«Мои полномочия — автомат» 30 лет назад Азербайджан был на грани распада. Как Гейдар Алиев взял власть и подавил мятеж?
«Лента.ру»: 30 лет назад в Азербайджане подавили протесты талышских националистов
Дмитрий Плотников
Ровно 30 лет назад, 21 июня 1993 года, группа азербайджанских офицеров под руководством полковника Аликрама Гумматова провозгласила в Ленкорани создание Талыш-Муганской автономной республики. В этом районе Азербайджана проживали талыши — небольшой ираноязычный этнос, к тому времени уже несколько веков не имевший своей государственности. Непризнанная автономия просуществовала всего пару месяцев, однако этот военно-политический кризис стал одним из ключевых событий в современной истории Азербайджана. Он не только укрепил власть Гейдара Алиева, сын которого правит страной до сих пор, но и повлиял на ход войны в Нагорном Карабахе. Кто стоял за талышским национальным движением, почему их проект автономии провалился и как те события изменили Азербайджан — в материале «Ленты.ру».
Июнь 1993 года выдался в Азербайджане неспокойным. Неудачи на фронте в Нагорном Карабахе спровоцировали в стране острейший политический кризис. Руководство республики фактически самоустранилось от управления, а тогдашний президента Абульфаз Эльчибей и вовсе покинул страну.
Военно-политический кризис в Азербайджане в 1993 году
В конце мая — начале июня 1993 года из-за событий на фронте в Нагорном Карабахе в Азербайджане сложилась кризисная ситуация, поставившая страну на грань гражданской войны.
7 июня Панах Гусейнов подал в отставку с поста премьер-министра, 13 июня его примеру последовал спикер парламента Иса Гамбар. В этих условиях 10 июня президент Абульфаз Эльчибей на встрече с приглашенным Гейдаром Алиевым, к тому времени председателем парламента Нахичеванской автономной республики, предложил ему должность премьер-министра, однако получил отказ.
В ситуации острейшего кризиса Гейдар Алиев начал урегулирование внутриазербайджанского раскола, позиционируя себя в качестве общенационального лидера. 15 июня 1993 года его избрали спикером парламента. В ночь с 17 на 18 июня Абульфаз Эльчибей бежал из Баку, а 25 июня его полномочия были переданы Гейдару Алиеву.
29 августа 1993 года новые власти провели референдум о доверии Абульфазу Эльчибею, 92 процента его участников высказались против бывшего президента. В октябре 1993 года Гейдар Алиев выиграл всенародные президентские выборы, получив 98,8 процента голосов.
В обстановке политического вакуума группа офицеров из 704-й бригады Вооруженных сил Азербайджана провозгласила «Обращение к народу». В документе говорилось, что, учитывая взрывоопасность ситуации, сложившейся в результате безвластия и экономической разрухи, командование бригады принимает на себя обеспечение безопасности населения семи районов на юге страны — Астаринского, Ленкоранского, Лерикского, Ярдымлинского, Масаллинского, Джалилабадского, Билясуварского.
21 июня 1993 года руководитель группы офицеров, полковник Аликрам Гумматов объявил о создании Талыш-Муганской автономной республики. Казалось, что Азербайджан буквально распадается на части
Длинное соседство
Происхождение ираноязычного талышского народа теряется во тьме веков. По разным версиям, талыши — потомки скифских, древнеиранских или даже доиндоевропейских племен. Долгое время горцы-талыши служили иранской династии Севефидов, а в XVIII веке у них ненадолго появилась собственная государственность — Талышское ханство, которое со временем вошло в состав Российской империи.
Современные талыши говорят на языке, близком к иранскому, культура их также обнаруживает сходство с другими культурами иранской группы
После большевистской революции в октябре 1917 года районы проживания талышей вошли в состав Азербайджанской демократической республики (АДР), власть в которой принадлежала национал-демократической партии «Мусават». Новое правительство сразу же начало вести ассимиляционную политику по отношению к проживающим в Азербайджане меньшинствам. Из-за этого талышское национальное движение поддержало большевиков, и в 1919 году в Ленкорани провозгласили Муганскую советскую республику (МСР), ее руководителями были русские большевики, а их первыми заместителями — талыши.
