На 86 году жизни после тяжелой болезни скончался российский дизайнер, звезда отечественной моды Вячеслав Михайлович Зайцев. Со студенческих лет и до самых последних дней мэтр всего себя отдавал творчеству и любимому делу. «Лента.ру» вспоминает легендарного модельера.
«Я всегда мечтал быть полезным, — сказал дизайнер в одном из своих последних интервью. — Готов делать что угодно: любую рубашку, брюки, простые вещи для широкой публики, трусы, майки — с удовольствием бы этим занимался. Но просто нет смысла. Уровень, который я требую при пошиве, никто не может выдержать. Говорят, это народу не нужно. Но эти критерии создали люди безграмотные, в моде не понимающие ничего». Высочайшие требования к себе и другим, талант, помноженный на трудолюбие, харизма и оптимизм — таким был Слава Зайцев, таким его вспоминают коллеги, знакомые, поклонники.
Вячеслав Зайцев родился в предвоенном 1938-м в Иваново и первые двадцать лет жизни носил фамилию своей матери — Кокурин. Его отцу, Михаилу Яковлевичу, выпала тяжелая судьба: война, плен, потом лагеря по обвинению в измене родине. По воспоминаниям Зайцева, отец назвал его Вячеславом в честь министра иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова, но, став взрослым, модельер сократил свое имя до Славы — ему не нравилась ассоциация со сталинским министром.
Мать растила Вячеслава и его брата Владимира одна, семья жила небогато. Жизнь братьев сложилась по-разному. Владимир уже в молодые годы имел проблемы с законом: оказался в колонии, потом работал на заводе и злоупотреблял алкоголем, от чего рано умер. А Вячеслав серьезно относился к учебе, прекрасно рисовал и после школы продолжил образование — поступил в Ивановский химико-технологический техникум на факультет прикладного искусства.
В техникуме Зайцев получил специальность художника текстильного рисунка: Иваново — город ткачей, профессии популярной и востребованной. Но Вячеславу этого показалось мало, и он уехал в Москву, где поступил в Текстильный институт. «Меня потрясло то, насколько досконально меня учили на факультете прикладного искусства. В техникуме я рисовал хорошо, но в Москве была совершенно другая манера, поэтому было тяжело поначалу переучиваться. Я был очень темпераментным и активным, было много потрясающих идей, которые прежде всего приходили ночью, так что и во сне мне стала сниться работа», — позже рассказывал мэтр.
По словам модельера, на выбор им профессии серьезно повлияла его преподавательница истории костюма — Раиса Захаржевская. «Она меня жутко не любила, потому что я был внешне обычным ивановским парнем, а она была эстетом, и я никак тогда не вписывался в ее понятия элегантности», — вспоминал Зайцев. Чтобы привлечь внимание педагога, активный студент работал больше других: вместо трех-четырех эскизов костюма делал 10-15, копировал полотна и рисунки старых мастеров, просиживал часами в библиотеке, изучая историю прикладного искусства.
Увлеченность молодого человека принесла свои плоды: он окончил институт с отличием и получил достаточно престижное распределение — на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в городе Бабушкине (сейчас это район Москвы). Он был художественным руководителем фабрики и мог позволить себе творческие эксперименты: хрущевская оттепель располагала к свободомыслию.
Вместо серых телогреек, обычных для советской спецодежды, Вячеслав Зайцев выпустил коллекцию цветных ватников, дополнив их юбками из павловопосадских платков. За такую смелость консервативное начальство подвергло его остракизму, но коллекцию заметили за рубежом.
Познакомиться с Зайцевым пожелал уже широко известный во Франции модельер Пьер Карден. Их первая встреча состоялась во время визита Кардена в Москву в 1965 году. Слава тогда уже начал работать художественным руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту. Француз был впечатлен талантом советского самородка. К Славе пришла мировая слава.
Группа, которой руководил Зайцев в ОДМО, занималась разработкой новых моделей одежды, там же устраивались показы. С первых дней работы в Доме моделей он начал создавать свою знаменитую «Русскую серию», которой занимался до 1968 года. В 1967-м Слава получил Гран-при Всемирного фестиваля моды в Москве за платье «Россия». Затем, в 1976 году, он вернулся к русским народным мотивам в коллекции одежды из текстиля, сделанного в его родном городе, — легендарных ивановских ситцев.
Однако лично выйти на подиум после показа Зайцев не мог: его попросту не выпускали за границу. Слава был не только талантливым модельером, но и хорошим организатором и педагогом. У него учились его младшие коллеги. Он дал старт карьере многих знаменитых в будущем манекенщиц.
