Общеизвестно, что человеческая память ненадежна, избирательна и неточна. Иными словами, она регулярно подводит своего носителя. Однако это не означает, что на нее нельзя повлиять. Во всяком случае в аспекте счастья. То есть воспоминания могут быть какими угодно, а вот считать их позитивными или негативными — это уже зависит сугубо от самого человека. Так считает директор Института исследования счастья в Копенгагене, автор бестселлеров «Hygge. Секрет датского счастья» и «Lykke. В поисках секретов самых счастливых людей» Майк Викинг. В своей новой книге «Искусство счастливых воспоминаний. Как создать и запомнить лучшие моменты» он рассказывает, как буквально день за днем создавать себе биографию счастливого человека. С разрешения издательства «КоЛибри» «Лента.ру» публикует фрагмент текста.
В «Этюде в багровых тонах» Шерлок Холмс говорит доктору Ватсону, что человеческий мозг — это пустой чердак. Он может обставить его мебелью на свой выбор, но место ограниченно. Поэтому, если какая-то информация входит, другая должно уйти. Чтобы освободить место для знаний о том, что, по мнению Холмса, важно — например, как выглядят раны от разного вида оружия и как действуют разные виды ядов, — он избавляется от незначительных вещей, подобных факту, что Земля вращается вокруг Солнца.
«Вы видите, но не наблюдаете», — говорит Холмс Ватсону в «Скандале в Богемии». А это большая разница. Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
— Часто.
— Как часто?
— Ну, несколько сот раз!
— Отлично. Сколько же там ступенек?
— Сколько? Не обратил внимания.
— Вот-вот, не обратили внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну а я знаю, что ступенек — семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал.
Однако Холмс ошибается в отношении ограниченного пространства. Наша память вовсе не маленький чердак, это огромный склад.
И возвращаясь к вопросу подсчета, выйдите на минуту в интернет. Погуглите «Тест на внимательность» (Selective Attention Test) и посмотрите видео. Вам нужно посчитать, сколько раз игроки в белом передают друг другу мяч. Видео занимает всего минуту, посмотрите его и возвращайтесь.
Спасибо, что вернулись. И конечно, мне интересно, вы заметили гориллу? Для тех, кто не стал проходить тест: как я и говорил, вам нужно было посчитать, сколько раз на видео игроки в белом передают друг другу мяч. Мы видим трех человек в белом, трех — в черном и два мяча. Люди в черном и белом передают друг другу мячи внутри собственных команд. Все шесть человек двигаются по кругу, передавая мячи.
Вы считаете передачи команды в белом, где-то через 10 секунд с правой стороны экрана входит человек в костюме гориллы. Все продолжают передавать мяч, как будто ничего не произошло. Горилла медленно движется среди игроков, останавливается посередине, бьет по груди и идет дальше.
Когда я впервые посмотрел видео, я не мог поверить, что более чем в половине случаев люди, которые смотрели видео и считали передачи, вообще не увидели гориллу. Даже когда участникам потом говорили о горилле на видео, они были уверены, что обязательно бы заметили такое, будь это правдой. «Человек в костюме гориллы бил себя в грудь? — спрашивали они. — Уж я бы точно это заметил». Мы не только не видим очевидное, но и не хотим признавать свою слепоту.
Видео было снято в 1999 году профессорами психологии Дэниелом Симонсом из Университета Иллинойса и Кристофером Чабрисом из Юнион-колледжа. Симонс утверждает:
«Мы думаем, что обязательно заметим что-то настолько необычное, но мы сильно ошибаемся».
Мы все непрерывно получаем сигналы от своих органов чувств. В данный момент я на завтраке в отеле в Токио. Последний час я фокусировался на этой странице и блокировал все, что происходит вокруг меня. Но как только я возвращаю свое внимание во внешний мир, до меня доносится вкусный запах жарящегося неподалеку омлета.
За соседним столиком два бизнесмена обсуждают, на какую сумму они могут выписать счет своему клиенту. Играет бодрая музыка, но ее нарушает звук столовых приборов, которыми некоторые гости предпочли воспользоваться вместо палочек. Со своего столика я вижу горизонт Токио с ежесекундно мигающими огнями Радужного моста. Я несколько часов сидел в одной позе и замечаю, что у меня затекли ноги.