При этом на идеологическое противостояние в Закавказье накладывались сложные национальные факторы: сначала войска МСР воевали против мусаватистского Азербайджана, а затем уже против советского. Многие представители АДР сохранили свои посты в советском Азербайджане и продолжили политику ассимиляции нетюркских меньшинств.
Большевики вскоре ликвидировали Муганскую советскую республику и включили ее в состав Азербайджанской ССР в виде отдельных районов, а идеи независимости или автономии отвергли.
Еще до создания СССР, в начале 1920-х годов практически все закавказские представительные органы строились по принципу национального представительства. При этом, согласно данным переписи населения 1926 года, численность компактно проживающих в Ленкоранском, Ярдымлинском, Астаринском, Массалинском и Лерикском районах Азербайджанской ССР ираноязычных талышей составляла 77,3 тысячи человек
О том, какую политику вело руководство советского Азербайджана в отношении талышей, хорошо говорят статистические данные. Согласно официальным данным переписи населения СССР от 1937 года, в Азербайджанской ССР в то время проживало 99 145 талышей, а по переписи 1959 года их насчитывалось всего 100 человек во всей республике. При переписи 1979 года талыши совсем исчезли из списка народов СССР, однако через десять лет, во время очередной переписи населения, в республике обнаружилось уже 21 169 талышей. Противоречивость данных вызвана тем, что при переписи талышей нередко записывали азербайджанцами.
При этом в 1970-1980-е годы талышское этническое сознание пережило определенный ренессанс. В те годы в Баку начали появляться отдельные чайханы, кафе и просто места в парках, где собирались для общения талыши. В талышских районах распространялась самиздатовская литература, создаваемая талышскими интеллигентами, происходившими из репрессированных в советское время семей.
Первые группы, выдвигавшие непосредственно политические требования, в талышской среде появились в 1988 году — после начала армянских выступлений в Нагорном Карабахе
Во время правления Михаила Горбачева талыши активно участвовали в Ленкоранском народном фронте за перестройку, позднее вошедшем в Народный фронт Азербайджана, одним из основателей которого был ленкоранский автоинженер, а потом полковник Вооруженных сил Азербайджана Аликрам Гумматов.
По инициативе Аликрама Гумматова и поэта Али Насира в программу Ленкоранского народного фронта в 1989 году было включено положение о создании автономии в талышских районах
После провозглашения независимости Азербайджана 18 октября 1991 года талышские активисты создали Партию талышского национального возрождения, вскоре переименованную в Талышскую народную партию, а потом и в Партию равенства народов Азербайджана. Ее главной опорой была интеллигентско-студенческая среда. К середине 1993 года партия насчитывала пять тысяч членов. Партия действовала мирно, однако сложившееся в Азербайджане политическое равновесие было довольно шатким. Сломать его мог любой кризис.
Жара, июнь
Поражение Вооруженных сил Азербайджана (в составе которых воевало множество талышей) в Нагорном Карабахе обострило национальные противоречия. Потери на фронте шли на фоне националистической риторики президента Абульфаза Эльчибея, который отказывал талышам не то что в автономии, а просто в самом факте существования их этноса.
В июне 1993 года в стране разразился полноценный военно-политический кризис. Один из фронтовых командиров, полковник Сурет Гусейнов, отказался подчиняться правительству и поднял полноценный военный мятеж с целью свержения Абульфаза Эльчибея, возложив на него ответственность за военные поражения и бедственное экономическое положение Азербайджана.
Аликрам Гумматов, неформальный лидер талышского национального движения, воспринял мятеж как исторический шанс. Он решил поддержать антиправительственные силы: от националиста Абульфаза Эльчибея талышам было точно нечего ждать, а новое руководство страны могло не забыть, кто выступил на его стороне в решающий момент. Это усилило бы переговорные позиции сторонников автономии
8 июня 1993 года Аликрам Гумматов организовал в Ленкорани в поддержку Сурета Гусейнова массовый митинг, на котором, в частности, было выдвинуто требование создания в парламенте страны второй палаты — палаты национальностей, в которую вошли бы представители талышского национального движения.
