Стивен Спилберг, Стэнли Кубрик, Харрисон Форд, Натали Портман, Барбра Стрейзанд, Боб Дилан, Билли Джоэл, братья Коэны, Лев Ландау, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд и многие другие выдающиеся и знаменитые люди планеты — евреи. В своей книге «Еврейские законы больших денег» Дмитрий Сендеров рассказывает о традициях ведения дел по-еврейски, о том, как евреи обращаются с деньгами, как инвестируют, как работают, как воспитывают детей и как относятся к своим женам. «Лента.ру» с разрешения издательства «Бомбора» публикует фрагмент текста.
И снова — здравствуйте! Я очень рад приветствовать вас на страницах этой книги! А вы?
Еврейская традиция — никогда не скупиться на приветствие. Я заметил, общаясь с евреями, — они всегда здороваются первыми.
Еврей может быть бедным или богатым, но он всегда улыбнется. Потому что внутренний доброжелательный настрой мы ощущаем подсознательно, и сила приветствия очень и очень велика.
Недавно я разговаривал с одним еврейским банкиром в Москве и задал ему вопрос: «В чем секрет твоей методики ведения переговоров?» Он сказал: «Никаких секретов тут нет, я просто умею здороваться». И действительно, я вспомнил, что каждый раз, когда мы с ним встречались, у меня было потрясающее впечатление, что он ужасно рад меня видеть.
Очень важно, чтобы каждый человек, с которым мы общаемся, чувствовал, что он нам интересен. Если вы здороваетесь искренне — вы сразу заряжаете своей добротой и хорошим настроением себя и его.
История еврейского народа — это история трудная, тяжелая, в ней очень много печальных страниц. Евреи постоянно изгонялись из городов и стран, где они развивали свое дело, — из Испании, Голландии, Франции, Англии, Португалии, Персии.
Иногда давался лишь один день на то, чтобы они собрали все самое необходимое и покинули страну навсегда — все: мужчины, женщины, дети, старики... Во всем всегда были виноваты евреи.
Уже в XIII веке евреям в Европе запретили владеть землей, что означало невозможность заниматься сельским хозяйством.
Евреев вытесняли из большинства профессий, не разрешая заниматься производством и ремеслами.
На юге Европы евреи первыми внедрили технологии производства бумаги и стекла, но вскоре и на это был наложен запрет. По всей Европе создавались огороженные еврейские кварталы — гетто. История слова «гетто» берет свои корни в Венеции.
1516 год, папа римский потребовал изгнать евреев из Венеции. Но венецианская власть, которая сильно зависела от еврейских денег и врачей, приняла решение поселить их на острове Каннареджо в районе Gett o Nuovo — что переводится как «новая плавильня».
Евреям запрещалось иметь недвижимость, заниматься изобразительным искусством, а покидать гетто они могли только в специальных головных уборах со знаками отличия желтого цвета. И сегодня, если вы будете в Венеции, вы можете попросить отвести вас в это место, чтобы понять, как тогда жили евреи.
В России в 1791 году была введена черта оседлости — граница территории, где им нельзя было жить. Евреям — за редким исключением — не разрешалось селиться в Москве, Петербурге, других крупных городах. Им было крайне сложно поступить в университет, и за все в жизни им приходилось бороться.
Антисемитизм в Советском Союзе тоже имел место.
Есть анекдот на эту тему.
МГУ, приемная комиссия на физико-математический факультет.
К председателю заглядывает шустрый парень и спрашивает:
— А вы берете людей с фамилией на «-штейн»?
— Нет конечно! Вы с ума сошли?
— А на «-ович»?
— Конечно нет, закройте дверь!
— А на «-ко» берете?
— На «-ко» — берем.
— Коган, заходи!
Еще один.
Рядовой Рабинович, как всегда, отстрелялся на линии лучше всех, потом первым преодолел полосу препятствий, следом вырубил трех инструкторов по рукопашному бою. Сержант на построении:
— Вот, товарищи рядовые! Берите пример с Рабиновича: плохой солдат, а старается!
