Карьера главы Внешэкономбанка и замминистра финансов Владимира Чернухина резко оборвалась в 2004 году с отставкой его покровителя Михаила Касьянова. Он срочно эмигрировал в Лондон, где с комфортом обосновался благодаря выведенным из России активам. О том, как российский госчиновник строил бизнес на родине и за ее пределами, — в материале «Ленты.ру».
Россия подарила миру куда больше долларовых мультимиллионеров, чем можно узнать из СМИ. Имена большинства из никому не известны, зато состояния легко составят конкуренцию богатству крупнейших промышленников и бизнесменов. Это невидимые герои коррупционного фронта — бывшие чиновники и сотрудники госкомпаний.
Сколотив состояние, они уезжают из страны, а на новой родине нередко занимаются банальным доносительством на бывших соотечественников, за копейки продают гостайны и стремятся подкупить местные элиты в надежде, что те не сдадут их в руки российской фемиды.
Главное правило их жизни — «не отсвечивай». Они следуют ему до тех пор, пока не попадутся на своих махинациях. Тогда они начинают делать единственное, что умеют — врать, изворачиваться и валить вину на других. «По Лондону гуляют сотни, если не тысячи чернухиных. Их не посылали и не вербовали, но у них есть причины оставаться верными», — говорил в интервью британской Independent политический активист и борец с коррупцией Роман Борисович.
Как пишет издание, «На бумаге они (семейная чета Чернухиных — прим. «Ленты.ру») изгнанники путинского режима, о чем должно свидетельствовать решение Чернухина бежать из Москвы в Лондон в 2004 году. Но хотя некоторые СМИ называют их политическими диссидентами, для этого мало фактических оснований — все время своего пребывания в Великобритании Чернухин старательно хранит молчание». На это молчание у Чернухина есть несколько веских причин.
Свой трудовой путь Владимир Чернухин начал в «Техмашэкспорте» — советской организации, которая занималась экспортной торговлей. Кто помог вчерашнему школьнику устроиться в такое престижное место, неизвестно. Обычный советский выпускник, не поступивший в вуз, мог рассчитывать только на немедленный призыв в армию. Шансы получить работу в экспортных организациях были исключительно у людей с большими связями.
Стоит отметить, что все эти структуры связывали с советскими спецслужбами, а их реальной деятельностью всегда считался промышленный шпионаж. В 1996 году Чернухина пригласили во Внешэкономбанк на должность заместителя начальника департамента кредитов и гарантий. Спустя два года он возглавил кредитный департамент банка, а в сентябре 1999-го распоряжением правительства России был назначен зампредом ВЭБа. Его дальнейшую судьбу решал уже тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов, благодаря которому в 2000 году Владимира назначили на должность заместителя министра финансов.
Чернухин стал доверенным Касьянова по самому широкому кругу вопросов, а в 2002 году был назначен на пост председателя ВЭБа. По настоянию господина Касьянова банку было доверено управлять пенсионными накоплениями граждан, — писал «Коммерсант».
На посту заместителя министра финансов Чернухин не запомнился большими достижениями. Зато был полезен своему куратору. Как писала «Версия», ссылаясь на газету «Трибуна», «именно Чернухину Михаил Касьянов в 1999 году поручил заняться урегулированием невероятно скандальной (даже по меркам 90-х годов) историей с пропажей 231 миллиона долларов государственной ВПК "МАПО" на финансирование поставки в Индию истребителей МиГ-29. Эту сделку в марте 1997 года инициировал тогдашний первый заместитель министра финансов Андрей Вавилов (…) Сразу после сделки с МИГами Вавилов спешно покинул Минфин, оставив Касьянова на хозяйстве». Тот в свою очередь отправил Чернухина договариваться с начальством МАПО о том, чтобы самолетостроители выше головы не прыгали и признали долг за собой. А за самопожертвование Касьянов им долги потом спишет.
Сделка и по сей день впечатляет своими масштабами, а поучаствовать в ней успели чуть ли не все высшие чины той многострадальной эпохи — от олигарха Владимира Потанина до мелких исполнителей вроде Чернухина и его заместителей. По факту хищения бюджетных средств было возбуждено уголовное дело. Под подозрение попали Потанин и Вавилов. Последнего в конечном итоге признали виновным. До чиновников ранга Чернухина в ту пору никому дела не было.
