В апрельском интервью «Ленте.ру» председатель совета директоров и контролирующий акционер группы компаний «Бипэк Авто — Азия Авто» Анатолий Балушкин подробно рассказал об участии высокопоставленных казахстанских чиновников в попытке рейдерского захвата компании. «Бипэк Авто», являясь партнером «АвтоВАЗа», занималась строительством автозавода полного цикла на востоке Казахстана в Усть-Каменогорске. Анатолий Балушкин рассказал «Ленте.ру» о том, что происходило с его казахстанским подразделением в последние годы и как у компании отняли 40 миллионов долларов и предъявили липовый иск еще на 210 миллионов долларов.
«Лента.ру»: В последнем интервью вы обозначили целый ряд признаков рейдерства, уничтожающего реальный сектор экономики, но инструментарий бизнес-пиратов намного шире…
Анатолий Балушкин: Да, верно. Особенно если рейдерами стали высокопоставленные чиновники. Одним из этапов операции по разрушению нашего бизнеса в Казахстане стал иск министерства экологии к заводу «Азия Авто» в интересах частной компании «Оператор РОП».
(РОП — расширенная ответственность производителя — система экономического регулирования, когда производитель и импортер товаров обязаны утилизировать произведенную или ввезенную ими на территорию страны продукцию после утраты потребительских свойств. В Казахстане принцип РОП действует с 1 января 2016 года, оператором стала частная компания, принадлежащая дочери бывшего президента республики Нурсултана Назарбаева — прим. «Ленты.ру»).
Наравне со всеми участниками рынка мы, как автопроизводители, с 2016 года оплачивали утильсбор по установленным тарифам на все произведенные автомобили, и эта же сумма возвращалась к нам уже в режиме «стимулирования производителя», мы могли предоставлять конечному потребителю ценовое преимущество, вычитая сумму утильсбора из стоимости автомобиля, делая его доступным. Повторяю, нам возвращались наши же деньги, их не брали из государственной казны, это не деньги налогоплательщиков, как многие ошибочно сейчас рассуждают.
В апреле 2020 года начинает разворачиваться одна из самых дорогих афер с участием министерств, частной компании, аффилированных СМИ и ангажированных блогеров. Во-первых, оператор РОП по требованию Министерства индустрии и инфраструктурного развития остановил возврат ранее оплаченных сумм утильсбора на уже произведенные и в том числе проданные автомобили.
Суд отказал, но ни одной нормой закона свой вывод суд не подтвердил. Еще один эпизод, подтверждающий, что решения судов в отношении нашей компании выносились неправомочно, в абсолютной уверенности — некому будет оспаривать, пересматривать и внимательно изучать.
Во-вторых, в марте 2021 года Министерство экологии обратилось с иском о взыскании с «Азии Авто» 210 миллионов долларов в пользу частной компании, оператора РОП. Госорганы освобождены от уплаты пошлины, следовательно частная контора, в интересах которой министерство подало иск, прилично сэкономила, а бюджет недополучил 2 миллиарда тенге в виде пошлины.
Вы утверждаете, что иск абсурден…
Оператор РОП потребовал возмещения убытков по «Соглашению о промсборке», стороной которого не являлся. И сами убытки мифические, потому что оператор возвращал наши же ранее оплаченные суммы. Но последовало еще одно неправомочное решение суда со ссылкой на соглашение от 2017 года, в то время как взыскивали суммы выплат в том числе за период, когда действовало другое соглашение.
Поясните принцип субсидирования и стимулирования производителей, какие выгоды должен получать покупатель?
Локальный производитель, если сформулированы инвестиционные условия, не только создает рабочие места и делает вклад в ВВП, но и формирует доступную цену на продукт. Мы убрали из цены НДС, утильсбор и получили «народный автомобиль». Такой цены казахстанцы больше уже не видели после остановки конвейера «Азии Авто». Сейчас цены выше более чем в два раза.
Когда профильное министерство направило оператору указание не возвращать суммы утильсбора за уже произведенные автомобили, нам предстояло выдать покупателям еще свыше тысячи автомобилей, оформленных по предоплате.
Но мы выполнили свои обязательства и выдали тогда автомобили все до единого по старой цене, потеряв 2,5 миллиарда тенге только на двух программных моделях. А в целом два министерства и частный оператор РОП попросту украли у нас 40 миллионов долларов.
Ваша компания вынужденно остановила работу в Казахстане. Что произошло с контрактами, с доступностью автомобилей, ведь программы стимулирования производителя остались?
В руках монополиста оказались сосредоточены все ключевые контракты на производство автомобилей и сельхозтехники. Монополист продолжает пользоваться господдержкой, но конечный покупатель не получил ничего, кроме взметнувшихся цен, острого дефицита, огромных сроков ожидания автомобилей, льготного кредитования с лимитом в 18 секунд на регистрацию заявок. И это группа «Аллюр» Андрея Лаврентьева, выкупающая наши автоцентры по заниженным ценам и выкачивающая государственные деньги на нереализованные проекты.