В Талмуде есть персонаж, которого зовут Наум Иш Гам Зу, что переводится как «Человек "все к лучшему"». В любой, даже самой безвыходной ситуации он говорил: «Гамзу летова!», что означает: «И это тоже к лучшему!»
То есть для него не существовало плохого результата — все, что с ним происходило, по его мнению, было только к лучшему.
Такой подход полностью меняет восприятие любой сложной ситуации, которых у каждого из нас встречается немало на жизненном пути.
Времена, когда ты не уверен в том, что у тебя будет завтра, приучили евреев к особому подходу ведения бизнеса и организации взаимоотношений с людьми. Изгнания, притеснения и унижения оставляли глубокий отпечаток в их жизнях.
Принято считать, что позитивное мышление — это придумка американских мотиваторов. Совсем нет!
Еще в XIX веке ребе Цемах-Цедек писал: «Думай о хорошем, и все будет хорошо».
Еврейская традиция гласит: «Приучи свои уста говорить: "Это все к добру", что бы ни происходило». Тебе будет тяжело, ты можешь потерять все за один день, но ты должен понимать, что все к лучшему. И завтра, на новом месте, с новыми, незнакомыми людьми, ты с нуля будешь создавать свою новую жизнь.
Если ты не будешь верить в лучшее, если в тебе не будет уверенности в том, что твои шаги приведут к успеху, у тебя ничего не получится.
Ты не знаешь, что будет завтра, но ты всегда должен верить в лучшее, всегда искать возможности. Как и где их искать? Наблюдай за тем, что происходит
вокруг.
Ты должен получать информацию, анализировать, какое направление развивается быстрее, какое тормозит, где появляется новая возможность.
Еврейские общины испокон веков стремительно обменивались вестями о падении или увеличении цен, о политических событиях — это позволяло им быстро реагировать на изменения и зарабатывать большие деньги.
Жизнь научила евреев искать и находить плюсы в любой ситуации.
Все еврейские бизнесмены, когда вокруг все сложно и всем тяжело, все рушится, спрашивают себя: «Как я могу на этом заработать?»
Не хвататься за голову, а задуматься, как и где я могу сделать деньги? И в этом нет ничего плохого, это помогает в любой ситуации находить выход и, конечно же, не хныкать.
У Моше бен Маймона есть книга, название которой переводится как «Путеводитель растерянных». Там я нашел такие слова: «Кого можно считать богатым?» И ответ: «Того, кто счастлив тем, что имеет».
Если относиться к этим словам поверхностно, можно удивиться — ведь если тебя устраивает твое нынешнее финансовое положение, ты никогда не станешь богатым.
Но здесь все гораздо глубже: в иврите есть слова «самеах» — счастливый и «совеах» — удовлетворенный.
И здесь мы как раз читаем «самеах» — то есть тот, кто действительно счастлив (а не удовлетворен) своей жизнью, может достичь финансовой вершины. Если ты удовлетворен — у тебя нет мотивации. «Меня все устраивает» — сколько раз вы слышали эти слова? И наверняка эти люди не были богаты и даже не помышляли о благосостоянии.
При этом пока ты можешь и не иметь того, к чему стремишься, и быть счастливым, и идти к своей цели. В еврейском понимании разбогатеть может только человек, благодарный за то, что имеет. В этом вся суть.
Радуйтесь тому, что у вас есть, — это поможет в любых обстоятельствах. Стремитесь к лучшему, но обязательно цените то, что уже имеете.
И еще: «Если вы считаете, что можете что-то разрушить, поверьте, что можете исправить», — это слова рабби Нахмана. То есть в вас есть сила, чтобы решить любую проблему, при этом вы должны думать не о разрушении, а действовать в созидании!
<...>
Еврейская традиция — всегда договариваться.
