«Лента.ру» продолжает цикл публикаций об истории украинского криминала. Преступные группировки с Украины стали одними из самых мощных этнических криминальных сообществ на постсоветском пространстве, но специальная военная операция осложнила им жизнь на родине, заставив искать более спокойные места за ее пределами. Это первое в российских СМИ исследование украинского криминала, который теперь может оказаться куда ближе к России, чем когда-либо в истории. В прошлый раз речь шла об одесском воре в законе Артуре Ерошевском, который строго следовал воровскому закону и вел бескомпромиссную войну с кавказской мафией. Сегодня наш рассказ — о самом влиятельном украинском воре в законе Сергее Лысенко (Лера Сумской), который до сих пор держит под контролем Сумскую область, ставит смотрящих в другие регионы и курирует все колонии страны. Возведенный в статус третейского судьи Лысенко отсидел 23 года, но не отказался от воровского титула.
В жалобе, поступившей в правозащитную организацию от заключенного одной из украинских колоний, говорилось, что тюремщики регулярно насилуют арестантов, загоняют им под ногти иголки, прижигают окурками. Правозащитники добились проверки в колонии, но информация о пытках не подтвердилась. По одной из версий, неприятности тюремной администрации пытался устроить вор в законе Лера Сумской, который хотел сместить старое руководство и добиться назначения нового — более лояльного к соблюдению воровских законов на зоне.
О детстве украинского вора номер один Сергея Лысенко (Лера Сумской) известно немногое. Родился 31 августа 1954 года в городе Сумы, особыми успехами в школе похвастаться не мог, зато имел весомый авторитет среди дворовой шпаны. На зону впервые отправился, едва отметив совершеннолетие — в октябре 1972-го получил два года за хулиганство.
Авторитет вспоминал, что когда первый раз попал в тюрьму, ему было совершенно не страшно.
С первых дней на зоне Сергей оказался в числе тех, кто активно противостоял тюремной администрации: к «хулиганке» прибавились еще девять статей, в том числе обвинения в краже и незаконном хранении оружия. Срок Лысенко увеличился до шести с половиной лет — на волю он вышел лишь в 1980 году. Как оказалось — всего на несколько месяцев: в октябре 1980-го Сергей вернулся на зону и отсидел три года. К этому времени приверженность воровским традициям и противодействие лагерной администрации снискали Лысенко славу в криминальном мире. Многие авторитеты говорили о нем как о настоящем воре, поборнике старых идеалов.
Еще одна ходка на зону случилась в 1988 году и стала для Лысенко знаковой: после его выхода на волю в 1992 году воровское сообщество решило принять идейного рецидивиста в свои ряды.
Короновал Лысенко очень уважаемый в криминальном мире вор в законе Александр Кочев (Вася Корж). Кроме него «крестными отцами» Леры Сумского считаются воры Юрий Иванов, Нодар Фаризян (Ноно) и Захарий Калашов (Шакро Молодой). На церемонии получения титула, которая проходила в августе 1993 года в сумском ресторане «Вечорныци», присутствовало немало авторитетов еще советского криминального мира.
Однако были среди воров и такие, которые питали к новообращенному явную антипатию: к примеру, Тамаз Пипия (Тамаз Сухумский) категорически отказался признавать Лысенко вором. Впрочем, обосновать причины своего нежелания он толком не смог, поэтому вынужден был в итоге согласиться с большинством.
К слову, сын Лысенко пошел по стопам отца: по некоторым данным, в настоящий момент он отбывает срок в одной из колоний на территории России.
Очередное задержание Сумского произошло 31 декабря 1996 года — в день, когда в Харькове хоронили Васю Коржа, убитого в немецком Франкфурте-на-Майне.
Лысенко заподозрили в умышленном уничтожении имущества, при обыске в его автомобиле нашли наркотики и на полгода, пока шло следствие, отправили в СИЗО. В итоге он, согласно приговору Жовтневого суда Харькова, получил шесть месяцев и девять дней лишения свободы, но поскольку этот срок к моменту вынесения приговора он отсидел в изоляторе, то был освобожден прямо в зале суда.
На свободе Сумской пробыл чуть больше месяца — уже 30 августа 1997 года на его запястьях вновь защелкнулись наручники: вора в закона обвинили в вымогательстве. Этот срок стал последним и самым большим за всю историю ходок Лысенко — Шосткинский суд назначил ему семь лет лишения свободы. Наказание вор в законе отбыл от звонка до звонка и освободился в 2004 году — 31 августа, в день своего пятидесятилетия.
