Культура
00:01, 15 апреля 2023

В сети — сумасшедший шпионский триллер «Кроличья нора» с Кифером Сазерлендом. Чем он удивляет, кроме теорий заговора?

Илья Кролевский (Редактор отдела «Культура»)
Кадр: сериал «Кроличья нора»

В сети вышла «Кроличья нора», самый бесстыже-плутовской сериал года со звездой культовых «24 часов» Кифером Сазерлендом в главной роли. Переполненный сюжетными поворотами и конспирологическими теориями шпионский триллер задается вопросом, кому можно доверять, когда демократия находится в опасности (спойлер — никому!). «Лента.ру» рассказывает, чем еще удивляет этот сериал.

Джон Уир (Сазерленд) — настоящий виртуоз от мира корпоративного шпионажа, но идут к нему вовсе не за тем, чтобы выведать тайны конкурентов, а для куда более тонких задач. Уир и его команда в совершенстве владеют искусством социальной инженерии — они обводят вокруг пальца топ-менеджеров компаний и руководителей хедж-фондов настолько мастерски, что любые обвинения в мошенничестве в их адрес будут звучать попросту безумно. Для Джона же вынудить крупного инвестора продать все акции фармкомпании разом или подвести двух незнакомых друг с другом чиновников под подозрение в сговоре и взяточничестве — задачки на раз плюнуть. Уир любит свою работу, ведь она заключается в вытягивании денег у отпетых, как он сам говорит, негодяев.

Разумеется, ведя столь рисковую плутовскую игру, сам Уир патологически никому не доверяет, да и вообще с детства (сказалась утрата отца в раннем возрасте) тянет за собой целый мешок психологических проблем, которые терапевты распутывали бы не один год: ПТСР, технофобия и бесконечная паранойя — лишь верхушка айсберга. Но даже постоянная бдительность не уберегает Джона от того, чтобы оказаться жертвой масштабного и головоломного заговора, в котором смешиваются теневое правительство, тотальная слежка за интернет-пользователями, Владимир Путин, Суэцкий канал, бюст Ленина, угроза американской демократии и много что еще.

Нагромождению конспирологических пластов вторит и частота сюжетных поворотов: с каждым эпизодом их прогрессивно растущее количество все больше приближает «Кроличью нору» (названную, видимо, в честь знаменитого портала Льюиса Кэрролла в Страну чудес, где царит безумие и непредсказуемость) к недавним «Аферистам» Бенджамина Карона, а то и вовсе к сумасшедшей «Ударной волне 2» Германа Яу. В этом шоу даже нет смысла описывать занятия остальных персонажей — судя по всему, почти никто в кадре не является тем, кем представляется поначалу.

Недаром сериал начинается со сцены в исповедальне, в которой Уир срывается на стушевавшегося священника, требуя, чтобы хотя бы бог объяснил ему, что за хрень вокруг творится (можно, кстати, орать вместе с ним: да, Джон, мы тоже ни черта не понимаем!)

«Кроличья нора» опасно балансирует между оммажем классическим шпионским триллерам и неприкрытым китчем. Главная причина, по которой шоу удается не скатиться ни в одну крайность, — исполнитель главной роли, без которого сериал был бы бессмысленным.

Без преувеличения, канадец Кифер Сазерленд — Брюс Уиллис и Лиам Нисон в одном флаконе от мира сериальных экшенов. Сазерленд перепробовал себя в огромнейшей массе разножанровых проектов, однако именно боевики помогали ему перезапускать карьеру аж трижды. Получив раннюю славу благодаря фильмам «Пропащие ребята» и «Молодые стрелки», он натолкнулся на первый карьерный потолок в 1990-е. Нет, он не перестал сниматься — и вообще никогда не переставал работать, ежегодно появляясь в трех-четырех проектах. Однако звездных ролей все не было. Это, впрочем, тоже любопытный период в его карьере: тогда Киф, к примеру, снялся в ролях второго и третьего плана в «Темном городе» и «Времени убивать».

