Дима из Москвы живет в Бишкеке меньше года, однако уже успел сблизиться с местными жителями и сменить род деятельности. В рамках цикла материалов о жизни россиян за границей он рассказал «Ленте.ру», сколько получают в Кыргызстане, как работают и торгуются местные жители, чем занимаются в горах и почему на окраины Бишкека лучше не ходить.
Я часто путешествую. В сентябре 2022 года решил полететь в Кыргызстан, посмотреть, как там живется. У меня в Кыргызстане дядя, и это удобно: можно пожить какое-то время у него, прежде чем снять собственную квартиру. В стране я был в первый раз, ничего о ней не знал и ничего не ждал.
Чтобы поехать в Кыргызстан, нужен просто российский паспорт. Нет ни виз, ничего. Купил билет, приехал — и все. Я сейчас по работе часто перемещаюсь между Кыргызстаном и Казахстаном. Вот в Казахстане время пребывания может составлять, если не ошибаюсь, только 90 дней. А затем нужно на 180 дней выехать из страны либо делать рабочую визу на год.
В Кыргызстане ничего подобного нет.
Единственное но: необходимо в течение месяца получить прописку, чтобы подтвердить, что ты где-то живешь, существуешь. Тут никто особо за этим не следит, не проверяет, но если будешь отсюда выезжать, могут спросить, где твоя прописка и что ты здесь делал.
Прописку на полгода можно купить где угодно буквально за тысячу рублей. Первую я не покупал: мне ее делали в той квартире, где я раньше жил.
А вторую купил. Сейчас у друга живу, но если у него прописаться — повысится коммуналка. Поэтому я просто обратился в отель и сделал прописку там. В отелях могут прописать определенное количество человек на полгода.
Если хочешь получить банковскую карту, прописка нужна обязательно. Чтобы устроиться на работу, без нее тоже, скорее всего, не обойтись. Поскольку первое время я работал на дядю, то особо не знаю, какие документы нужны при приеме на работу.
Местные ребята начинают работать лет с 14-16 где-нибудь в магазинах и торговых точках. Если работать в таких местах, денег не будет хватать даже на то, чтобы снять квартиру.
Зарплаты тут очень маленькие. Если сравнивать зарплату, которую я получал, когда работал консультантом в магазине одежды в Москве, с той, что здесь получают горожане, разница очень заметна.
Те, у кого плохое материальное положение, живут в дешевых квартирах в определенных районах. Там аренда стоит 15-20 тысяч сомов (около 15 тысяч рублей). Условий в таких квартирах нормальных нет. Но зато есть крыша над головой и место, где можно ночевать.
Я по образованию программист. Когда сюда приехал, сначала устроился в фирму своего дяди. До декабря работал в его компании и получал зарплату в местной валюте — сомах. Особого дискомфорта не ощущал.
Курс изменился, и сом в данный момент практически равен рублю. Раньше, например, когда тебе переводили пять тысяч рублей, выходило 6500-6700 сомов, а сейчас — 5100. С нормальным курсом тут неплохо. Когда курс ненормальный, тут грустно.
Когда переезжал, цены здесь были гораздо ниже, чем в Москве, если говорить о продуктах, проживании и остальном. Тогда это было прямо дешево и сердито, хорошо. Что касается продуктов, фруктов, овощей и прочего — все дешевле, чем в Москве и Московской области. А если зайти на рынок, то и поторговаться спокойно можно, и купить продукты дешевле, чем в магазине.
Здесь мало свинины, но страна мусульманская, так что это понятно. Свинина есть, но дорогая, и не везде ее можно купить. Остальное мясо дешевое. Кило курицы, например, стоит 300 сомов (260 рублей). Две большие грудки тебе за эту цену положат. Кило говядины за 260-270 сомов (около 230 рублей) можно купить. Бары здесь раза в полтора дешевле, чем в Москве. Бокал пива в заведении стоит в среднем 150-200 сомов (около 150 рублей).