Еще не завершились судебные разбирательства, а наши контракты LADA, KIA были переведены на костанайскую площадку. Цена на самый доступный автомобиль с 2,7 миллиона тенге поднялась до 5 миллионов тенге. Лаврентьев продолжает пользоваться программами стимулирования, но, как видим, казахстанцы не видят этого в цене, все идет в карман выгодоприобретателя.
Государство как-то участвовало в судьбе «Аллюра»?
Группа «Аллюр» давно и прочно сидит на госфинансировании, получая займы от институтов развития. В случае с компанией, принадлежащей частным лицам и не являющейся объектом стратегического значения, интересно непосредственное участие государственных институтов развития в непрекращающейся и беспрецедентной истории «спасения и оздоровления» от вливания государственных денег до списания долгов и вхождения государства в состав акционеров.
Компания Лаврентьева, работая в сфере сборочных производств сельхозтехники («Агромашхолдинг»), начала осваивать автомобильное направление («Сарыаркаавтопром») в 2014 году, превратившись в ГК «Аллюр» по требованию потенциального акционера — БРК (Банк развития Казахстана). Анализ данных из открытых источников позволяет восстановить цепочку событий и сделать ряд выводов.
По факту деньги выделялись без должной экспертной оценки на изначально провальные проекты, не подтвержденные анализом, не обеспеченные инфраструктурой и рынками сбыта. Как следствие, ни один из автомобильных проектов «Аллюром» не был реализован. Широко распиаренные SsangYong Nomad, Toyota Fortuner, ZAZ, УАЗ, Geely, Peugeot, автобусы Iveco так и остались на бумаге.
Эта тема заслуживает отдельного внимания: как, каким образом завод в Костанае обеспечивал потребность автопарков в подвижном составе. Мелькала информация и о завышенных ценах для автопарков, вынужденных идти в лизинг, и об административных методах в реализации техники автопаркам, и о ввозе товарных единиц под видом комплектов.
Часть проектов финансировалась государством в стопроцентном объеме, заемщик не вкладывал ничего. БРК стал «личным банком для узкого круга лиц» по определению президента республики Касым-Жомарта Токаева.
Метаморфозы, которые происходили далее с неисполнением обязательств «Аллюром», впечатляют размахом и непрозрачностью: «Государственный фонд проблемных кредитов» прощает порядка 2 миллиардов тенге из 3 миллиардов тенге займа «Агромашхолдингу», а БРК становится акционером костанайского автопроизводителя, превратив имевшиеся суммы штрафов и пени заемщика в акционерный капитал с отсрочкой по выкупу. А затем БРК изменяет условия займа и снижает «Аллюру» размер кредиторской задолженности госбанку на 6,4 миллиарда тенге.
Доля государственного участия к 2023 году сократилась с 25,4 процента до 5 процентов. Как это произошло, на каких условиях?
Это еще один очень интересный вопрос, как и история вхождения в состав компании «СарыаркаАвтоПром» СПК «Тобол», созданного госучреждением, с долей в 12 процентов, которая доподлинно никому неизвестна. Было финансирование и из местного бюджета, но в каких объемах, на каких условиях, осуществлен ли возврат — из открытых источников не узнать.
Что вам противопоставляют?
Подтасовку фактов и цифр, которые не выдерживают ни одной проверки и признания, добытых в пыточной тюрьме Астаны. Заявления силовых структур и метафоричные заголовки в подконтрольных СМИ.
Когда ставится цель уничтожить, то все средства хороши, особенно любят заказчики играть с управляемым информационным полем. Посмотрите: год назад меня объявили в розыск, а в этом году уже дважды пригласили на допрос. Вы или разыскивайте, или допрашивайте.
По карте публикаций с упоминанием моего имени интересно наблюдать, как разворачивается информационная атака: где начинается артподготовка, где проходят вбросы, как спешно разворачивается нужная повестка, как подогреваются обсуждения, как затухает волна.
Но рейдеры именно так привыкли готовить общественность к судебным решениям, которые уже заготовлены, отправлены по инстанциям, по ним написаны релизы и методички для блогеров. Главное, чтобы на бумаге рисовались относительно логичные схемы. А люди, получается, у них — расходный материал.
Я не политик, что говорю, то и делаю, разбираюсь в простых вещах, под каждой цифрой есть независимый аудит. Команда развивала реальный сектор экономики, поднимала несырьевое производство в стране. Но рейдеры раскинули свои щупальца по всему Казахстану, проникнув во все эшелоны власти.
Многие их жертвы запутались и не могут в открытую заявить о подобных деяниях. Я с самого начала называю все имена и фамилии. Они токсичны, и если не предпринимать меры, то от экономики страны ничего не останется.