Помощь бойцам, находящимися в зоне СВО, может быть самой разной. Кто-то перечисляет деньги на снаряжение, а кто-то собирает индивидуальные аптечки, медицинские рюкзаки и везет их на линию фронта. Добровольцы шьют маскировочные сетки и носилки, изготавливают окопные свечи и закупают дроны и приборы ночного видения. Сергей Скрипкин из Калуги решил, что бойцов нужно накормить, и организовал недалеко от передовой «Ресторанчик для наших», где бесплатно кормит их пловом и шашлыками.
А группа волонтеров из Сергиева Посада, назвавшая себя «101-й добровольный волонтерский полк», изготавливает сухие супы и каши для фронта. О добровольцах, готовящих вкусную домашнюю еду для российских военных в зоне СВО, — в материале «Ленты.ру».
— Наш «Ресторанчик №1» находится всего в 30 километрах от Шебекино. Артиллерийская канонада, звуки разрывов, черное небо днем, беспокойные ночи… Но мы продолжаем работать. Сейчас мы кормим ребят, которые защищают Шебекино. Собираем им на передовую еду, воду, энергетики, сладости. И те вещи, которые остро необходимы: белье, фонарики, батарейки.
Так рассказывает о последних событиях в Белгородской области Ксения Ковтунова-Сулименко, один из координаторов волонтерского проекта«Ресторанчик для наших ZVO» , в котором готовят домашнюю еду для российских военных, находящихся в зоне СВО.
Обеспечить военнослужащих на фронте едой — непростая задача. По уставу, каждый солдат в сутки должен потреблять 4260 килокалорий, причем в его рацион должны входить мясо, крупы, овощи, яйца, пшеничный и ржаной хлеб. В полевых условиях еду готовят обученные повара на мобильных полевых кухнях — борщ, макароны с тушенкой, гречневая или рисовая каша, горячий сладкий чай и т.д. На боевые задания военные берут сухие пайки, в которые входят каша, гуляш, паштеты, сыр, шпик, галеты, чай, кофе, фруктовый напиток в виде порошка, средства для обеззараживания воды и сухой спирт для разогрева еды. «Голодные не ходим, перекусить есть чем», — уверяют бойцы.
В то же время однообразное питание быстро надоедает даже на передовой. Понимая это, уже с первых дней спецоперации многие неравнодушные россияне стали доставлять в зону боевых действий не только продукты питания, но и домашнюю еду (готовую или полуфабрикаты). Например, крымчанка Мария Варламова сушит овощи и фрукты и делает наборы сухих супов и каш — бойцы их в шутку называют «супы и каши от мамы Маши».
Волонтерское движение «Запасы 31», которое объединяет более пяти тысяч человек со всей страны, раз в две недели устраивает в Белгороде полевую кухню. А «Полевая кухня Васильева и К», которую создали жители города Мичуринска Тамбовской области кроме сухих супов, молочных каш и полноценных первых и вторых блюд передают ребятам «за ленточку» еще и смесь Амосова — пасту из меда, орехов и сухофруктов, которая поддерживает здоровье.
«Ресторанчик для наших ZVO» — один из таких проектов. Его создал бизнесмен из Калуги Сергей Скрипкин. Сергею 49 лет, он вырос в Казахстане, в Калугу приехал в начале 90-х поступать в торгово-экономический колледж. А после его окончания основал собственный бизнес, которым успешно занимался больше 25 лет.
— В апреле 2022 года я смотрел по телевизору новости о спецоперации на Украине и вдруг понял, что не могу просто так сидеть на диване, — вспоминает Сергей Скрипкин. — Поднялся, сказал жене: «Все, я поехал». Забил машину гуманитаркой и отправился в сторону Белгорода. Там остановился на дороге в десяти километрах от украинской границы и стал раздавать проезжавшим мимо военным кофе, сигареты, шоколад…
В зону спецоперации Сергея погнало в том числе и личное горе. Несколько лет назад у них с женой умер от онкологии сын. Мальчишке было всего 15 лет.
