Россия
21:05, 8 июня 2023

Номинант на «Оскар», русский ответ YouTube и дневник Донбасса. В Москве наградили главных звезд и лучшие проекты Рунета

В Москве наградили лауреатов II Национальной премии интернет-контента
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

В среду, 7 июня, во Дворце гимнастики Ирины Винер-Усмановой в столичных Лужниках прошла церемония награждения лауреатов II Национальной премии интернет-контента. Награды получили создатели наиболее качественных, востребованных у публики и социально значимых проектов 2022 года: фильмов, сериалов, блогов, стримов, журналистских проектов, телеграм-каналов, подкастов, музыкальных треков, коротких видеороликов и других видов контента. За происходящим наблюдал корреспондент «Ленты.ру».

«Позитив делать сложнее, чем негатив»

Мероприятие, хоть торжественное и светское, прошло в сдержанных тонах, чему способствовало отсутствие красной дорожки и тотальный черный цвет в дресс-коде, который соблюдался большинством гостей.

Организаторам удалось собрать в одном месте представителей практически всей палитры платформ и экосистем, создающих позитивный и патриотический контент в русском сегменте интернета. Тут оказались и руководители крупнейших медиахолдингов, и яркие дебютанты прошлого года, такие как, номинированный на «Оскар» режиссер-документалист Максим Арбугаев или Владимир Васкевич — незрячий ведущий трэвел-шоу, объехавший 28 стран.

Премия учреждена Институтом развития интернета (ИРИ) в 2021 году, а первое награждение состоялось в 2022 году.

Номинантов в лонг-лист выдвигают представители профессионального сообщества: продюсеры, руководители онлайн-платформ, телеканалов, студий, креативных агентств. И в 2023 году число номинаций увеличилось, организаторы получили 500 заявок.

Финалисты — создатели 66 проектов — были отобраны экспертным советом, а победители определялись голосованием жюри. Весь этот процесс контролирует наблюдательный совет, возглавляемый первым заместителем руководителя Администрации президента России Сергеем Кириенко.

Церемонию награждения разделили на две части, и первая прошла 18 мая в московском центре изучения конструктивизма «Зотов». Во второй части происходит награждение победителей в основных номинациях.

В нынешнем году премия сильно отличается от прошлогодней не только количеством участвующих проектов, но и их тематикой.

«Примерно процентов на 40 — это контент, посвященный специальной военной операции и связанным с этим темам, таким как: путешествия по России, импортозамещение, создание новых производств и вообще социальное развитие регионов», — уточнил гендиректор ИРИ Алексей Гореславский. По его словам, стало меньше просто социальных проектов и больше общественно-политических.

Выбор финалистов и победителей, как утверждает Гореславский, хоть и осуществлялся профессионалами, но процентов на 90 совпадает с тем, что популярно, а потому уже отмечено публикой. Прежде всего речь об интересном и оригинальном контенте, однако в описании премии сказано, что он должен не только развлекать, но и позитивно влиять на человека, а именно «просвещать, объяснять, поддерживать, мотивировать и вдохновлять».

Без шамана, но с монастырским хором

По ходу церемонии состоялась премьера сразу трех новых песен. Диана Арбенина представила сингл «Один» из еще не вышедшего альбома «Ночных снайперов». Хор Сретенского монастыря вместе с танцором Сергеем Полуниным — песню «Возрождение», созданную продюсером Максимом Фадеевым. Музыкант Юрий Бардаш первый раз за год вышел с публичным выступлением в России, впервые исполнив песню «Соколка», вместе с группой «Родная речь» и хором Сретенского монастыря.

Чаще монастырского хора на сцене объявляли только SHAMAN — Ярослава Дронова. Его песня «Встанем», вышедшая 23 февраля 2022 года, победила в номинации «Лучший музыкальный трек», а «Я русский» был использован для всероссийской хоровой акции, завоевавшей приз в номинации «Социальный интернет-триггер».

Сам SHAMAN в церемонии не участвовал, так как в это самое время давал сольный концерт в Чебоксарах.

В соответствующих номинациях победили яркие работы российских кинематографистов: нашумевший сериал о первых ВИЧ-пациентах в СССР «Нулевой пациент», художественный фильм о шахматной дуэли Анатолия Карпова с Виктором Корчным «Чемпион мира» и документальный фильм «История финансов России».