Есть картинка, запахи, звуки, тактильные ощущения — во все мои сенсорные системы поступает множество данных, которые обрабатываются и фильтруются. Этот процесс называется избирательной фильтрацией или избирательным вниманием, и это происходит с нами постоянно. Мы обращаем внимание лишь на небольшую часть той информации, что получаем, а остальное выбрасывается. Как сказал бы Шерлок Холмс, мы видим, но не наблюдаем.
Удивительно, насколько много мы можем увидеть вокруг и все же не воспринять этого. Не только количество ступенек в прихожей или гориллу посреди игры в мяч, но и какова еда на вкус, как сезоны плавно сменяют друг друга или как пахнет дождь в жаркий летний день. Возможно, прозвучит банально, если я скажу, что стоит остановиться и насладиться жизнью, но исследования подтверждают: это хороший совет для повышения удовлетворенности жизнью.
В исследовании профессора психологии из Ратгерского университета Нэнси Фагли было изучено восемь аспектов положительной оценки, включая благоговение и чувство единения с природой или самой жизнью, и выяснилось, что у 250 участников это чувство соотносится со счастьем.
Но наше внимание — это валюта. Это ограниченный ресурс, который мы можем распределять по-разному, и поэтому наше внимание — привлекательный и прибыльный рынок. И в наше время, кажется, глаза — самая дорогая недвижимость. Компания Netflix заявляет, что ее самым большим конкурентом является сон, а специалисты по маркетингу охотятся за последними свободными крохами нашего внимания.
Рекламу сейчас можно найти на дверях туалетов, поручнях эскалаторов, в школьном электронном дневнике и даже на экране банкомата в те секунды, за которые вы вводите пин-код. Авиакомпании показывают рекламу в фильмах на борту самолета — исключение составляет бизнес-класс. Жизнь без рекламы стала новым предметом роскоши.
Вы действуете по своему списку дел, проверяете телефон, отвечаете на сообщение Карен, заглядываете в социальные сети, возвращаетесь к списку дел, жужжит телефон, это Карен, вы договариваетесь на понедельник, вы открываете календарь, вспоминаете про встречу в понедельник, добавляете в список дел «подготовить презентацию». Знакомо? Что происходит с вашим вниманием, когда оно подвергается атаке этого оружия массового отвлечения в условиях массовой многозадачности?
Метаанализ профессора Энтони Д. Вагнера, руководителя Стэнфордской лаборатории памяти, и Мелины Р. Ункафер, доцента кафедры неврологии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, опубликованный в 2018 году в Proceedings of the National Academy of Sciences, резюмирует десятилетие исследований связи многозадачности и когнитивных способностей.
Согласно этому метаанализу, все больше исследований показывают, что люди, работающие в многозадачном режиме, хуже справляются с задачами на память. Правда, примерно половина исследований не обнаружила значительных различий, зато вторая половина показала, что рекордсмены многозадачности демонстрируют заметно сниженную эффективность внимания и памяти.
У нас нет данных о том, как часто наши предки, охотники и собиратели, отвлекались (в те времена не очень увлекались сбором данных). Но есть все основания утверждать, что в последнее десятилетие смартфоны стали орудием массового отвлечения. В 2018 году исследование британского медиарегулятора Ofcom показало, что в часы бодрствования люди проверяют свои телефоны примерно каждые 12 минут. Поэтому можно предположить, что в эпоху массового отвлечения мы с меньшей вероятностью что-то запомним — или хотя бы обратим внимание.
У нас есть по гиппокампу с каждой стороны мозга, они — часть лимбической системы и связаны с эмоциями, поведением и долговременной памятью. Они располагаются над ушами, на 5 см вглубь, и по форме похожи на морских коньков. Гиппокамп отвечает за консолидацию информации — ее перевод из кратковременной памяти в долговременную, а также за извлечение воспоминаний.
Долговременная память хранится не в одной части мозга, она рассредоточена в нескольких местах, но гиппокамп объединяет кусочки, из которых складывается единое воспоминание. Представьте, как режиссер воссоздает сцену с помощью сценария, актеров, освещения, звуков. Он получает информацию от других частей мозга.
Каковы сенсорные сигналы (прикосновение, звук, свет, вкус, запах) в этом воспоминании? Что я чувствовал в целом? Здесь приходит черед миндалевидного тела (амигдалы). Их у нас два, они имеют форму миндалин и нужны для быстрых реакций на угрозы и для запоминания эмоций. Я был напуган или зол? Амигдала напомнит гиппокампу, какое эмоциональное значение имеет сигнал.
