Ровно сто лет назад, 18 апреля 1923 года, московскими чекистами была образована футбольная команда «Динамо», давшая начало одному из самых известных спортивных обществ мира. Динамовские команды существовали не только во всех республиках бывшего СССР, но и в Восточной Европе. Во многих странах они занимают ведущие позиции до сих пор. У московских динамовцев славная история: они приняли участие в самом первом чемпионате СССР весной 1936 года, с тех пор став одиннадцатикратными победителями первенства и семь раз выиграв Кубок. Московское «Динамо» — первая из отечественных команд, сыгравшая в Южной Америке, и первая, вышедшая в финал еврокубка (Кубок УЕФА, 1972 год). О рождении и первых годах жизни футбольного клуба ГПУ — в материале «Ленты.ру».
К 1923 году Гражданская война в стране в основном закончилась, недобитую контру по большей части добили, а гигиеническая чистка собственных рядов еще не началась. У чекистов появился досуг, и его следовало проводить с пользой. Занятия физкультурой и спортом в Стране Советов приветствовались и поощрялись, а любимой спортивной игрой пролетариата был футбол. Однако годом раньше все старые футбольные клубы и кружки в столице разогнали, и играть стало негде и не с кем.
К решению вопроса в ГПУ подошли по-революционному решительно. 18 апреля 1923 года нарком внутренних дел Феликс Дзержинский распорядился создать первое московское пролетарское спортивное общество (ПСО), которое должно было объединить в своих рядах спортсменов-чекистов.
Название «Динамо» предложил сотрудник ГПУ Леонид Недоля-Гончаренко. До революции он работал на одноименном московском заводе электрооборудования. В вольном переводе с греческого это могло означать «сила» или «энергия». Более радикально расшифровал название нового ПСО пролетарский писатель Максим Горький, почетный динамовец:
Лозунгом нового спортивного общества стал «Сила — в движении».
Пролетарское спортивное общество было создано, название ему придумали восхитительное, теперь нужно было набрать футболистов, которые могли бы честь этого общества защищать. Ответственное дело поручили известному в Москве вратарю Федору Чулкову, служившему в одной из частей ОГПУ. Сформировать футбольную команду он должен был уже к началу летнего спортивного сезона. Молодые чекисты — любители постучать мячом в дыр-дыр на пиво для столь ответственного дела не годились. Чулков сделал ставку на опытных игроков из разогнанной в 1922 году команды КФС (Кружок футболистов «Сокольники»), которая в 1921 году стала победителем осеннего первенства Москвы. Со многими из них он играл раньше.
На призыв откликнулись несколько опытных спортсменов, ранее выступавшие за сборную Российской империи, в том числе 32-летний форвард Василий Житарев, который славился скоростью (в молодости 100 метров пробегал за 11 секунд) и обладал хорошо поставленным ударом. В составе сборной России Житарев участвовал еще в Олимпиаде 1912 года в Стокгольме.
От КФС динамовцы получили не только бывалых футболистов, но и поначалу позаимствовали спортивные цвета. Первые несколько лет игроки «Динамо» выходили на матчи в белых футболках, черных трусах и черных гетрах. Хорошо известные сегодня всем бело-голубые цвета появились в 1926 году.
К началу мая команда была в основном укомплектована.
Собрать футбольную команду чекистам удалось быстро, но с кем играть? Одновременно со старыми спортклубами разогнали и Московскую футбольную лигу. В результате весной 1923 года в столице царила анархия. Городское первенство, в котором команды неизменно соревновались даже в суровые годы Гражданской войны, больше не проводилось, а товарищеские игры нередко превращались в потасовки стенка на стенку. Кое-где начали даже создаваться летние дачные лиги. И вот тут свое веское слово произнесло ГПУ.
Под контролем чекистов был составлен календарь соревнований. Ввиду упущенного времени первенство решено было разыграть по олимпийской системе между восемью командами. Девятую — Кружок любителей спорта Госбанка — безжалостно отцепили, так как «банкиры» не нашли себе пару. Любопытно, что в газетах того времени вновь созданную футбольную организацию столицы называли не иначе как лигой при клубе «Динамо», тем более что штаб ее располагался на Большой Лубянке, 13.
Фаворитами турнира, помимо «Динамо», считались «Опытно-показательная площадка Всеобуча» (ОППВ, будущий ЦДКА, ЦДСА и ЦСКА), «Яхт-клуб Райкомвода» и «Красная Пресня» (будущий «Спартак»). Однако уже в четвертьфинале армейцы из ОППВ неожиданно проиграли молодой команде завода «Рускабель» (1:3), а динамовцам досталась «Красная Пресня».
