Внешний вид Тимоти Шаламе в драме «Король», Дакоты Джонсон в экранизации романа Джейн Остин «Доводы рассудка», а также всего главного состава сериала «Дэйзи Джонс и The Six» возмутил зрителей. По их мнению, в образах героев прошлых столетий эти актеры выглядят неестественно и чересчур современно — словно они попали в картину из далекого будущего и уже пользовались благами XXI века. В то же время Белла Рэмси, сыгравшая в фильме «Сопротивление» про оккупированную нацистами Францию, идеально вписалась в эпоху и буквально создана для подобных ролей. Откуда взялся феномен «лица, которое видело iPhone» и почему некоторые актеры выглядят нелепо в историческом кино — разбиралась «Лента.ру».
«Моя задача состоит в том, чтобы понять и реализовать режиссерский замысел. Конечно, съемочная группа ищет интересные современные лица, но в первую очередь мы в поисках профессионального исполнителя, способного буквально раствориться в своей роли», — рассказывает кастинг-директор Эмили Брокманн. Специалист уверяет, что внешность редко играет первостепенную роль на кастинге. Гораздо важнее — игра артиста и то, как он смотрится в кадре с коллегами.
При этом лица, с которыми поработал пластический хирург или косметолог, на экране часто выглядят странно — особенно в исторических картинах. По мнению Брокманн, удачным примером подбора актрис, чья внешность не подвергалась серьезным вмешательствам, стала драма «Говорят женщины» 2022 года. Лента посвящена реальной истории об изнасиловании меннониток, которым в силу религиозных убеждений были чужды какие-либо эстетические процедуры. В центре событий 2010 года оказались культовые звезды современности: Фрэнсис МакДорманд, Руни Мара, Клер Фой и Джесси Бакли.
«У женщин в этом фильме интересные, контрастирующие друг с другом лица, и все они кажутся натуральными. Несмотря на то что эти актрисы являются яркими представительницами XXI века, их черты не соответствуют общепринятым стандартам. Кроме того, они удивительным образом дополняют друг друга на экране, а это значит, что команда тщательно поработала над подбором актерского состава», — поясняет Брокманн. И действительно, в кадре видны пигментные пятна, морщины, круги и отеки под глазами персонажей, которые также обладают естественной формой губ, носа и бровей.
Креативный продюсер Марина Аброшина считает, что внешность — важный критерий для режиссера во время поиска «своего» героя. «Фильм “Агора” рассказывает о судьбе первой женщины-ученой Гипатии, которая жила на закате Римской империи. И хотя худоба в те времена была не в почете, на экранах предстала Рейчел Вайс с ее угловатыми чертами лица, выточенными бровями и глубоким взглядом. Внешность и образ Вайс отсылают зрителя в эпоху, где отсутствовали яркие ткани и крупные украшения, а длинные темные волосы обязательно заплетались в косу. И нет сомнений, что актриса великолепно вжилась в свою роль за счет характерного для того времени лица», — размышляет эксперт.
Не менее гармонично, по ее мнению, смотрится Кирстен Данст в образе жены Людовика XVI, королевы Франции и Наварры Марии-Антуанетты в одноименном фильме 2005 года. Исторический контекст сюжета требовал наличия «фарфоровой кожи», яркого и в то же время естественного румянца на щеках и тонкой талии героини, которую подчеркивали корсеты. И Данст легко вошла в образ благодаря природным данным.
Например, в картине «Елизавета» (1998), повествующей о королеве Англии, главная героиня Кейт Бланшетт сверкала белыми зубами. Это противоречило известному факту о любви монарха к сладкому: историки указывали на то, что женщина редко улыбалась из-за обильного зубного кариеса. «Пожалуй, целью режиссера Шекхара Капура была не искрометная достоверность, а попытка показать мощь женщины, правившей одной из главных держав того времени», — объясняет Аброшина.
Феномен «лица, которое видело iPhone» часто связывают с идеальными жемчужно-белыми зубами и популярностью виниров. «Лично я считаю, что в 2023 году Голливуд не может сделать правдоподобный исторический фильм из-за неестественных зубов актеров. Таких поддельных улыбок просто не существовало, например, в 70-х годах», — высказалась журналистка Мишель Сайка.
