30 мая Москву и Подмосковье атаковали беспилотные летательные аппараты (БПЛА). По данным СМИ, в налете приняли участие до 32 аппаратов. В Минобороны России сообщили, что в атаке было задействовано восемь беспилотников самолетного типа, из которых пять были сбиты зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-С», а три — подавлены системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). «Лента.ру» рассказывает о том, какие беспилотники могли принимать участие в атаке на Россию и как организована противовоздушная оборона (ПВО) Москвы.
По открытым данным, один из БПЛА, атаковавших Москву, врезался в 25-й этаж жилого дома на улице Атласова в Новой Москве. В результате этого были разбиты стекла квартир на 25-м, 24-м и 23-м этажах. Еще один аппарат врезался в окно квартиры, расположенной на 16-м этаже дома на улице Профсоюзная. Беспилотник переносил кумулятивный заряд КЗ-6, способный пробивать железобетонные плиты толщиной до полуметра, однако боеприпас не сработал.
Третий БПЛА врезался в 13-й этаж 30-этажного жилого дома на Ленинском проспекте. Аппарат тоже переносил заряд КЗ-6, который не сработал. Другие беспилотники были перехвачены на подлете к столице в Одинцовском, Истринском и Красногорском районах Подмосковья. Так, в Одинцовском районе несколько БПЛА зацепились за деревья, изначально следуя на высоте около 60 метров и расстоянии примерно 500 метров друг от друга.
По итогам атаки за медицинской помощью обратились два человека. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, госпитализация им не потребовалась. Сразу после нападения БПЛА московской полицией был введен план «Тайфун», жильцы пострадавших домов были эвакуированы.
К середине дня жильцам разрешили вернуться в свои квартиры. Силовые структуры проводят расследование обстоятельств произошедшего. В Кремле заявили, что атака на Москву стала ответом Украины на успешные действия российских войск в ходе специальной военной операции (СВО).
Беспилотники, использованные при атаке, а также их обломки направлены на экспертизу, которая позволит установить их модели, происхождение и конструктивные особенности. Между тем некоторые выводы об атаковавших Москву и пригороды столицы беспилотниках можно сделать уже сейчас. Нельзя исключать, что некоторые беспилотники были доработаны в кустарных условиях и получили заряды небольшой мощности.
Так, несколько принимавших участие в атаке на Москву беспилотников напоминают военный UJ-22 Airborne производства украинской компании «УкрДжет». Согласно открытым данным, максимальный радиус полета в автономном режиме этого БПЛА, способного перемещаться на высоте от 60 до 6000 метров, составляет 800 километров, что достаточно для преодоления расстояния от подконтрольных украинской армии территорий до Москвы (около 500 километров). Аналогичные изделия применялись Вооруженными силами Украины (ВСУ) для атаки на Краснодар.
Между тем в атаке на столичный регион могли принимать участие не UJ-22 Airborne, а похожие на них беспилотники, у которых есть диагональные балки внизу крыла — так называемые подкосы. С другой стороны, нельзя исключить, что для атаки на Москву и Подмосковье использовались модификации уже известных моделей беспилотных летательных аппаратов.
Среди других аппаратов, имеющихся в распоряжении ВСУ и подконтрольных им подразделений, которые могли бы применяться в атаке на столичный регион, можно отметить ударно-разведывательный беспилотник «Горлица» разработки украинской компании «Антонов». Он оснащен западными системами управления и телеметрии и способен переносить до 50 килограммов грузов. Также у ВСУ имеется летательный аппарат самолетного типа, серийно выпускаемый украинской авиационной производственной компанией «Скаэтон».
Среди параметров, обеспечивающих успешный перехват беспилотников, можно отметить район их пуска, высоту полета и тип материала, из которого изготовлены БПЛА. Так, перехватить БПЛА, изготовленный из пластика и запущенный внутри России, значительно труднее, чем высоколетящий металлический аппарат, который стартовал вне пределов России. Кроме того, задачу перехвата усложняет фактор неожиданности и массовость применения БПЛА. Исходя из числа перехваченных БПЛА и отсутствия жертв среди жителей Москвы и Подмосковья можно заключить, что столичная ПВО успешно справилась с неожиданной атакой.
Причина этого заключается в построении ПВО столичного региона, включающей три эшелона, которые противодействуют всем известным воздушным угрозам на большой, средней и малой дальности. В случае атаки на московский регион был задействован последний эшелон ПВО, рассчитанный на поражение низколетящих беспилотников. Именно об этом и сообщило Минобороны России, упомянув использование для перехвата вражеских БПЛА комплексов «Панцирь-С» и систем РЭБ. На применение последних указывает, в частности, и временная некорректная работа спутниковых навигационных систем, наблюдаемая в столице России.
Комплексы «Панцирь-С», предназначенные для ближнего прикрытия гражданских и военных объектов, оснащены автоматическими пушками и управляемыми ракетами, способными перехватывать малоразмерные цели, к которым относятся беспилотники. В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина (до шести в батарее), зенитные управляемые ракеты, 30-миллиметровые выстрелы, транспортно-заряжающая машина (одна на две боевые машины) и средства технического обслуживания. Комплекс обладает высокой помехоустойчивостью, достигаемой объединением в единую систему радиолокационных и оптико-электронных средств.
Башенная установка боевой машины «Панцирь-С» включает два блока по шесть зенитных ракет и пару пушек. Зона поражения ракеты по дальности — до 20 километров, по высоте — до 15 километров. Скорость ракеты — 1300 метров в секунду, масса боевой части со стержневыми поражающими элементами — 20 килограммов. Пушечное вооружение «Панцирь-С» использует два двуствольных зенитных автомата 2А38М, способных поражать воздушные цели в зоне по дальности — до 4 километров, по высоте — до 3 километров.
В зависимости от задачи, «Панцирь-С» и его модификации могут работать в автоматическом режиме, включающем самостоятельный поиск, обнаружение, опознавание, выбор, целеуказание, захват и обстрел цели. «Панцирь-С» предполагает работу в составе эшелонированной ПВО, в рамках которой ему отводится роль системы ближнего радиуса действия.
Модульный принцип построения комплекса предполагает различные сценарии использования боевой машины «Панцирь-С» — в частности, ее установку на корабли и мобильные платформы. В Москве можно было заметить, что последние полгода установки «Панцирь-С» начали размещать на крышах гражданских и военных объектов, что не могло не сказаться на усилении московской ПВО.
Говоря о системах РЭБ, предназначенных для противодействия БПЛА, стоит упомянуть, в частности, комплекс «Поле-21», который в марте успешно вывел из строя ударный украинский беспилотник Ту-141 «Стриж», пытавшийся совершить атаку на объект в Тульской области. Конкретные характеристики «Поле-21» не обнародованы, однако известно, что комплекс способен контролировать воздушное пространство в радиусе более 50 километров.
Кроме мобильных комплексов РЭБ стоит назвать переносные системы, к которым относятся, например, противодроновые ружья «Гарпия». Они способны на расстоянии около 500 метров приземлить вражеский аппарат. Ружье посылает сигнал на беспилотную цель, в результате чего блокируется ее связь с оператором, дрон зависает на месте и летит обратно либо теряет управление и приземляется.
В настоящее время подобные ружья получают все больше сотрудников силовых структур, занятых на охране стратегически важных объектов.