Первый официальный матч — и сразу дерби! «Динамо» против «Спартака» — на долгие годы это противостояние станет главным футбольным событием и основной интригой не только московского, но и всего советского футбола.
Игра прошла 17 июня на «Красном стадионе» на Воробьевых горах. Динамовцы начали по-боевому, и уже на 11-й минуте капитан команды Житарев открыл счет. Но затем пресненцы перехватили инициативу. В середине первого тайма знаменитый Павел Канунников сравнял результат. До перерыва центрфорвард «Красной Пресни» Исаков, известный под прозвищем Профессор, вывел свою команду вперед. В середине второго тайма Николай Троицкий уравнял счет — 2:2. Чаши весов колебались, и вопрос о победителе долго был открыт.
Вот как писали в отчете об этом матче «Известия»:
Уступив будущему чемпиону со счетом 2:3, динамовцы покинули турнир.
Главный вопрос, стоявший теперь на повестке дня, — где найти место для тренировок. Осенью 1923 года после долгих поисков динамовцам удалось отыскать в Орлово-Давыдовском переулке неподалеку от Рижского вокзала заваленный мусором пустырь. Для команды чекистов вариант вырисовывался весьма оригинальный. Рядом шумела пьяным загулом знаменитая Марьина Роща — один из самых бандитских районов Москвы тех времен. Тут и решено было устроить футбольное поле, соорудить простейшие раздевалки, поставить скамьи для зрителей.
Энтузиазма советским физкультурникам первого поколения было не занимать, за дело взялись бодро. Из «Красной Пресни» в «Динамо» перешел Иван Артемьев. Он был не только хорошим футболистом, но и прекрасным организатором, креативным директором, как сказали бы сегодня. Закупив на личные средства кожу, он за зиму пошил динамовцам, у кого не было спортивной обуви, бутсы.
Артемьеву принадлежала и идея коммерческого матча, в котором «Динамо» встретилось со сборной артистов московских театров. На месте правого полузащитника у «театралов» играл в той встрече знаменитый Игорь Ильинский. «Настоящие» футболисты оказались, естественно, сильнее — 7:3. Но интерес в Москве к матчу оказался столь высок (на игру пришло более пяти тысяч зрителей), что вырученных средств с лихвой хватило на завершение стройки.
Пройдет еще несколько лет, и динамовцы твердо встанут на ноги. Получив право заниматься хозяйственной деятельностью, всесоюзное общество «Динамо» наладит выпуск спортивного инвентаря, сбыт которого в атмосфере развернувшегося в стране массового физкультурного движения пойдет на ура.
Первый большой успех пришел к динамовцам в первенстве города 1928 года. Судьбу первого места решила встреча с «Пищевиком» (так стала называться «Красная Пресня»). Матч закончился победой «Динамо» со счетом 3:1.
В том же году динамовцы получили великолепный подарок. В Петровском парке столицы для проведения Всесоюзной спартакиады был построен большой современный стадион «Динамо», на котором до ввода в эксплуатацию «Лужников» проводились все наиболее значимые футбольные матчи в СССР.
Шестого марта 1936 года президиум Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта принял решение о проведении чемпионата СССР и розыгрыша Кубка страны для клубных команд.
Для отечественного футбола это было революционным событием — ранее за звание сильнейших в стране спорили в скоротечных турнирах только сборные городов и республик. Динамовцы, наряду со «Спартаком», считались главными фаворитами новорожденного турнира. Свой первый матч в чемпионате страны москвичи провели 24 мая в Киеве с местным «Динамо». Несмотря на то что киевляне перед началом турнира основательно усилились за счет ведущих футболистов Одессы, Харькова и Николаева, московские собратья наголову разбили лучшую команду Украины — 5:1. Первый мяч динамовцев в чемпионатах страны забил Василий Павлов по прозвищу Король Голов.
Решающей стала игра с земляками-спартаковцами. Победив со счетом 1:0 (снова отличился Павлов), динамовцы обеспечили себе первое место. Команда выиграла все шесть матчей при разнице забитых и пропущенных мячей 22:5. Игры первого чемпиона в весеннем турнире посетили 210 тысяч зрителей, что по тем временам было отличным показателем.
Осенью 1936 года динамовцы уступили чемпионский титул «Спартаку», а в 1937 году вернули себе звание сильнейших, выиграв еще и Кубок страны. В то время «Динамо» практически целиком состояло из звезд советского футбола.