Уметь договариваться — это большое искусство, основа ведения бизнеса, это то, чему евреев учат с младых ногтей. Ты все время вступаешь в финансовые отношения с людьми, и ты ничего не достигнешь, если не будешь гибким и не научишься договариваться.
Легче всего отказаться, послать, сказать «нам это не нужно» или убедить себя в том, что «он очень сложный клиент, с ним ничего не получится».
У евреев такого нет.
Если ты занимаешься бизнесом, твой ключевой навык — уметь договариваться.
Удивительное дело — пророк Авраам вел переговоры с Богом, задавал ему вопросы. Вспомните Библию — Бог в ответ на просьбу Авраама не уничтожать Содом и Гоморру сказал, что не сделает этого, если отыщет там 50 праведников.
В переговорах всегда следует исходить из того, что вы никогда не сможете изменить кого-либо. При этом в голове нужно держать свою цель, внимательно слушать и слышать собеседника и пытаться найти общее решение.
Ты можешь быть хитрым, предприимчивым, изобретательным в переговорах, но договаривайся, предлагай свою ценность, находи общий язык, спрашивай.
Беда многих бизнесменов в том, что они боятся задавать вопросы и не хотят вникать в детали.
Договаривайтесь обо всем заранее!
Михаил Фридман — удивительный пример того, как долго можно вести бизнес с одними и теми же партнерами. Тридцать лет!
Они начинали с мытья окон — а сегодня входят в список Forbes. Секрет их партнерства — прописанные еще в 1992 году обязанности и права. «У меня нет задачи, чтобы меня любили, но есть задача, чтобы партнеры уважали мои интересы, а я — их интересы. Можно и нужно спорить, но если приняли решение — все, выполняй!» — это его принцип, одного из самых богатых людей России.
«Бизнес — это наука о человеке», — еще один постулат Фридмана.
Спрашивайте, получайте максимум информации, находите точки соприкосновения.
<...>
<….>
Евреи прилагают максимум усилий, чтобы все предусмотреть заранее.
Даже если вероятность нерешенных вопросов составляет менее одного процента — лучше мы изначально договоримся, как действовать в той или иной ситуации.
Нужно сделать все, чтобы предусмотреть все возможные риски и внешние факторы, которые могут повлиять на совместный бизнес-проект, поэтому в договоре о партнерстве и в финансовом договоре прописывают сумму инвестиций, а также время на бизнес — то есть как долго рабочий партнер будет заниматься этим проектом.
В договоре отражают и распределение прибыли: как она делится и когда, есть ли ограничения по времени расчетов между партнерами.
Предусмотреть ответственность при убытках — тоже значимая часть договора о партнерстве: когда мы начинаем с кем-то бизнес, обычно об убытках никто не говорит.
В еврейской традиции — всегда думать о возможных рисках заранее. Вы еще ничего не начали делать, но вы должны предусмотреть, как вы с партнерами поступите, если ваш проект будет нести убытки.
«Гладко было на бумаге, да наткнулись на овраги», — это не про евреев. Их договоры предусматривают не только овраги, но и каждую небольшую ямку или колдобинку на пути вашего бизнес-проекта. Если дело потребует привлечения дополнительных денег или новых участников, как изменится доля первого партнера, второго?
И так же на берегу договариваются об условиях расторжения договора и о том, какие обязательства несет каждый участник при выходе из проекта. Все эти пункты являются принципиальными для любого
еврейского партнерства.
Арон Головчинер:
«В любом бизнесе надо четко просчитать, оценить ситуацию: с какими людьми придется взаимодействовать, насколько можно им доверять. Эти вещи не решаются просто так.
Надо решать на берегу. Надо считать. Бизнес — это в первую очередь расчет, экономика. Есть такой принцип: нельзя жить с соседом-грешником.
Что это значит? Мы сами выбираем свой круг общения. Понятно, что если человек живет в квартале, районе, где не очень хорошая криминальная обстановка, то, конечно, он рискует.
И сам, и своей семьей, и всем остальным. В бизнесе то же самое. Всегда выбирайте свое окружение».