А вот съем квартиры в Кыргызстане — довольно суровая вещь. Здесь достаточно много местных жителей, которые не очень рады сдавать свои квартиры русским ребятам. А если сдают, то сильно завышают цену.
До осени 2022 года аренда однушки-двушки стоила примерно 300-350 долларов (около 25 тысяч рублей), а сейчас за однушку отдаешь 500-600 (около 42 тысяч). Иногда где-то в полтора-два раза подлетали цены. И, собственно, сейчас они не особо снижаются.
Главный минус Кыргызстана — грязный воздух. Вечно стоит смог. Иногда он поднимается метров на 50-60, ничего не видно. Вдобавок ветра в Бишкеке особо нет, город не проветривается. Если по IQAir смотреть, в Москве по сравнению с Бишкеком замечательный воздух. А тут такой, что иногда на улицу нельзя выйти.
Не знаю, чем в Бишкеке в холодную погоду топят дома, но за пределами города жители используют для этого черный уголь плохого качества, резину — все, что попадется под руку. Главное — топить, потому что холодно.
Климат резкий. Днем может быть 23 градуса тепла, а ночью — ноль. Все еще зависит от того, какая температура в горах. Если там выпадает снег — будет похолодание.
Еще здесь страдает все, что связано с мобильным интернетом, Wi-Fi и скоростью передачи данных. Однажды вообще мобильная связь целый день не работала. На границе с Казахстаном где-то оборвалась сеть, и у двух операторов вообще не было ни интернета, ни связи. Был только Wi-Fi, который тоже сказал «до свидания», потому что к той же системе был подключен.
В городе есть парки. Из развлекух, связанных с экстремальным спортом, — один скейт-парк, и то его построили в прошлом году. Больше здесь ничего нет. И вот я сейчас, как бы это ни было странно, занимаюсь постройкой еще одного парка для экстремальных видов спорта. Мы с друзьями решили его строить, когда вечером, как обычно, собрались вместе посидеть. Мой товарищ тогда сказал: «Слушай, нужен еще один парк. Давай ты все сделаешь, а мы заплатим». Я согласился.
Будем теперь строить парк для велосипедистов с помощью специальной техники и рабочих. Я буду руководить процессом. Скоро вместе с другом я пойду к директору парка, чтобы утвердить все работы. Еще нужно пойти в компанию, в которой работает мой товарищ, а потом в администрацию города. Нужно все это успеть за две недели, потому что мне скоро в Москву, надо — сдавать сессию в университете.
В Кыргызстане хорошо развит горный туризм. Я весь лыжный сезон откатался. Тут очень много прикольных гор, но большинство баз еще остались на советском уровне. Такие советские старые горнолыжные базы. Я их только так могу описать, потому что все оборудование может ломаться раз по пять на дню, какие-то инциденты здесь постоянно происходят. Для местных это нормально, они к этому привыкли.
Мы тут какое-то время покупали ски-пасc, чтобы кататься на подъемнике. Но в итоге катались на ратраке. Это гусеничный трактор с ковшом. Мы поднимались наверх, привязавшись к нему, а потом съезжали вниз. Ждали, пока этот трактор спустится, и опять по новой. На самом деле оказалось, что это очень трудное занятие. Никогда еще так не ездил.
Я часто катался на лыжах и на скейте и за это время успел познакомиться со многими людьми. Потом оказалось, что здесь вообще все друг друга очень хорошо знают, потому что город очень маленький.
Приходишь в бар, а там сидит три-четыре знакомые компании. К тому же нормальных баров, в которые все ходят, мало. Еще можно случайно знакомых встретить на улице. В общем, одни и те же лица.
Местные здесь никогда никуда не спешат, у них свой стиль жизни. Привычная нам беготня им непонятна. Горожане делают все спокойно, размеренно, аккуратно. Но это касается и работы. Кыргызы филонят. Поэтому на работу стараются брать не местных, а каких-то других ребят.