В том же сезоне «Динамо» сыграло и самый, пожалуй, ответственный матч в своей довоенной истории. Летом 1937 года в Советский Союз приехала сборная команда Басконии, совершавшая турне по Европе. Фактически эта команда была послом испанских республиканцев, которые вели борьбу с фашистами генерала Франко, поддерживаемыми Гитлером и Муссолини.
Это была по-настоящему мощная команда. Баски составляли костяк национальной сборной Испании, обыгравшей на ЧМ-1934 бразильцев и на равных боровшейся с будущими чемпионами — итальянцами. В первом своем матче в СССР баски разгромили столичный «Локомотив» (5:1). Далее играть с ними предстояло динамовцам.
Ажиотаж перед этим матчем был невероятный — только заявок на билеты поступило 1 миллион 200 тысяч!
Игра держала зрителей в напряжении до финального свистка, к тому же стала исключительно поучительной с точки зрения тактики. Баски играли по новой системе «дубль-вэ», хорошо освоенной ведущими командами Европы, но в то время почти неизвестной находившимся в изоляции советским футболистам. Эта расстановка была более сбалансированной, давала куда больше возможностей для тактического маневрирования, чем отжившая свое схема «пять в линию», все еще бывшая на вооружении в наших командах.
Впрочем, высокое мастерство динамовцев, особенно пятерки форвардов, позволило им даже в столь невыгодных условиях сыграть практически на равных (1:2). Показательна реакция тренера басков:
Победы динамовцев в чемпионате и в финале Кубка 1937 года (москвичи растерзали тбилисское «Динамо» — 5:2) подсластили баскскую пилюлю. Вникать в достоинства «дубль-вэ» и переходить на новую систему игры москвичи не торопились, полагая, что они и так могут обыгрывать всех за счет класса. Это было заблуждением. А когда начали из-за травм и по возрасту выбывать лидеры, выяснилось, что равноценной замены им попросту нет.
В чемпионате СССР 1938 года динамовцы заняли пятое место, а на следующий год были лишь седьмыми. Дошло до того, что после крупного поражения в принципиальном матче со «Спартаком» (1:4) футболистам, чтобы не попадаться на глаза разъяренным болельщикам, пришлось выбираться из раздевалки через окно. Один за другим сменяли друг друга тренеры, а игры у команды все не было.
Долго так продолжаться не могло, ведь куратором «Динамо» в те годы был не кто иной, как председатель Комитета госбезопасности Лаврентий Берия.
Его вызовы на ковер после футбольных неудач запоминались навсегда. До сих пор ходит легенда о том, как в завершение одной из таких разборок взбешенный проигрышем Берия сказал динамовскому тренеру:
Подействовали ли слова страшного наркома или дала о себе знать работа нового главного тренера Бориса Аркадьева, но в последнем предвоенном чемпионате СССР команда «Динамо» уверенно заняла первое место.
Показательным стал матч со «Спартаком», перед этим два сезона подряд выигрывавшим и первенство, и Кубок. Посмотреть эту игру на стадион «Динамо» пришло около 85 тысяч зрителей. Стремительные перемещения динамовцев вконец запутали оборону «Спартака», который проиграл со счетом 1:5. Именно после этого матча игру «Динамо» журналисты назвали «организованный беспорядок».
В годы войны, когда чемпионат страны не проводился, динамовская команда играла на первенство и Кубок Москвы. Футбол, как и выступления деятелей искусства, поднимал боевой дух на фронте и в тылу. Правда, динамовцы выступали в городских турнирах не особенно успешно, лишь один раз (весной 1942 года) выиграв первенство.
Первый послевоенный чемпионат СССР стартовал уже через четыре дня после Победы — 13 мая 1945 года. В первом своем матче динамовцы разделили очки со старыми соперниками — спартаковцами (1:1). Но затем двинулись по турнирной дистанции столь мощно, что даже имевшие великолепную команду столичные армейцы не сумели их опередить.
В чемпионате «Динамо» проиграло один-единственный матч — в последнем туре ЦДКА (0:2), но на него бело-голубые уже вышли в ранге чемпионов.
В ноябре 1945 года произошло событие, принесшее московскому «Динамо» мировую известность. Английская футбольная ассоциация пригласила нового чемпиона СССР на серию товарищеских матчей. Сыграть предстояло с лондонскими «Арсеналом» и «Челси», лучшим клубом Уэльса «Кардифф Сити», а в Шотландии нашу команду поджидал знаменитый «Глазго Рейнджерс».