Гуманитарную помощь в Белгород Сергей возил дважды. А на третий раз решил ребят накормить. Купил на свои деньги 400 килограммов мяса разного вида и начал прямо на обочине дороги жарить шашлык. Первую военную машину он затормозил, размахивая шампурами. Парни остановились, спросили: «Батя, почем шашлык?» — «Бесплатно. Кушайте», — ответил он. Угостил мясом, салатами, положил еды с собой. Бойцы сначала удивились, ожидая подвох. Когда же убедились, что никакого подвоха нет, начали звонить домой, хвастаться: «Смотрите, как нас здесь встречают!»
А Сергей понял: он нужен парням.
В тот первый раз жарить шашлыки Сергею помогали жена и друг. Но уже в мае прошлого года к волонтерам присоединилась Ксения Ковтунова-Сулименко, журналист с Кубани. Как и Сергей, она утратила близкого человека — во время чеченской компании погиб ее двоюродный брат, и ей очень хотелось сделать все, чтобы ни одна российская семья ничего подобного больше не пережила. Чтобы привлечь внимание общественности к «Ресторанчику для наших ZVO», Ксения создала Telegram-канал. Благодаря этому ресурсу к инициативе Сергея Скрипкина стали присоединяться единомышленники со всей страны.
Все прошлое лето «Ресторанчик для наших ZVO» располагался всего в пяти километрах от линии фронта. Добровольцы вспоминают, что граница и пропускной пункт были видны с крыльца. Однако осенью, кода российские войска отступали, «Ресторанчик» попал под обстрел.
— Военные в одну ночь перевезли нас под Белгород, — вспоминает Ксения. — Мы успели забрать только казаны и мангалы. Столы, беседки — все сгорело.
Но волонтеры не отчаялись. Сейчас «Ресторанчик для наших ZVO» работает сразу в двух точках: №1 — под Белгородом, №2 — в районе Валуек. Администрация Белгорода выделила под пункты питания площадки, губернатор Калужской области помог поставить вагончики, в которых размещаются кухни, столовые и склады. Отзывчивые белгородцы принесли холодильники, плиты, посудомойки, необходимую посуду. Кроме того, оба заведения работают как многофункциональный центр, в котором военнослужащие в любой момент совершенно бесплатно могут получить гуманитарную помощь — белье, одежду, медикаменты, технику и инструменты.
В настоящий момент в «Ресторанчике №1» трудится 15 человек, в «Ресторанчике №2», который открылся в марте этого года — примерно 12 добровольцев. Причем помогают не только местные жители, часто волонтеры приезжают из других городов и работают вахтами. Так, среди добровольцев есть Марина из Калининграда. О «Ресторанчике» она узнала от мужа, который служит на этом направлении. Приехала и теперь готовит для солдат, время от времени видясь с супругом. Каждый месяц приезжает Андрей из Москвы — помогает по стройке. Часто бывает Оля с Сахалина — она отвечает за выпечку. Есть и те, кто живет постоянно. Например, Лариса из Челябинска работает в «Ресторанчике» уже семь месяцев, Ольга из Москвы — восемь. У обеих женщин есть дети, внуки, была работа, но они уволились, решив, что кормить солдат — это важнее.
— Мы часто говорим им: «Поезжайте домой, отдохните», — замечает Ксения. — А они в ответ: «Тяжело оставлять ребят. Уедем — как будто их бросим».
— Под Белгородом мы в день кормим до полутора тысяч человек, — рассказывает Сергей Скрипкин. — В Валуйках точка рассчитана на три тысячи человек. На каждой точке у нас три мангала, два казана по 160-170 литров и шесть холодильников по 850 и 400 литров. Дров уходит минимум куб в день.
Ольга из Санкт-Петербурга делает вкуснейшую картошку с мясом, а Ольга с Сахалина всегда приезжает с новым рецептом пирожков — она печет их с картошкой, луком и яйцом, повидлом. А если в «Ресторанчик» заглянул боец, у которого день рождения, ему положен подарок — тортик и рюкзак с набором необходимых мелочей: мультитул, фонарик, тактические перчатки, по возможности — рация.