Примечательно, что фарфоровые и керамических накладки, замещающие внешний слой зубов, впервые появились именно в кино. Прототип виниров разработали в 1928 году в Голливуде, чтобы на время съемок создавать актерам белоснежные улыбки. Сначала дантист Чарльз Пинкус прикреплял к передним зубам звезд простые пластинки, однако позже новые технологии в медицине позволили усовершенствовать эту процедуру.
Маловероятно, что каждый член вымышленной рок-группы The Six в сериале «Дэйзи Джонс и The Six» обладал ослепительной улыбкой. Однако на экранах предстают культовые современные актеры Сэм Клафлин, Райли Кио, Камила Морроне — с зубами неестественного белого цвета и идеальной формы. Псевдобиография вышла в марте 2023 года, и шоураннеры приложили немало усилий, чтобы убедить зрителя в существовании бенда — на всех стриминговых площадках даже появился целый альбом их песен.
Но ни захватывающий сюжет, ни игра актеров не смогли заставить публику поверить в то, что резцы артистов 70-х годов были столь совершенными. Ведь в действительности из-за своего образа жизни рок-звезды тех времен обладали кривыми зубами желтого или серого оттенков.
Хирург и стоматолог Дмитрий Дианов полагает, что современные актеры с хорошими от природы зубами решаются установить виниры из-за внутреннего стремления к выдуманному идеалу. «Этот идеал нам навязан из пестрящих журнальных картинок, социальных сетей, фильмов. Это такой глянцевый образ, который ассоциируется с успехом. То есть человек допускает, что он с большей вероятностью достигнет желаемых результатов только с ровными зубами», — поясняет Дианов.
Разработка виниров согласовывается с пациентом, который может запросить более длинные или, к примеру, заостренные по форме резцы, говорит он. «Если речь идет про цвет материала, то решающим фактором остается вкус пациента. Иногда заказчик приходит и говорит, что хочет зубы, как белая керамическая плитка или раковина. И хотя сейчас тренд на естественную красоту, он не прислушивается к рекомендациям специалиста», — сетует доктор.
Естественные лица людей, живущих в наше время, практически не отличаются от лиц предков, считает поведенческий эколог Майкл Шихан. «Различия во внешности поколений являются результатом изменений стиля, ухода или диеты, но не эволюции», — комментирует он.
Таким образом за внешний вид современного человека отвечают текущие стандарты красоты, мода и развивающаяся медицина. Пластический хирург Павел Голованев отмечает, что теперь люди ежедневно ухаживают за собой, обращаются за услугами косметолога, делают макияж, маникюр и прически. Более того, всеобщий тренд на моложавую внешность предполагает, что лицо должно иметь очерченную нижнюю треть с выраженными скулами и, конечно, полное отсутствие морщин.
К тому же людям низких сословий приходилось выживать за счет физического труда — соответственно, их организм изнашивался быстрее, а медицины на тот момент фактически не существовало. Сюда же можно добавить особенности рациона: богатых людей можно было отличить не только по материальным атрибутам, но и по тучному телосложению из-за обилия жирной пищи, говорит Голованев.
С врачом соглашается и блогерша Лаура Джейн, которая исследует на своем YouTube-канале стандарты красоты разных эпох. «У актеров прошлого века мимика была более развита, они ярче демонстрировали положительные и отрицательные эмоции в кадре. Взгляните на американскую актрису Фэрру Фосетт, которая родилась в 1947 году. У нее были тонкие губы, высокая переносица и угловатая челюсть. Ее внешность уникальна, но сегодня она была бы абсолютно непривлекательной», — рассуждает она.
Голливудские звезды имели непреодолимое желание испробовать на себе все возможности пластической хирургии уже в 1910-1960-х годах, рассказывает Джейн. Например, американская актриса Мэрилин Монро перенесла операцию на подбородке, чтобы сделать овал лица более четким.
К 1990-м стремление знаменитостей к искусственному совершенству и одержимость пластикой достигли небывалых масштабов, заявляет блогерша. «А сегодня погоня за красотой стала буквально образом жизни актеров, которые, попадая в другой исторический период под объективами камер, не могут вжиться в свою роль», — подводит итог Джейн.