За собой Лысенко оставил контроль практически над всеми колониями Украины, в каждой из которой у вора имеются свои смотрящие.
Несмотря на то что больше на зону Сумской не возвращался, он неоднократно задерживался стражами порядка для так называемой профилактики. Не поленились оперативники наведаться и на празднование 54-го дня рождения Лысенко, которое он устроил в ялтинском ресторане «Тифлис». Вбежавшие в самый разгар веселья спецназовцы задержали 28 человек, в числе которых оказалось немало воров в законе и других представителей криминального мира.
У одного из гостей было изъято удостоверение советника по вопросам экономической безопасности координационного центра Ассоциации делового сотрудничества с секретариатом президента, Верховной Радой и кабинетом министров Украины. Привезли в околоток и самого именинника, которого сильно разозлило появление стражей порядка на его празднике. Авторитет пытался оказать им сопротивление, за что в итоге был оштрафован на крупную сумму.
В 2009 году Сумской оказывался в отделениях милиции дважды. В феврале он был задержан в одном из ресторанов Киева; при обыске в его автомобиле оперативники обнаружили огнестрельное оружие, но в СИЗО авторитета не заключили.
Следующий привод Лысенко состоялся всего месяц спустя: вора в законе скрутили в гостинице «Украина». По оперативным данным, в отеле проходила воровская сходка, на повестке которой были вопросы перераспределения сфер криминального влияния в Западной и Центральной Украине. При себе у Сумского было обнаружено наркотическое вещество метадон, однако и на этот раз за решетку он не попал и был отпущен под подписку о невыезде.
Не отставали от украинских коллег и российские правоохранители: в июне 2012 года Лысенко, намереваясь посетить воровскую сходку в Москве, прибыл на поезде на Киевский вокзал, где был задержан осведомленными о его планах оперативниками.
Год спустя, в августе 2013-го, вор в законе вновь попал в руки российских оперативников, когда обедал в ресторане «Ласточка» на Лужнецкой набережной в Москве. Причиной визита в Россию Лысенко назвал любовь к истории.
Одно из последних «профилактических» задержаний произошло в декабре 2018 года в украинском Ивано-Франковске, на вопрос о цели визита в город вор в законе ответил весьма лаконично: «Коррумпировать вас». Во время допросов Лысенко ни разу не отказывался от воровского звания — он либо подтверждал статус, либо ловко уходил от ответа.
Не побоялся авторитет заявить о своем титуле на всю страну: в интервью украинскому телеканалу ICTV он подтвердил, что является вором в законе и назвал свой статус образом жизни. Особое негодование у авторитета вызвала попытка введения в УК статьи за звание вора в законе — Лысенко считал, что судить необходимо за реальные проступки, а не «просто за имя».
С каждой ходкой рос авторитет Леры Сумского в криминальном мире. Ему с легкостью удавалось поднимать бунты среди заключенных в колониях, где он сидел. На воле вор в законе участвовал в разрешении разнообразных конфликтов в качестве третейского судьи, в также помогал различным категориям граждан в решении их проблем.
Порой его решения приводили к довольно острым конфликтам, которые ставили под угрозу статус и жизнь вора в законе. Подобная ситуация сложилась, когда к Лере обратился смотрящий одной из колоний в Хмельницкой области с просьбой разъяснить статус осужденного за грабежи и разбой Давида Эбралидзе.
Сын вора в законе Амирана Эбралидзе, Давид недолго думая объявил вором и себя, за что чуть было не поплатился жизнью, — Лысенко посоветовал зэкам расправиться с самозванцем. Эбралидзе-младшего спасло вмешательство влиятельного родителя, который затаил смертельную обиду на Леру Сумского. Лысенко в поисках поддержки у воровского сообщества даже пришлось ехать в Москву — к своим союзникам Аслану Усояну (Дед Хасан) и Юрию Пичугину (Пичуга). Видимо, они помогли ему, потому что конфликт, грозивший выйти на межгосударственный уровень, был урегулирован: внезапно Амиран передумал мстить, и авторитеты помирились.
В 2004 году Лера Сумской перебрался в Россию, но фактически жил на две страны: он часто приезжал на Украину, где держал под контролем нелегальную игровую индустрию и подпольные цеха по производству алкогольной продукции. Среди других источников доходов вора в законе называют торговлю наркотиками и оружием.