«Слава выделялся, был таким солнечным. Мы так его и называли: солнечный зайчик. Он не ходил — летал по этажам, заряжал всех своей энергией, за ночь мог представить 30 эскизов!» — вспоминала позже Татьяна Михалкова, в 1960-1970-е — модель ОДМО, ныне президент благотворительного фонда «Русский силуэт». Михалкова отмечала, что, несмотря на ее нестандартную для тех времен худобу, Вячеслав Зайцев одобрил ее кандидатуру на худсовете, и она стала манекенщицей, за что всегда была ему благодарна.
Перестройка стала ярким этапом в творчестве Славы: его коллекции «1000-летие Крещения Руси», «Русские сезоны в Париже» увидели зрители в столице Франции и других городах. Линия женской одежды из тканей, произведенных советскими фабриками, демонстрировалась в 1990 году на токийском саммите «Пять выдающихся художников моды мира». Имя Зайцева звучало в одном ряду с именами Кардена, Коко Шанель, Диора и других легендарных модельеров.
В условиях застойной изоляции Слава Зайцев был едва ли не единственным модельером с мировым именем, одевавшим звезд советской эстрады. Его клиентами и друзьями были Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон, Тамара Синявская и Эдита Пьеха, Людмила Зыкина и Филипп Киркоров, а также многие другие знаменитости. Он работал над одеждой для советской команды к Олимпиаде-1980, создавал костюмы для фигуристов-чемпионов Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина.
Кроме уже упомянутых, внимание модных критиков в России и за рубежом привлекли его «Грезы» (1994), «Дивертисмент» (2003), «Остановись, мгновенье…» (2006). Спустя почти 50 лет после своей «Русской коллекции» Слава Зайцев выпустил коллекцию «Истоки» из павловопосадских платков, которая принесла ему Государственную премию. Московская неделя моды традиционно открывалась показом Зайцева, который не ограничивался дефиле, а превращался в яркое музыкальное шоу. По подиуму шли модели из созданных им «Театра моды» и агентства Z'S Models. Слава Зайцев стал первым судьей в высокорейтинговой телепрограмме «Модный приговор».
Важным этапом в педагогической деятельности мэтра стала его «Лаборатория моды», где он учил молодых дизайнеров. Он решил сделать обучение одногодичным, так как по своему опыту понял, что всему, чему учат в обычных вузах за пять лет, можно научить за год. Основой была практика наряду с теорией: творческие разработки студенты делали параллельно с обучением рисунку, наколке, конструированию, отшиву одежды. Своими нововведениями в образовании Слава Зайцев считал муляжный метод моделирования и большой объем практической работы студентов над своими коллекциями с участием ведущих специалистов модной индустрии.
Зайцев был не только модельером и педагогом, но и живописцем, графиком, фотографом: сказывалась академическая школа. С 1990 года проходили его персональные выставки в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анжелесе, в таких странах, как Бельгия, в Эстония и других. Охотно выставлялся мэтр и на родине: в Музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, в московском Манеже и на других известных площадках.
К восьмидесяти годам кутюрье стал уставать. В его интервью сквозило разочарование в собственном предназначении и в fashion-бизнесе в целом. «В 1960-е я думал, что будущая мода окажется поразительной. Будет такой огромный театр на улице. А вышло… Джинсы, кроссовки стоптанные, одинаковые люди, — горько сетовал мэтр в интервью. — Кажется, что люди уже устали от красоты — мода ведь очень часто меняется. Считают, что одежда не важна».
Однако Зайцев по-прежнему оставался творцом, художником и тружеником, как говорится, старой закалки. Ни тяжелые болезни, ни утомление, ни возраст, ни скандалы в медиа вокруг его взаимоотношений с сыном Егором и внучкой Марусей не могли заставить его прекратить работать, контролировать выпуск коллекций его модного дома, интересоваться происходящим на мировой модной сцене.
Свой 85-й день рождения, 2 марта 2023 года, он решил отметить масштабным показом коллекции haute couture «Многоликая мода» в своем Доме моды на проспекте Мира. Пожилой модельер появился на банкете в свою честь в сопровождении ассистентов — в 2016 году у него диагностировали тяжелую форму болезни Паркинсона, затрудняющую передвижение и речь. Однако Зайцев был как всегда элегантен в своем неизменном красном пиджаке и держался с большим достоинством.
«Я русский модельер и не мыслю жизни и работы вне своего народа. Мне много раз предлагали переехать на Запад, но моя душа здесь, в России», — сказал он. И прибавил: «Я могу назвать себя счастливым. Я добился в жизни очень больших высот, состоялся в искусстве, оставил след в истории своей страны». Пожалуй, лучше о Вячеславе Михайловиче Зайцеве, звезде русской моды Славе Зайцеве, просто не скажешь.