Части мозга слаженно работают вместе, чтобы воссоздать воспоминание: «Тишина на площадке! Свет. Камера. Мотор!» Более того, процессом вспоминания прошлого и воображением будущего управляет одна и та же часть мозга. Сканирование мозга показывает, что размышления о прошлом и будущем активируют примерно одни и те же участки. Наши воспоминания формируют наши надежды и мечты о будущем.
У нас у всех такое бывало: вы сидите дома за компьютером, встаете, чтобы заглянуть в письмо, которое лежит на кухонном столе. Вы идете на кухню и стоите там, не зная, зачем пришли. Открываете холодильник. Нет, не там. Возвращаетесь за компьютер и вспоминаете. Точно, письмо. Это обычный провал кратковременной памяти. Феномен, когда вы приходите в комнату и понимаете, что забыли, зачем пришли, называется «эффектом дверного проема».
В 2011 году команда психологов из Университета НотрДам (США) опубликовала статью «Проход через дверной проем способствует забыванию». (Похоже, научному сообществу незнакомо понятие «спойлер»).
«Проход через дверной проем на входе или выходе из помещения служит для нашего мозга границей события, которая разделяет эпизоды активной деятельности и архивирует их», — объяснил сайту Live Science Габриэль Радвански, один из авторов этого исследования. Иными словами, акт прохождения через дверной проем заставляет мозг думать, что началась новая сцена и, значит, нет никакой необходимости в воспоминаниях из старой сцены.
В этом исследовании Радвански с коллегами попросил участников сыграть в видеоигру, в которой они могли двигаться по помещению, собирать предметы и перемещать их со стола на стол. Перемещаемые объекты находились в их виртуальных рюкзаках и, таким образом, были невидимы для участников. Иногда участники должны были переместить объекты на стол в той же самой комнате, а иногда на стол в другой комнате (но на том же расстоянии).
В другой версии исследования участники носили объекты в коробках из-под обуви (чтобы не видеть их) между реальными столами в лаборатории. Время от времени исследователи спрашивали участников, что они несут в виртуальном рюкзаке или в обувной коробке. Вывод: проход через дверной проем способствует забыванию. Сюрприз!
В другом эксперименте, проведенном профессорами психологии из Стерлингского университета Бэддли и Годденом, дайверы должны были запомнить список слов в двух разных средах: под водой и на суше. Под водой запоминание проходило на глубине примерно шести метров. Им нужно было запомнить 38 не связанных между собой слов — по слову каждые четыре секунды, — которые они слышали дважды на стадии запоминания (у дайверов под водой было устройство для коммуникации).
Сутки спустя участники должны были вспомнить слова из списка либо в той же среде, где они их запоминали, либо в другой ситуации. Годден и Бэддли обнаружили, что список слов, который участники запоминали под водой, лучше всего вспоминался в той же среде, а список слов, который запоминался на суше, лучше всего вспоминался там же. Вспоминание было примерно на 50% успешнее, когда среды запоминания и вспоминания совпадали.
Этот небольшой эксперимент с участием всего 18 дайверов был проведен в 1975 году. Но теперь мы знаем, что наша память работает лучше в определенной среде. Активизация воспоминаний более эффективна, когда условия на момент кодирования (когда воспоминание было создано) совпадают с условиями на момент обращения к воспоминанию.
Поэтому полиция иногда привозит свидетеля на место преступления для допроса. Это явление известно как «принцип специфичности кодирования» — термин, созданный Энделем Тульвингом (да, снова он). Теория Тульвинга подчеркивает важность специфических стимулов в извлечении эпизодических воспоминаний и получении доступа к ним. Мы запоминаем по ассоциации. Как следствие, забывание может быть вызвано простой нехваткой подходящих стимулов, которые мгновенно включат память.
Таким стимулом может быть памятный сувенир или эмоциональное состояние человека. Но язык также имеет значение. Воспоминания всплывают легче, когда беседа проводится на том же языке, на котором человек говорил во время создания воспоминания. В одном исследовании двуязычных участников опрашивали на английском и русском языках. Под воздействием русских слов участники вспоминали то, что происходило в русскоговорящем окружении, а когда им давали английские слова, они, соответственно, вспоминали те события, что произошли в англоязычном окружении.
Вывод: правильная среда помогает активировать и сохранить счастливые воспоминания. Возможно, вам уже хочется навестить те места, где вы были счастливее всего!
Перевод Р. Хафизовой