Между тем общенациональный кризис стремительно развивался: в ночь с 17 на 18 июня президент Абульфаз Эльчибей попросту бежал в свое родное село. Легитимная власть в Азербайджане фактически отсутствовала.
Аликрама Гумматова поддержали талышские офицеры расквартированной в городе 704-й бригады. При их поддержке городской совет сместил мэра и назначил на его место полковника; кроме того, на совете офицеров он был избран командиром бригады. По сути, вся власть в регионе оказалась в руках военных-националистов, причем без особых усилий.
Обретенная государственность
21 июня 1993 года командование 704-й бригады приняло «Обращение к народу», в котором говорилось, что, учитывая взрывоопасность ситуации, сложившейся в результате безвластия в республике и экономической разрухи, бригада принимает на себя обеспечение безопасности населения в районах Азербайджана с преобладающим талышским населением. Военные провозгласили создание Талыш-Муганской автономной республики (ТМАР), а себя — ее властью.
В это время из Баку в Ленкорань прибыл один из лидеров талышского национального движения — преподаватель Бакинского государственного университета Фахраддин Аббасов. Политолог начал работать над легитимацией новой власти и государственным строительством. В начале июля 1993 года он составил Конституционный закон — временную конституцию автономии, а также разработал положение о выборах в учредительное собрание — Народный меджлис.
Тем временем власти Азербайджана выжидали. Гейдар Алиев, ставший президентом после переворота Сурета Гусейнова, занял осторожную позицию. Его власть еще не была крепкой, поэтому он не высказывался против талышских политиков, но от признания автономии воздерживался. Аликрама Гумматова президент называл «достойным сыном Родины», а ответственность за кризис возлагал на недальновидную политику своего предшественника.
ТМАР тем временем обрастала атрибутами государственности. У республики появился свой флаг, выполненный в красно-бело-зеленых паниранских цветах, была создана национальная гвардия численностью в три тысячи человек, которую возглавил начальник оперативного отдела 704-й бригады Эльман Османов
В начале августа 1993 года собрался избранный Народный меджлис, который выбрал правительство и принял Конституционный закон. Талышский парламент обратился к центральной власти с предложением признать автономию. Параллельно с этим шли неудачные переговоры между Аликрамом Гумматовым и Гейдаром Алиевым о признании ТМАР.
В ходе последней встречи с Гейдаром Алиевым, которая состоялась 10 августа 1993 года, Аликрам Гумматов вел себя подчеркнуто уверенно. Среди его требований был созыв парламента, отмена инициированного референдума о расширении полномочий президента и передача этих полномочий правительству. Когда Гейдар Алиев спросил, кто дал Аликраму Гумматову полномочия выдвигать такие требования, тот ответил, что выдвигает их по праву сильного.
Тогда стало понятно, что переговоры на высшем уровне не изменят ситуацию. Чтобы сохранить территориальную целостность Азербайджана, нужно было как можно скорее предпринимать активные военно-политические действия.
В родную гавань
Пока талышские политики занимались вопросами флага и гимна, не делая никаких реальных шагов к давлению на центральную власть, Гейдар Алиев консолидировал своих сторонников и принял решение действовать. В первую очередь он направил в районы проживания талышей специальную комиссию из министров, которую возглавлял ставший премьер-министром Сурет Гусейнов.
Комиссия одновременно должна была продемонстрировать населению, что в Баку про талышей не забыли, собрать информацию о реальном положении дел на местах и попытаться договориться с Аликрамом Гумматовым
Однако договориться не получилось. Аликрам Гумматов не ограничивался в своих требованиях этническими пределами, его политические требования достигли общеазербайджанского масштаба. Он настаивал не только на признании автономии, но и на уходе Гейдара Алиева с поста президента в пользу Аяза Муталибова, последнего главы Азербайджанской ССР. После этого президент вынес вопрос о ТМАР на рассмотрение парламента: было принято постановление, предписывающее исполнительной власти в трехдневный срок «восстановить конституционный порядок в Южном регионе».