— Представьте, сидят бойцы в окопах, а им привозят шашлык. Это же неординарно! Его обычно дома готовят, с друзьями, — восклицает Сергей. — Ребята, когда у нас покушают, говорят: «Мы как дома побывали!»
Именно поэтому в каждом из «Ресторанчиков» стоит телевизор, по которому волонтеры крутят для солдат всеми любимые советские фильмы: «Бриллиантовая рука», «С легким паром», «Офицеры». Даже если бойцы приходят только за гуманитарной помощью, Сергей все равно усаживает их за стол. «У нас правило: пока кофе с печеньем не попьют, гуманитарку не получат», — смеется он.
Впрочем, россияне обеспечивают военнослужащих СВО не только готовой едой, но и сухими супами и кашами, очень выручающими бойцов в полевых условиях. Одна из таких инициатив — группа «101 добровольный волонтерский полк», которая работает сейчас в Сергиевом Посаде.
37-летний Алексей — человек энергичный. Повар по профессии, отец четверых детей. В разное время он занимался бизнесом, вел общественные проекты, несколько лет развивал собственный кулинарный блог «Кухня для всех».
В волонтерскую деятельность Алексей включился активно. Начал с доставки гуманитарной помощи на фронт и в госпитали, затем объединил 30 человек волонтеров, которые стали вязать для бойцов, и 50 человек, которые шили белье, балаклавы, полотенца. Еще чуть позже в «Полку» появились добровольцы, начавшие плести маскировочные сети. А в начале 2023 года Алексею в интернете попалась информация о Марии Варламовой и ее супах и кашах, и Алексей загорелся.
— Первый суп, который мы насушили, был борщ, — говорит доброволец. — Я привез пробную партию бойцам 27-й бригады. Вместе с поваром приготовил. Ребята попробовали и были в восторге. Начали звонить своему замполиту: «Смотри, что нам привезли!» Это был январь, тогда сухие супы еще мало кто из волонтеров делал. Солдаты о них только начали узнавать.
Сегодня «101-й добровольный волонтерский полк» выпускает не меньше пяти видов супов, среди которых куриная лапша, грибной, гороховый, щи… Готовят волонтеры и каши, причем делают их не на сухом молоке, а на детской молочной смеси (она лучше разводится в кипятке), добавляя сушеные фрукты — яблоки, груши, курагу. Кроме того, в меню есть омлет из сухих яичных белков. И много фруктовых чипсов — для укрепления иммунитета.
Едой в «101-м добровольном волонтерском полку» занимаются человек 70-80 (всего движение насчитывает почти 3000 участников). Координирует их жительница Сергиева Посада Наталья. Работы много, поэтому обязанности четко распределены.
Одни волонтеры заняты только закупкой продуктов, другие — исключительно сушкой. Сушат обычно женщины. Они чистят и нарезают каждая свой продукт — капусту, морковь, лук или картофель, отваривают или обжаривают в соответствии с рецептом, закладывают в дегидратор, а затем ссыпают полученную заготовку в контейнеры. Раз в две недели добровольцы собираются на фасовку. Выставляют несколько весов и раскладывают смеси по пакетам.
— Из одного пакета выходит 300-350 граммов супа, это хорошая мужская порция, — говорит Алексей. — Бойцам остается только залить его кипятком. Если времени нет, суп можно есть сразу, чуть распарив. Но лучше проварить его минут семь, чтобы овощи раскрыли свой аромат.
Кстати, волонтеры «Полка» пробовали сушить и мясо, но вышла ерунда, поэтому Алексей советует готовить мясной суп с тушенкой. Вскипятить воду, положить в котелок банку или две консервов, затем засыпать овощи. Десять минут — и суп готов. Горячий и наваристый.
Всякий, кто хоть раз занимался кухней, знает, насколько это хлопотно.