Последний поддержать на церемонию приехал министр финансов Антон Силуанов — один из героев проекта, повествующего о финансовом деле, начиная с первого упоминания казны в 1328 году до создания национальной платежной системы МИР и разработки цифрового рубля. «Многие думают, что финансисты — сухари, отнюдь нет, — это творческие люди», — заметил глава Минфина и ушел со сцены, унеся с собой статуэтку, которую вручили съемочной группе фильма.

Отдельным призом в номинации «Международный успех» была отмечена дебютная документальная работа «Выход» о биологе, который месяцами живет в одиночестве на Крайнем Севере и сталкивается с последствиями глобального потепления. Авторы фильма — якутские режиссеры Максим Арбугаев и его сестра Евгения — были номинированы с ним на «Оскар» 2023 года.

«Хочу всем пожелать ценить свой вкус, развивать его и не переставать вдохновляться», — сказал Арбугаев, принимая приз. Теперь в его планах долгое плавание по Арктике, где он с сестрой будет работать над документальным кино о Северном морском пути.

Премию вручал народный артист России Игорь Угольников, который от лица Ассоциации продюсеров кино и телевидения поблагодарил ИРИ за поддержку трудоемких кинематографических проектов.

К слову, Угольников разделяет лежащую в основе премии идею поддержки позитивного интернет-контента, не путая его с чисто юмористическим.

Интернет, по словам Угольникова, пока остается преимущественно большой мусорной ямой, из которой трудно вытащить что-то стоящее, но это не означает, что его нужно закрывать, лишая людей возможности самостоятельного выбора подходящего именно им контента.

В этом смысле задача развития интернета, которую ставит перед собой ИРИ — постоянный поиск баланса или грани, которую, как он полагает, «пока никому не удается ухватить». А новая Национальная премия — инструмент, с помощью которого можно подсветить проекты, чье качество выделяется (как в случае с тем же «Оскаром») профессиональным сообществом контентмейкеров, а не кем-то лично или государством.

Еще один уникальный документальный кинопроект — фильм Юлии Барановской «Женщины Донбасса» — был отмечен в особой спецноминации «Герои нашего времени».

«Юля одна из первых поехала на Донбасс в самом начале событий прошлого года, не смогла остаться равнодушной, — сказал в видеообращении к участникам церемонии награждения первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко. — В результате родился этот удивительный рассказ о 30 судьбах удивительных женщин Донбасса, рассказ наполненный и бедой, и сопереживанием, и трагедиями, а также невероятным мужеством, верой в людей и любовью».

Кириенко подчеркнул, что, работая над этим проектом, съемочная группа Барановской рисковала жизнью, попадая под обстрелы, но сделала свою работу до конца и сделала ее максимально качественно.

«Не прошли по возрасту – стоят там на улице»

В сегменте детских и молодежных проектов отличилась блиставшая еще в советские годы Киностудия имени Горького, которая нанесла ответный удар на поле интернет-контент запустив сначала первый, а затем второй, еще более успешный, сезон киножурнала «Хочу все знать». Это полностью пересобранный заново формат «Почемучки», позволяющий детям самим находить ответы на свойственные определенному возрасту вопросы, способные поставить в ступор неподготовленного родителя, к примеру, «сколько в мире денег?» или «что будет, если бросить атомную бомбу в жерло вулкана?».

«Сегодня абсолютно все создатели контента борются за внимание – самый главный ресурс. Информации масса и очень важно побороться за внимание именно в сфере образования и просвещения», — отметил вручавший им награду в номинации «Просвещение и образование» гендиректор АНО «Россия-страна возможностей» Алексей Комиссаров и подчеркнул, что это главная номинация Национальной премии интернет-контента. А сами победители сказали, что это проект, который ИРИ не поддерживало, что доказывает объективность работы оргкомитета премии.

Самым детским по составу участников стал проект сборника скетчей #ШКЛТ. Он стали лауреатом в номинации «Выбор Первых» — единственной, где победителя определи голосованием участников Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Можно назвать этот проект смелым переложением на новые реалии и технологии легендарного «Ералаша» с его зарисовками из жизни школьников.

«Мы уже выяснили, что главная номинация уже вручена, — пошутил вручавший статуэтку директор «Движение первых» Григорий Гуров, намекая, что добавить что-либо после выступления Комиссарова ему нечего. — Нам остался только танец. И я готов».

