Россия столкнулась с острой необходимостью ускорить процессы импортозамещения и прежде всего в IT-сфере. На повестке дня платформенные решения, большие языковые модели, искусственный интеллект. О трендах на отечественном IT-рынке в интервью «Ленте.ру» на Петербургском международном экономическом форуме рассказал старший вице-президент, CTO, руководитель блока «Технологии» Андрей Белевцев.
«Лента.ру»: Андрей, в этом году большое внимание на ПМЭФ уделено технологической повестке. Какие тренды сейчас сформировались на российском IT-рынке?
Андрей Белевцев: Я считаю, что многие компании на практике поняли, почему важно импортозамещение. Если до февраля 2022 года этот процесс в основном воспринимался как опция, то сейчас мы оказались перед фактом суровой реальности. Необходимость срочной и качественной реализации и выполнения проектов по импортозамещению заставляет развивать свои технологии. При этом необходимость их срочно выполнять дает импульс технологическому тренду и платформенным решениям.
Ни у кого нет сейчас ни сил, ни средств, ни времени заниматься локальной и обособленной разработкой каких-то технологических решений. Мы, наконец, переходим к тому, что весь развитой мир давно использует достаточно давно платформенные решения.
Также я считаю, что раз это общемировой тренд, который мы не можем игнорировать, то важно использовать большие языковые модели, так называемые LLM. Сейчас самая известная из них — это ChatGPT, но мы, как вы, возможно, знаете, в Сбере тоже представили свою языковую модель GigaChat, и я уверен, что это фундаментально поменяет очень многие индустрии в самое ближайшее время.
Не секрет, что импортозамещение технологий стало не просто желанием, а необходимостью для многих российских компаний. Целесообразно ли компаниям сегодня создавать собственные разработки или лучше воспользоваться уже готовыми отечественными решениями?
Бизнес должен концентрироваться на том, что ему дает конкурентные преимущества и формирует его добавленную стоимость. Именно это, мне кажется, лежит и в интересах акционеров, и в интересах самой компании. Поэтому, конечно, надо максимально использовать готовые технологические наработки там, где это возможно.
Путь развития приложений максимально сконцентрирован именно в области прикладного слоя. Вот это я бы, конечно, каждой корпорации советовал учитывать при распределении своих ресурсов.
Недавно, выступая на конференции ЦИПР, вы отметили, что платформенный подход является ключевым драйвером цифровой трансформации компании. В чем преимущество такого подхода для компаний?
В первую очередь все компоненты платформ всегда являются прединтегрированными. Кто-то выполнил эту работу за вас. Кто-то их выбрал или разработал как надо, кастомизировал, интегрировал между собой, протестировал в совокупности. И когда вы пользуетесь платформой, вы будете уверены, что все ее кубики, кирпичики, компоненты всегда идеально работают друг с другом. Это огромный пласт затрат, если вы вдруг соберетесь делать это самостоятельно.
Во вторую очередь это, конечно, возможность параллельно работать многим командам, занимаясь своими продуктами, реализуя свои клиентские сценарии. При этом создавать общий интегрированный ландшафт без платформенного подхода — это просто невозможно.
Ну и, в-третьих, связанные вещи — это, конечно, переиспользование того, что один раз сделала команда внутри вашей компании. И если это сделано на общей платформе, этим может воспользоваться и другая команда. По нашей практике в Сбере — затраты от использования всех этих трех преимуществ платформ сокращаются до семи раз. Это огромные цифры.
И для нас это принципиально важно, так как в Сбере четыре тысячи продуктовых команд. Если не следовать платформенному подходу, мы просто не смогли бы работать с такой скоростью и такой гибкостью.
Есть мнение, что применение в продуктах и сервисах технологий искусственного интеллекта позволяет компаниям из различных отраслей экономики оптимизировать бизнес-процессы и улучшить эффективность. Что вы думаете по этому поводу?
Искусственный интеллект — это не мода, и мне кажется, что те, кто будет считать, что это мода, у тех в бизнесе скоро наступят большие проблемы. Мы просто недооцениваем его влияние. В свое время, когда появилось электричество, его какое-то простое, прямое применение люди тоже недооценивали, они говорили: «Ну зачем нам электричество? Освещать дома? У нас есть газовые рожки. Приводить в движение станки? Так у нас есть паровые машины, они тоже нормально работают».
Ну и, в принципе, электричество как бы для кого-то было модно, красиво, какая-то новая технология. А что в итоге произошло? Менялись целые продуктовые цепочки, электричество позволило создать холодильники, холодильники позволили замораживать рыбу, и в итоге глобальный рынок рыбы изменился. Рыбу стали есть не только в прибрежных районах, а где угодно. Казалось бы, причем здесь электричество?
Искусственный интеллект — это технология такого же класса. Она фундаментально меняет отрасли индустрии, она меняет сами подходы, которые в них используются. Те компании, которые сейчас не заняты там и не продумывают, как поменяются их клиентские пути или как изменятся их производственные сценарии, очень скоро обнаружат, что они остались в мире паровых котлов, когда все давно используют электричество. Поэтому нет — это не мода, и то, что мы сейчас видим с большими моделями, это просто еще один фундаментальный сдвиг.
Мы уже несколько лет получаем прикладную пользу от искусственного интеллекта в Сбере. Технологии искусственного интеллекта внедрены более чем в 80 процентах всех клиентских путей. Мы зарабатываем сотни миллиардов дополнительного дохода уже сейчас, используя искусственный интеллект. При этом языковые модели переопределят и те области, где мы уже сегодня используем искусственный интеллект. Это для нас сейчас один из главных приоритетов.
На ПМЭФ вы принимаете участие в сессии о том, как российским технологическим компаниям стать лучшими в мире в своих отраслях. На ваш взгляд, что для этого необходимо?
Мне кажется, если в XXI веке у страны нет технологии, то у нее нет экономики, и вот это надо понять. Обладание технологиями и лидерство в определенных областях технологического развития — это просто фундамент экономики XXI века. Нельзя быть лидером во всем, но в критических технологиях искусственный интеллект — это один из них.
Я считаю, что ни одна страна, которая хочет иметь растущую экономику и занимать какое-то заметное место в мире, просто не может себе позволить этим не заниматься.
Поэтому об этом надо говорить, это надо делать, и один из фокусных приоритетов у нас Сбере — это создание технологических компаний, технологических продуктов, которые будут востребованы за периметрами Сбера.
Мы научились применять многие технологии внутри, но нам важно, чтобы они были доступны максимально широкому сегменту экономики. Поэтому мы очень активно предлагаем весь наш опыт и все наши наработки крупнейшим корпоративным клиентам и заказчикам. И мы будем очень рады и уже радуемся каждый раз, когда кто-то из них начинает использовать и наши технологии. Для нас это ну очень важный вектор внимания!