Подобных историй в биографии Чернухина немало. Например, его имя фигурирует в докладе, опубликованном некоммерческой организацией Corruption Watch UK. В докладе рассказывается о том, как скандальные бизнесмены, сомнительные офшорные фирмы и коррумпированные политики использовали соглашения о реструктуризации долга Анголы перед Россией для собственной выгоды.
«За те неполные два года, что Чернухин руководил банком, ВЭБ прославился в первую очередь монополизацией пенсионных денег. Решение о наделении банка полномочиями государственной управляющей компании, которой по умолчанию достались накопительные счета 97 процентов россиян, подпадающих под пенсионную реформу, принималось при самом деятельном участии экс-премьера Михаила Касьянова и экс-председателя Пенсионного фонда, а ныне министра здравоохранения Михаила Зурабова», — писал журнал «Компания».
В начале 2004 года Касьянов попал в опалу и был снят с поста премьер-министра. Следом за ним покатилось много лояльных ему голов. В том числе и голова Чернухина. Не спас касьяновского протеже и орден Почета, врученный Чернухину лично президентом Путиным. После ареста своего подчиненного, которого обвинили в получении взятки, Чернухин решил начать новую жизнь в Лондоне.
Работу в Англии, как и в России, Чернухин нашел не сам. Пользуясь связями бывшей жены, он получил протекцию британского магната Натаниэля Ротшильда, который создал для Чернухина вакансию, чтобы тот мог получить рабочую визу. Оклад бывшего чиновника составил 275 тысяч фунтов стерлингов в год.
Между тем Чернухин эмигрировал не с пустыми руками. Уже через 2 года после переезда в Лондон бывший российский чиновник приобрел одно из самых красивых офисных зданий в Лондоне — бывшее здание Midland Bank. Чернухин отдал за него 72 миллиона фунтов стерлингов при рыночной стоимости в 40 миллионов.
До недавнего времени о происхождении капиталов Чернухина можно было только догадываться. Доказательства появились в 2021 году после публикации «Архива Пандоры», из которого стало известно о наличии у Чернухина и его жены Любови Голубевой трех трастов, 32 компаний и других активов на 100 миллионов фунтов стерлингов. Документы «Архива Пандоры» позволяют предположить, что Чернухин, возможно, мог пользоваться служебным положением в бытность главой ВЭБа для продвижения собственных бизнес-интересов», — сообщала «Советская Россия».
Кстати, свидетельствуя в Высоком суде Лондона в 2018 году, Чернухин рассказывал, как обсуждал с мэром Москвы Юрием Лужковым девелоперский проект, долей в котором тайно владел. «В обмен на помощь Лужкова Чернухин предлагал содействие в решении вопроса о долгах двух московских заводов перед ВЭБом. Территория этих предприятий потенциально представляла интерес для застройщиков, крупнейшим из которых в бытность Лужкова мэром была компания его жены Елены Батуриной», — писала «Советская Россия».
«"Архив Пандоры" показал, как они (Чернухины — прим. «Ленты.ру») тайно покупали недвижимость в стране через офшорные компании. Семейная пара владеет загородным поместьем в Оксфордшире стоимостью 10 миллионов фунтов стерлингов, таунхаусом за 30 миллионов фунтов стерлингов с видом на лондонский Риджентс-парк и зданием в богатом лондонском районе Мейфэр, оцениваемым в 38 миллионов фунтов стерлингов», — подчеркивала «Советская Россия».
За все время жизни Чернухина в Великобритании власти Туманного Альбиона ни разу не задавались вопросом, откуда у бывшего российского чиновника столько средств, чтобы еще и жертвовать на поддержку британской политической партии. Как пишет информационное агентство «Красная весна» со ссылкой на «Досье Пандоры» ВВС, «одним из крупнейших спонсоров правящей Консервативной партии Великобритании за последние 10 лет оказалась Любовь Чернухина — жена российского чиновника Владимира Чернухина, который был заместителем министра финансов во время первого президентского срока Путина».