В нулевых с главной ролью в сериале «24 часа» в карьере Сазерленда началась определяющая глава

Экшен-триллер Джоэла Сурноу и Роберта Кокрана (телеадаптация «Ее звали Никита»), снятый в формате реального времени, стал революционным в еще только начинавшем развиваться мире телесериалов. События каждого сезона хронологически умещались в реальные сутки, а за отсчет времени отвечал черный экран с бегущими цифрами и характерным электронным писком — такое физическое воплощение времени, всегда играющего против Бауэра, стало легендарным. Да и сам сериал собрал гигантскую аудиторию (пятый сезон на канале Fox посмотрели 17 миллионов человек).

17
часов
в среднем займет просмотр одного сезона сериала «24 часа» без перерыва на рекламу

«24 часа» сделали Сазерленда международной звездой, а еще — алкоголиком. Напряженные съемки и продолжительное время на одном проекте дали о себе знать — в 2007-м актер даже оказался за решеткой в день своего рождения за то, что во второй раз попался на вождении в нетрезвом состоянии. По его собственным словам, все плохие вещи в его жизни происходили из-за пристрастия к выпивке, однако отказываться от нее артист не решился — слишком ценны проведенные в барах с друзьями моменты.

Работа над ставшим культовым шоу заняла у Сазерленда целое десятилетие. «24 часа» вышли в девяти сезонах и помимо дикой популярности принесли актеру премии «Эмми» и «Золотой глобус». По окончании проекта Кифер был нарасхват, однако вновь без главных ролей в дорогих проектах — вплоть до «Кроличьей норы».

Сериальная индустрия в последние годы полнится бенефисами былых гигантов Голливуда: свои пять часов славы получил Сэмюэл Л. Джексон в «Последних днях Птолемея Грея», за ним последовал Сильвестр Сталлоне с не менее обворожительным «Королем Талсы». В обоих случаях звездный вес ведущих актеров придавал их проектам дополнительные смыслы.

То же самое происходит и в «Кроличьей норе» с Сазерлендом, который в сознании огромнейшей части аудитории навсегда слился с образом Джека Бауэра

И пусть фамилия главного героя сменила пару букв — перед нами не Бауэр или Уир, но Сазерленд проходит огонь и воду, полагаясь на голос в наушнике. Это Кифер, а не Джек или Джон, таращит глаза и кричит: «Не-е-е-ет!!!», глядя на трагедию, которую не может предотвратить. «Кроличья нора» выглядит как квинтэссенция всех боевиков с Сазерлендом. Такому формату очень органично подходят легкость и самоирония, которых, быть может, как раз не хватало оригинальным «24 часам».

Юмор в «Кроличьей норе» весьма специфичен, если не сказать неловок, — недаром шоураннеры Гленн Фикарра и Джон Рекуа начали свои голливудские карьеры сценарием шпионской комедии «Кошки против собак», а уже их собственное кино состояло в основном из историй разнообразных мошенников и аферистов. «Кроличья нора» своими откровенно возрастными шутками однозначно указывает на то, откуда у нее растут ноги.

В пример новому шоу многочисленные критики приводят вышедший в этом же месяце исключительно жанровый сериал Netflix «Ночной агент». Желающим увидеть настоящий шпионский триллер на сложных щах, вероятно, интереснее будет обратить внимание на проект Шона Райана

«Кроличья нора» же представляет собой более легковесное, лишенное подспорья в виде нудной логики зрелище. Предательства и обманы, сорванные маски, под которыми оказываются новые, — кажется, что сериал изобретает себя на ходу с помощью нейросети, которой скормили все сезоны «24 часов» и пару-тройку параноидальных триллеров 1970-х. Отказ от такого зрелища — решение вполне логичное. Сегодняшняя реальность — и это, должно быть, подтвердит любой читатель — и без того полна как хаотичных, внушающих подлинный ужас событий, так и уймы конспирологических теорий, самыми фантастическими способами эти события пытающихся объяснить. Но у нее нет своего Джека Бауэра, который в последний момент обязательно всех спасет от неминуемого падения в бездну. А у «Кроличьей норы» — есть, так что предпочитающие эскапизм зрители могут смотреть ее без опаски!

Сериал «Кроличья нора» (Rabbit Hole) выходит на Paramount+

< Назад в рубрику