Культура
00:02, 20 апреля 2023

В сети — новый блокбастер Marvel «Человек-муравей и Оса: Квантомания». За что его называют худшим фильмом киновселенной?

Илья Кролевский (Редактор отдела «Культура»)
Кадр: фильм «Человек-муравей и Оса: Квантомания»

В сети вышел новый фильм Marvel «Человек-муравей и Оса: Квантомания» — третья отдельная картина о бывшем медвежатнике, а ныне мстителе-семьянине Скотте Лэнге, способном съеживаться до размеров субатомных частиц и немножечко дальше. Западные критики уже окрестили картину Пейтона Рида одним из худших фильмов многомиллиардной франшизы. Почему третий «Человек-муравей» был встречен столь неоднозначно и почему представленный в нем новый антагонист, который призван стать главным противником мстителей, сулит студии неприятности, разбирается «Лента.ру».

Мало какой супергерой может похвастаться способностью, которой Скотт Лэнг (Пол Радд) пользуется каждый день — вести обычный семейный образ жизни, когда в твоем списке заслуг значится спасение всего сущего. Впрочем, семья у Скотта не из простых — вот уже и подросшая дочка Кэсси (Кэтрин Ньютон) мастерит в подвале вместе с дедом, доктором Хэнком Пимом (Майкл Дуглас), прибор, который позволит изучать опасный квантовый мир. Во время демонстрации прибора за ужином, однако, происходит неожиданное — всю семью, включая Хоуп (она же Оса в исполнении Эванджелин Лилли) и Джэнет (Мишель Пфайффер), затягивает на субатомный уровень.

Несмотря на малые размеры, эта вселенная оказывается населена всевозможными видами разумных существ. А еще в ней царит микрототалитаризм — все известные цивилизации здесь захвачены беспощадным Кангом Завоевателем (Джонатан Мэйджерс), заточенным на квантовом уровне еще десятилетия назад. Канг готовит войско для грандиозного возмездия, грозя уничтожением не только обычного мира, но и вообще всей мультивселенной.

Человек-муравей — довольно парадоксальный персонаж марвеловской киновселенной

Скотт Лэнг появляется уже в третьем полнометражном сольном фильме, хоть и не может похвастаться той же супергеройской популярностью, что и подавляющее большинство остальных Мстителей. Его кинодебют 2015 года, также снятый Пейтоном Ридом, заработал умеренный успех и удостоился множества хвалебных рецензий. В сравнении с остальными, куда более помпезными полотнами Marvel та картина подкупала в первую очередь приземленностью (и такого же рода юмором): Скотт Лэнг и не мечтал о славе героя, а хотел лишь воссоединиться с дочерью. Второй фильм Рида, формально копируя основные достоинства первого «Человека-муравья», оказался куда сильнее зажатым в тиски большого марвеловского нарратива, но все же хоть как-то развивал своего героя — и тоже получил в целом положительные отзывы.

Учитывая, что третья часть призвана ввести во франшизу нового главного антагониста, было бы совсем неудивительно, следуй новая работа Рида типовой формуле супергеройского кино с его предсказуемыми сюжетными поворотами. Такие важные для Marvel фильмы, как правило, отличаются повышенным продюсерским контролем. Однако новый сценарист серии, работавший над «Риком и Морти» Джефф Лавнесс, заложил в нового «Человека-муравья» немало потенциала.

Во-первых, фильм теперь не слишком-то держится за своего протагониста. Даже назвать Человека-муравья главным героем здесь было бы натяжкой — роль эта, пускай и неравномерно, распределяется между другими членами его семьи. Во-вторых, картина неожиданно открывает фанатам совершенно новую (если не учитывать, конечно, схожих мотивов в сериале «Локи») вселенную. Ретрофутуристичный квантовый мир переполнен удивительными и комичными созданиями (среди них М.О.Д.О.К. — самый, должно быть, несуразный злодей супергеройских комиксов).

Есть здесь и целые космические цивилизации, своим многообразием напоминающие вселенную «Звездных войн»

Наконец, новый антагонист Канг — во многом благодаря психотической игре звезды «Пятеро одной крови» Джонатана Мэйджерса — выглядит по меньшей мере интригующим. В поступках персонажа нет и намека на моральную неопределенность, какую пытались придать спасавшему половину Вселенной Таносу, но его манипулятивные, социопатические перепады настроения между нежностью и откровенной (особенно для фильмов Marvel) садистской жестокостью хотя бы способны ненадолго увлечь.

«Квантомания», однако, напрочь игнорирует все эти окна возможностей, ставя перед собой единственную цель — дожить до финальных титров, сохранив супергеройский темп и классическую подачу

Картина не фокусируется ни на чем, что могло бы придать ей хоть немного глубины, — ни на семейных отношениях главных героев, ни на любом из них в отдельности. К примеру, зачем-то указанная в названии фильма Оса получает от силы пару-тройку серьезных строчек диалога (объяснением слова «квантомания» создатели и вовсе утруждаться не стали), всеми любимый Майкл Дуглас тоже большую часть времени плетется где-то позади группы — создается впечатление, что фильм просто не знает, что делать со своим обширным ансамблем персонажей.

А еще «Человек-муравей 3» очень сильно торопится — оттого в середине сюжета внезапно появляются макгаффины, суть и важность которых почти не объясняются, однако герои послушно принимаются за ними охотиться. Настолько же поверхностно описан и второстепенный сюжет о противостоянии квантового народца деспотии Канга: когда наконец настает время для финальной масштабной битвы, симпатии тут хотя и оказываются на стороне повстанцев, но только усилиями Мэйджорса, изображающего тут совсем уж отъявленного кровопийцу.

Впрочем, даже такая удачная находка в виде отличного злодея может обернуться для Marvel грандиозным скандалом. После выхода фильма Мэйджорс был задержан по обвинению в бытовом насилии по отношению к неназванной женщине. С актером, настаивающим на своей невиновности, уже разорвали отношения его пиар-представители и агент, ну а компания Disney известна строгой политикой в отношении и куда более сомнительных правонарушений — вспомнить хотя бы уволенного за старые шутки Джеймса Ганна или троллившую левых в соцсетях Джину Карано. Здесь, однако, на кону стоит куда больше: персонажу Мэйджорса уготована роль злодея, который затем будет пакостить Мстителям.

«Квантомания», таким образом — фильм не столько про Человека-муравья, сколько про нового антагониста

Marvel вбухал уйму денег в развитие очередного антагониста (начало было положено в том же «Локи»), и вполне вероятно, что при худшем варианте развития истории с Мэйджорсом студия будет очень тщательно взвешивать возможные финансовые потери от любого своего хода. В любом случае «Человек-муравей и Оса: Квантомания» выглядит как один из самых проходных фильмов Marvel после «Вечных». Будь студия еще способна хоть на какие-то радикальные творческие решения, она не стала бы прикрываться второстепенными супергероями, а сразу рубанула бы злобный антигеройский фильм о Канге с Мэйджорсом в главной роли.

Вместо этого зрителей добрые два часа заставляют смотреть на бездушный метастаз, выросший из эстетики «Звездных войн» и сюжетов «Рика и Морти» (перенесенных, однако, без фирменного черного юмора и токсичности, присущего семейству Смитов-Санчесов) — особо не объясняя зачем.

Фильм «Человек-муравей и Оса: Квантомания» (Ant-Man and the Wasp: Quantumania) вышел на Amazon Video

< Назад в рубрику