.

< Назад в рубрику