В «Ресторанчике для наших ZVO», например, готовиться к новому дню начинают с вечера. Чистят несколько ведер картофеля, моркови и лука, маринуют мясо. В 6.30 утра подъем. Разжигают мангалы и принимаются готовить. С 8 утра в ресторанчик начинают подтягиваться бойцы. Приходят по двое-трое, кушают сами и берут еду с собой — для ребят из подразделений. И так до самого вечера. А на ночь добровольцы обязательно оставляют запас горячей еды — на случай форс-мажора. Если какие-то позиции разбомбили, в «Ресторанчике» парни всегда могут получить обед, а также одежду и технику первой необходимости.
Участникам «101-го добровольного волонтерского полка» тоже непросто. Квартира Натальи, где проходит общая фасовка, невелика. Собираются же в ней человек пятнадцать. Шум, теснота, просыпанные крупы… Каждый раз после фасовки Наталья клянется, что делает это дома в последний раз и что пора уже искать цех. Но через две недели все повторяется.
Есть и другой нюанс. Приготовление блюд — процесс материально затратный.
— Когда я только начинал кормить солдат шашлыками, то потратил на это 500 тысяч рублей, — рассказывает Сергей Скрипкин. — В целом же за год я вложил в «Ресторанчик» около 9 миллионов.
Расходы добровольцев из Сергиева Посада тоже немаленькие. Закупка продуктов для сухих супов и каш обходится волонтерам в 250-300 тысяч в месяц, при том что стоимость одной порции супа составляет 50-60 рублей.
Кто финансирует всю эту кухню? В основном обычные люди, утверждает волонтеры. Например, белгородцы закупают для «Ресторанчика» дрова, а жители Чебоксар присылали добровольцам мясо — туш по 15 за раз. Иногда помогают организации. Так, зимой благотворительный фонд «Суворов» из Санкт-Петербурга доставлял в «Ресторанчик» мясо, а одна из овощебаз города Дмитрова весной делилась с волонтерами Сергиева Посада овощами.
Усилия эти не пропадают даром. Военные благодарны гражданским за возможность вкусно и сытно поесть на передовой. Неслучайно еще прошлой весной бойцы дали Сергею ласковое прозвище — Батя.
— В большинстве случаев бойцам без разницы, что мы им привезли, — делится наблюдениями Алексей Рогозин, который сам доставляет продукты на передовую на своей видавшей виды Toyota Camry. — Им важно, что за ними есть тыл, что им привезли весточку из дома. Когда же первые эмоции опускаются, появляется радость от того, что именно мы привезли, будь то супы или гуманитарка.
Алексей вспоминает удивительный случай. В феврале волонтеры в очередной раз доставили продукты военнослужащим в Кременную. Когда уже собрались уезжать, один из бойцов сказал, что он тоже из Сергиева Посада, и поблагодарил за очень вкусные сухие супы. Волонтеры разговорились, и оказалось, что те самые супы, которые он уже несколько недель как ест, готовит в том числе и его жена Настя, состоящая в «101-м добровольном волонтерском полку»!
В последние недели обстановка в зоне спецоперации непростая, и она меняется с каждым днем. Однако добровольцы продолжают работать — даже с удвоенной силой. Так, в «Ресторанчике для наших ZVO» прямо сейчас налаживают доставку горячей еды на передовую. Причем решили: чтоб не подвергать опасности гражданских, за едой будут приезжать военнослужащие, а добровольцы будут накладывать им еды сколько нужно — на 200, 300 и более человек. А еще этой весной участники «Ресторанчика» посадили собственный огород — чтобы у бойцов все лето были свежие овощи: огурцы, помидоры, редис и зелень.
В «101-м добровольном волонтерском полку» в дополнение к сухим супам разрабатывают блюда, приготовленные в автоклаве. По словам Алексея Рогозина, это проще и эффективнее, чем сушка. Домохозяйки готовят обычную домашнюю еду, например, борщ или чахохбили с курицей, а затем расфасовывают по реторт-пакетам и стерилизуют.