В июне 2011 года в Сумах была задержана банда из пяти разбойников, которые нападали на богатых посетителей ночных клубов и прохожих, грабили их, а также занимались рэкетом. Лидер группировки по имени Муса пользовался серьезной поддержкой Леры Сумского, заявляла пресс-офицер УМВД Украины в Сумской области Марина Клева. По данным правоохранителей, авторитет за свое покровительство получал неплохое вознаграждение с каждого налета — как правило, деньги шли на приобретение продуктов питания и сигарет, которые отправляли в украинские колонии.
Приписывают Лысенко и крышевание крупного харьковского рынка у станции метро имени академика Барабашова. По некоторым данным, в свое время под контролем Лысенко с этого рынка в отдел пограничной службы «Белополье» Сумского пограничного отряда регулярно привозили партии нелегалов-вьетнамцев. Таким образом, пограничники регулярно отчитывались перед вышестоящим начальством о ликвидации нелегальных каналов миграции граждан Вьетнама, а Лера Сумской в качестве благодарности за помощь получал покровительство и благосклонность пограничников.
Среди украинских воров в законе ближайшими сподвижниками Лысенко считались Андрей Недзельский (Неделя), которого Сумской поставил смотрящим за Киевом, и Алексей Сальников (Леха Краснодонский) — смотрящий за Донбассом, умерший в августе 2016 года от передозировки наркотиков. В Крыму позиции Лысенко были укреплены в 2008 году, когда смотрящим за полуостровом стал видный представитель славянского крыла воров Анатолий Якунин (Сенька Самарский).
В 2007 году над Лысенко вновь нависла угроза уголовного преследования за вымогательство: вор в законе попытался установить контроль за рядом предприятий и парковок в Киеве, но неожиданно нарвался на жесткий отпор коммерсантов. Не желавшие делиться своей прибылью с Лысенко, предприниматели обратились в УБОП. Не дожидаясь развития конфликта, один из самых авторитетных людей Украины вновь уехал в Россию.
Но 26 ноября 2011 года воровской мир Украины пережил печальное событие: в возрасте 44 лет от онкологического заболевания скончался самый авторитетный законник страны Сергей Мамедов (Мамед). Он начинал свой преступный путь в ОПГ Игоря Ткаченко (Черепа), титул получил в 2000 году в Донецке, был ярым противником наркотического засилья Украины и старательно укреплял в стране воровские традиции.
Сравниться по степени влияния с Мамедом могли теперь разве что смотрящий за Одессой Антимоз Кухилава (Антик) и Лера Сумской. Но поскольку в 2009 году Антик был задержан и депортирован в Грузию, после смерти Мамеда Лысенко фактически стал единственным лидером воровского мира Украины. К этому времени у вора в законе насчитывалось шесть ходок — по совокупности он провел в заключении 23 года.
По некоторым данным, Сумской приложил руку к скандалу, который случился в 2019 году вокруг ИК-77, расположенной в Бердянске. В сети было обнародовано интервью с одним из заключенных, который рассказывал о зверских издевательствах, которым подвергались обитатели колонии (речь об этом шла в начале статьи).
На родине у авторитета сложились прочные связи не только с криминалитетом, но и рядом чиновников, некоторые из них даже не отрицают свою дружбу с Лерой — как, например, бывший депутат Сумского городского совета Анатолий Жук.
Жук был расстрелян киллером 2 августа 2018 года.
В феврале 2022 года, через несколько дней после начала СВО, авторитет объявил, что весь криминальный мир Сум вступит в ряды территориальной самообороны, обосновав свое решение словами «каждый вправе защищать свой дом, в том числе с оружием в руках».
Членам сумских ОПГ он разрешил вооружаться на официальном уровне — все они вошли в охранный отряд мэра города Александра Лысенко, родственника Леры Сумского.
Свое мнение о том, что каждый имеет право защищать свой дом с оружием в руках, Лысенко пришлось отстаивать на воровской сходке в Дубае, которую созвал самый авторитетный российский вор в законе Бадри Когуашвили (Кутаисский) весной 2022 года. На этой встрече влиятельные авторитеты напомнили Лере Сумскому о старом законе: воры за оружие браться не должны, а уж тем более иметь что-то общее с властями и участвовать в боевых действиях. Однако Лысенко от своей позиции не отказался.