Поддержала настроение и создательница #ШКЛТ Наталья Еприкян, сходу превратившись в знаменитую по КВН и «Comedy Woman» Наталью Андреевну: «На сцене нас только двое. Остальные [участвовавшие в проекте дети] не прошли по возрасту – стоят там на улице», — cказала она.

Соревновавшиеся друг с другом в неформальности спикеры, не иначе, как выполняли поручение президента России, прямо призвавшим на прошлогоднем заседании Госсовета изменить подходы к работе с новыми поколениями. «Конечно, в работе с молодежью необходимо полностью исключить формализм и казенщину. Нужно чутко слышать запросы ребят», — сказал российский лидер.

«Оставаться беззаботным и энергичным»

Блогеров, без которых поле интернет-контента немыслимо, тоже не оставили без наград. Так, премию «Дебют года» получил блогер Стас «Ай, как просто» за фильм «Донбасский дневник. Как я побывал на войне». Получая статуэтку, Стас пошутил, что ему пришлось десять лет пилить контент, чтобы наконец быть замеченным как дебютант, поэтому до следующих наград он боится и вовсе не дожить.

Создаваемый в формате блога проект Павла Зарубина «Москва. Кремль. Путин» с еженедельной хроникой жизни президента России Владимира Путина получил премию в номинации «Лучший журналистский проект в интернете».

«Лучшим блогом» 2022 года было шоу Владимира Васкевича «Куда глаза не глядят» — незрячего путешественника, который прежде сам объехал три десятка стран, а теперь пробует на вкус, слух, обоняние и осязание разные города России, делясь своим опытом со зрителями.

Премию ИРИ в номинации «Международный успех» вместе с якутскими режиссерами получили создатели «Шоу ВиЛ» — пранкеры Вован и Лексус. Они хорошо освоились и уверенно чувствуют себя на новом блогерском поприще, занимаясь теперь не только звонками западным политическим лидерам, но и развенчиванием фейков, обсуждая с гостями шоу острые темы.

«Расти, конечно же, нужно дальше, что мы в принципе своим примером и показываем, — рассказали они. — И интересы меняются с возрастом, ведь нам не 16 лет, когда мы занимались этим в андеграунде. Главное, чтобы порыв был. Надо оставаться беззаботным и энергичным! И нужно то, что ты делаешь, делать хорошо».

Самыми яркими стримерами на церемонии признали команду Народного фронта, победившую в специальной номинации «Победа будет за нами». Еженедельно стримы фронта, на которых ведущая проекта Екатерина Шугаева и сотрудники специально созданного кол-центра, принимают звонки россиян, собирают десятки миллионов просмотров.

Проект стартовал в ноябре 2022 года. Эфиры идут по девять часов шесть дней в неделю, сливаясь в один непрекращающийся марафон, суть которого в том, чтобы дать простым людям быть услышанными и оказать им поддержку в решении насущных проблем с помощью сенаторов, депутатов, юристов и психологов.

По словам Шугаевой, сохранять силы для этого интернет-марафона ей помогают муж и четверо детей. Они смотрят стримы мамы и сочувствуют героям каждого выпуска.

«Самый стильный парень на кладбище»

Сразу четыре победителя были награждены в спецноминации, получившей название от фразы из фильма «Терминатор»: «I’ll be back». Это знаменитые блогеры, которые потеряли свои каналы на YouTube по политическим мотивам, но не сдались и собрали огромную аудиторию на других площадках: Артемий Лебедев, Дмитрий Пучков, Стас «Ай, как просто!» и Андрей Бочаров.

«Награда за удаление с YouTube — это как получить награду: «Самый стильный парень на кладбище» или «Самый красивый в ожоговом отделении», — сказал Стас, выступая со сцены второй раз за вечер. — Но я надеюсь, что наше государство за нас отомстит. YouTube должен быть заблокирован. Гойда!»

Дмитрий Пучков посоветовал ему не переживать о том, что его «дебют» был признан только на десятый год творческого пути, так как он — Гоблин — получил награду спустя 25 лет с начала освоения блогерства.

«Премия, на мой взгляд, должна объективно оценивать вообще — делает ли этот конкретный человек что-то полезное для общества? Премию нужно давать только тем, кто этого заслуживает», — поделился Пучков своей мыслью с корреспондентом «Ленты.ру».

Пучков отметил, что премия ИРИ по своей природе куда шире любой музыкальной, кинематографической или литературной премии и уже может служить связующим мостиком между профессионалами из самых разных сфер.

< Назад в рубрику