«Для нашей команды это был поистине прыжок в неизвестность, — писал в своей книге «Вечная тайна футбола» тренер «Динамо» Михаил Якушин. — Впервые советские футболисты отправлялись на родину футбола помериться силами со знаменитыми британскими клубами, об игре которых тогда ходили легенды одна причудливей другой».
Первый матч динамовцы проводили 13 ноября на «Стэмфорд Бридж» с лидером английского чемпионата — «Челси». Игра вызвала в Лондоне небывалый ажиотаж. Все билеты были распроданы заранее. С учетом прорвавших полицейские заграждения безбилетников на трибунах, в проходах и вокруг футбольного поля собралось около 100 тысяч болельщиков.
Первый тайм сложился для бело-голубых неудачно. Советские футболисты заметно нервничали. Дважды в результате несогласованных действий защитников и вратаря Алексея Хомича мяч влетал в ворота «Динамо».
А затем случился эпизод, от исхода которого зависела дальнейшая судьба матча. Не входя в штрафную, лучший бомбардир англичан Томми Лаутон нанес удар необычайной силы в правый от Хомича верхний угол. Третий гол фактически означал бы поражение нашей команды.
«Как Хомич в броске отбил мяч, я объяснить не могу, — вспоминал Якушин. — Вратарей с такой реакцией я не встречал. Теперь представьте себе, как должна была реагировать на бросок Хомича публика, если даже я, тренер, стоявший у его ворот, не мог поверить в то, что он парирует удар Лаутона».
В итоге матч закончился вничью — 3:3. Но именно после встречи с «Челси» Хомич получил от английских журналистов прозвище Тигр, которое как нельзя лучше соответствовало сути его игры.
Спустя четыре дня динамовцы нанесли сокрушительное поражение «Кардифф Сити» (10:1). Затем обыграли в Лондоне прославленный «Арсенал» — 4:3. А в заключительном матче в Шотландии сыграли вничью с «Глазго Рейнджерс» — 2:2. Хомич отразил пенальти.
Во всех уголках земного шара, куда долетали спортивные весточки с Британских островов, узнали, что есть такая первоклассная футбольная команда — московское «Динамо».
В рассказе о московском «Динамо», даже в самом коротком, невозможно не отдать дань уважения Льву Яшину — единственному в мире вратарю, получившему «Золотой мяч» (1963).
Путь Яшина к вершинам футбольного мастерства не был усыпан цветами. Его юность пришлась на тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 12 лет Лев уже работал вместе с отцом на заводе под Ульяновском, эвакуированном из Москвы. На занятия футболом времени тогда не было, да и поесть досыта удавалось не всегда. Остается удивляться, как при столь ограниченных стартовых возможностях этот человек сумел вылепить из себя блистательного мастера, искусством которого восхищаются до сих пор. Ответ прост: за счет фантастической природной одаренности и железного яшинского характера.
А начиналось все для будущего лучшего вратаря мира очень даже неудачно. В 20 лет он дебютировал в основном составе «Динамо»: на 73-й минуте матча со «Спартаком» заменил получившего травму Алексея Хомича.
И тут же неосмотрительно выскочил из ворот, столкнулся со своим игроком — а «Спартак» забил! После игры в раздевалку ворвался динамовский генерал: «Вы кого выпустили? Тоже мне, вратаря нашли! Чтобы я его на поле больше не видел». На два долгих года Яшин сел в запас.
И все же он заиграл. С каждым сезоном все лучше и увереннее. Стал первым вратарем в стране, начал выступать за сборную. Во многом благодаря самоотверженной игре Яшина сборная СССР стала олимпийским чемпионом-1956, чемпионом Европы 1960 года и серебряным призером чемпионата 1964 года.
В 1963 году «Динамо» выиграло чемпионат СССР, а Яшин установил уникальный рекорд: в 27 матчах соперники сумели забить ему лишь шесть мячей.
Затем были знаменитый матч на «Уэмбли» за сборную мира с англичанами и «Золотой мяч» как лучшему футболисту Европы. Но главное достижение Яшина в том, что именно он задал новые стандарты игры для своего амплуа: отныне голкипер должен не только отвечать за защиту своих ворот, но и руководить обороной, действуя по всей штрафной, а также начинать атаки. Манера игры Яшина повлияла на развитие всего мирового футбола.
Провожали Льва Ивановича Яшина из большого футбола 27 мая 1971 года.
В «Лужниках» сборная команда «Динамо» встретилась со сборной ФИФА. Герд Мюллер, немецкий «бомбардировщик», наводивший тогда ужас на всех вратарей мира, по пути в Москву обещал, что обязательно распечатает ворота Яшина. Не смог. Великий голкипер остался «сухим» и в том матче.