В основном русских, потому что они точно будут работать.
У кыргызов другое мировоззрение, они привыкли к той размеренности, которая у них есть. Даже если взглянуть на Пашу — товарища, с которым я живу. Он работает из дома. Паша что-то поделает в телефоне, потом встанет, куда-то сходит, потом такой: «О, надо собираться». Потом сядет, посмотрит на время, скажет: «О, уже время выходить». После этого начнет потихоньку собираться, что-то делать. А я за это время уже успею несколько раз полностью собраться.
И это не один человек такой, это касается многих. Если ты назначаешь встречу, можешь смело опаздывать на полчаса. Иначе эти полчаса ты будешь стоять где-то у подъезда и ждать. Здесь все опаздывают.
Я не чувствую, что я изменился в этой стране. Во мне осталась эта неуемная энергия, поэтому я постоянно катаюсь где-нибудь, куда-нибудь хожу. Неважно — есть компания, нет компании. Я понимаю, что не могу сидеть дома целый день.
Все население страны говорит на русском языке лучше, чем на местном, потому что большинство ездит в Россию на заработки. Понимают горожане русский прекрасно. Но это не относится к тем местам, которые расположены вдали от города. Если ты выезжаешь куда-то в горы, там русского языка практически не знают. Там живет коренное население страны. У них ни электричества особо нет, ни интернета, ни связи — ничего. Они пасут скот и занимаются этим всю свою жизнь.
В основном люди очень приветливые и приятные. Неважно, кто ты, где ты и как ты, все гостеприимные. Паша, например, предложил мне жить у него, хотя мы знали друг друга не больше полугода. Мы познакомились в скейт-парке, поговорили, а потом пошло общение. Он русский, но родился здесь.
Конфликтов у меня с местными не было. Конечно, встречались люди, которые пытались докопаться: просили денег, сигареты, что-нибудь еще. Но я всегда в наушниках и хожу достаточно быстро, поэтому просто не обращаю на них внимания. Это классика — везде есть плохие люди.
Здесь, кстати, можно всегда передвигаться пешком. Тут за два часа можно до другого конца города добраться и оказаться у его окраин. Дальше идти пешком не стоит — там не особо приветливые люди. Это нежелательные районы для прогулок. Даже жить там особо не рекомендуется.
Еще одна причина, по которой лучше ходить пешком, — забитые маршрутки. В салоне вообще не протолкнуться. Это похоже на индонезийский или индийский автобус, в который все битком набиваются. Маршрутки низкие, людям ростом выше 180 сантиметров в них некомфортно.
Так что в маршрутках я не езжу, автобусы и троллейбусы ходят тут достаточно редко, а вот такси очень дешевое. Я могу полтора километра проехать за 70 сомов (60 рублей). А ночью через весь город можно проехать за 200-250 сомов (около 190 рублей). Это здесь адекватная и нормальная цена. И это я не про экономкласс говорю, а про уровень «комфорт».
Я в основном хожу пешком или катаюсь на скейте. Скейт вообще замечательная вещь. Город стоит под углом, поэтому наверх ты можешь подняться на такси, если у тебя там какие-то дела, а вниз спуститься на скейте.
Очень жду, когда приеду в Москву. Там у меня друзья, товарищи, с которыми я общаюсь. Круг общения, к которому я привык, естественно, не изменился. Хочется вернуться к тем ребятам, которые нормально меня понимают. А то здесь товарищам периодически приходится все объяснять. У них другие вкусы, менталитет. Но, кстати, с Пашей я нашел общий язык.
Думаю отправиться в Португалию. И я не просто так хочу в эту страну. Есть вариант полететь туда носителем русского языка. Для этого не нужно идеально знать португальский, но я все равно буду его изучать, скоро у меня начинаются курсы.
В Португалии я тоже хочу где-то полгодика пожить. Посмотрим, понравится мне или нет. Такого опыта в жизни у меня еще не было. А если не получится — найду там для себя что-нибудь другое.