При этом в Великобритании не возникает вопросов о «чистоте» этих средств. На просьбу прокомментировать факты о спонсорах, вскрытые благодаря «Архиву Пандоры», Борис Джонсон ответил, что все пожертвования проходят надлежащую проверку по правилам, установленным еще в бытность оппозиции у власти». При этом «одна из транзакций показала, что Сулейман Керимов, магнат, связанный с Кремлем, перевел Владимиру Чернухину 6,1 миллиона фунтов. Сделка приобретает особую остроту, учитывая, что господин Керимов с 2018 года находится в санкционных списках США», — отмечает Independent.
По данным Sunday Times, Любовь Чернухина является членом элитного клуба доноров, пользующихся свободным доступом к политическому руководству страны. При этом, судя по файлам «Архива Пандоры», Чернухины не торопятся рвать связи с Россией, несмотря на то, что уже давно не считают ее своей родиной.
Британские поставщики финуслуг «позволяют постсоветским элитам отмывать свои деньги и репутацию», — говорится в докладе британского Королевского института международных отношений (Chatham House), опубликованном в декабре 2021 года.
По мнению аналитиков центра, правительство Великобритании должно принять новый подход к этой проблеме, направленный на «создание враждебной среды для мировых клептократов». Неэффективность государственных регулирующих органов привела к тому, что постсоветские клептократы, нанимающие дорогих адвокатов, добиваются решений судов в свою пользу и срывают «попытки регулирующих органов преследовать в судебном порядке политически значимых лиц».
Именно дорогие адвокаты и помогли Чернухину в 2017 году отсудить у Олега Дерипаски 95 миллионов фунтов за долю своей бывшей гражданской жены, Лолиты Данилиной, в «Трехгорной мануфактуре». В 2000-х Данилина стала партнером Олега Дерипаски в будущем девелоперском проекте на Трехгорной Мануфактуре в Москве. Ей принадлежала доля в совместном предприятии Navio Holdings, владевшим Трехгорной мануфактурой.
В 2015 году после того, как Чернухин уже разошелся с гражданской женой, он подал на Дерипаску в суд иск с требованием выплатить ему долю Данилиной. В британском суде Чернухин утверждал, что был «теневым партнером» Дерипаски, в то время как Данилина играла роль подставного лица. По его словам, именно он, занимая тогда должность заместителя министра финансов, заплатил 5 миллионов долларов за долю в Navio Holdings. Заявление довольно сомнительное — известно, что как раз Данилина, в отличие от Чернухина, в конце 90-х имела опыт и связи в текстильной промышленности.
«В рамках спора господин Чернухин заявляет, что, находясь на государственном посту и будучи заместителем министра финансов России и председателем ВЭБ, тем не менее являлся теневым акционером "Трехгорной мануфактуры"», — говорили тогда в пресс-службе «Базового Элемента». В действительности партнером Базэла была Лолита Данилина, которая долгое время занималась операционным управлением предприятием. В настоящее время она тоже отстаивает свои интересы в суде и подала против Чернухина иск в Высокий суд Лондона.
Суд занял сторону Чернухина и отказал Дерипаске в апелляции. А в качестве гарантии того, что Дерипаска выплатит компенсацию, в суд были предоставлены акции компании En+, по стоимости значительно превышающие сумму компенсации. Решение суда было исполнено в 2019 году, деньги были выплачены.
За год до этого США ввели санкции против Дерипаски и его компаний. Это коснулось в том числе и En+, акции которой выступали в качестве гарантии по суду с Чернухиным. Санкции поставили под угрозу выживание En+. И для того, чтобы сохранить компанию, Дерипаска по соглашению с министерством финансов США снизил свою долю в En+ с контролирующей до 44,95 процента. В качестве покупателя 20 процентов акций выступал ВТБ, обязательным условием которого была перерегистрация компании из Джерси в Россию.
На этой неделе, как сообщает агентство Reuters, Высокий суд Лондона отказал Чернухину в удовлетворении иска. Судья Марк Пеллинг также отказал Чернухину в апелляции, заключив, что его претензии не имеют под собой оснований, а юридическая позиция лишена смысла.
Представитель Дерипаски заявил РБК, что иск экс-главы ВЭБа «развалился в суде, как карточный домик». «Его обвинения лживы, мотивация мелочна, а поступки бесчестны. Поведение, характерное скорее для бессовестного казнокрада, чем для английского джентльмена, которым Чернухин пытается себя выставить. Приятно видеть, что британский суд пришел к такому же выводу», — сказал он.