Руководство операцией возлагалось на Сурета Гусейнова. Получив мандат от парламентариев, Гейдар Алиев начал готовить солдат. Оставалось лишь найти повод к старту военной операции
23 августа Гейдар Алиев по телевидению обратился к населению талышских районов с призывом выступить против ТМАР. В тот же день перед зданием горисполкома, где находились органы автономии, собралась толпа, состоявшая в основном из сторонников азербайджанских националистических партий, прибывших со всей страны. Они ворвались в горисполком, но он оказался пуст: руководство ТМАР находилось в штабе 704-й бригады. Митинг переместился к воротам воинской части.
По оценкам западных журналистов, митинг собрал более десяти тысяч человек. Когда люди выломали ворота и ворвались на территорию части, был открыт огонь, в результате чего, согласно официальной версии, погибли три человека и пятеро были ранены.
После столкновений власти страны перебросили в талышские районы войска, снятые с фронта в Нагорном Карабахе. Лидеры ТМАР были взяты под стражу, а Партию равенства народов Азербайджана распустили
В отставку отправили и поддержавших автономию офицеров 704-й бригады, из армии уволили множество связанных с Аликрамом Гумматовым военных. Подверглись наказанию и родственники самопровозглашенного президента. Братья и дядя Аликрама Гумматова были арестованы и осуждены за укрывательство государственного преступника. Жена его долгое время скрывалась от ареста, а 12-летнего сына правоохранители пытали, прижигая ему сигаретами руки.
Аликрам Гумматов несколько месяцев скрывался, обещая «продолжать борьбу против режима Алиева всеми доступными способами». Однако 9 декабря 1993 года правоохранители арестовали политика.
По делу о создании ТМАР был арестован и осужден 31 человек, все они были приговорены к наказаниям от двух лет и девяти месяцев лишения свободы до смертной казни
В 1998 году Аликраму Гумматову смертную казнь заменили на пожизненное заключение, а в 2004 году под давлением Совета Европы, который квалифицировал его как политзаключенного, он был помилован президентом Ильхамом Алиевым, однако был лишен гражданства Азербайджана и переехал в Нидерланды.
Некоторое время талышские активисты еще проводили немногочисленные митинги и пикеты с требованием освободить лидеров автономии, однако они ни к чему не привели и вскоре сошли на нет.
Недолгий проект восстановления талышской государственности закончился. С тех пор талышское национальное движение действует преимущественно в эмиграции
Аликрам Гумматов создал правительство ТМАР в изгнании, штаб-квартира которого находится в Нидерландах. В Азербайджане немногочисленных талышских политиков преследуют, а ассимиляционная политика продолжается: образования на талышском языке нет, нет и талышских книг и прессы. Ситуация в регионе вроде бы остается контролируемой, но талышский язык фактически исчезает, многие талыши предпочитают эмигрировать.
***
Попытка талышской интеллигенции получить автономию быстро превратилась в фарс. Лидеры движения не имели никаких рычагов влияния на центральные власти и не смогли объяснить населению талышских районов Азербайджана необходимость борьбы за автономию. Воспользоваться внутриполитическим кризисом и моментом слабости власти Гейдара Алиева они тоже не смогли.
Именно поэтому Гейдар Алиев смог быстро и относительно бескровно подавить выступления. С тех пор талышский вопрос практически исчез из азербайджанской политики: несмотря на преследование отдельных талышских активистов и случающиеся время от времени межнациональные конфликты, он попросту не стоит на повестке дня
Разумеется, прежде всего потому, что сейчас у талышей нет своих политиков и скоординированного национального движения.
Однако в последнее время в глубочайшем кризисе оказались отношения между Азербайджаном и Ираном. При его возможном развитии Иран явно постарается разыграть карту с родственным для иранцев талышским меньшинством. И в сводках новостей вновь появится название, казалось бы, окончательно умиротворенной за 30 лет Мугани.