Культура
00:03, 2 июля 2023

«Она нарушила все правила» Переодевания, обманы и заговоры: как женщины научились побеждать мужчин и добиваться власти

На русском языке вышла книга «Краткая история мира»
Подготовила Наталья Кочеткова (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Кадр: фильм «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»

История требует не только скрупулезного изучения фактов, но и умения их обобщать. Лоел Цвекер — мастер не только первого, но и второго. Его «Краткая история мира» увлекательна, как детектив, и правдива, как энциклопедия. С разрешения издательства «КоЛибри» «Лента.ру» публикует фрагмент текста, посвященный тому, как женщины примерили на себя мужскую одежду, права и привилегии.

В декабре 1766 года некий пассажир по имени Жан Бар удивил всю команду французского корабля L’Étoile, который держал курс на Южную Атлантику. Он прибыл на борт вместе с исследователем по имени Филибер Коммерсон. Оба отправились в многодневное путешествие в далекие земли. Бар был ассистентом Коммерсона. Он вызвался ему помогать исследовать экзотическую флору и фауну Южной Америки, Мадагаскара и островов Южной Океании.

Кроме того, они хотели собрать образцы горных пород, исследовать их, сравнить и каталогизировать. Бар был готов к активной помощи и поддержке, что, собственно, и ожидалось от ассистента. Необычным было другое: у него был очень высокий голос. Да и его кожа была подозрительно гладкой. Но это неудивительно, ведь он на самом деле был женщиной. Жан оказался в действительности Жанной.

Она оделась в мужскую одежду и придумала себе мужское имя. Она носила рубашку, пиджак и брюки вместо платья

Зачем ей нужно было выдавать себя за мужчину? Зачем менять платье на брюки? Она нарушила всяческие правила, ведь женщинам в то время нельзя было носить брюки.

Причина переодевания проста: Жанна была экономкой Коммерсона и захотела отправиться с ним вместе в путешествие. Женщин было запрещено пускать на борт корабля, не говоря уже о том, чтобы заниматься исследованием. Поэтому Жанна могла осуществить свою мечту, лишь переодевшись в мужчину. Жанна Бар считается первой женщиной, которая совершила кругосветное путешествие на корабле. Это произошло спустя двести с лишним лет после того, как команда португальца Фердинанда Магеллана совершила это в первый раз в истории.

Что касается переодевания, то Жанна Бар была в XVIII веке не единственной. Сплошь и рядом всплывали похожие истории. Катарина Линк зарабатывала деньги, будучи солдатом во многих немецких герцогствах. В Америке в мужчину переодевалась Дебора Самсон, чтобы иметь возможность сражаться в рядах армии. Однако самыми знаменитыми женщинами, переодетыми в мужчин, считаются британки Энн Бонни и Мэри Рид. Как и Жанна Бар, они хотели отправиться в море, но на пиратском корабле.

Ясно, что переодетая в мужчину женщина, живя с матросами долгие месяцы на корабле, так или иначе будет обнаружена. Даже если она туго перетягивает грудь, обрезает волосы и скрывает свое лицо под шляпой. При обнаружении она могла навлечь на себя жестокое обращение со стороны мужчин и даже казнь. Но иногда мужчины позволяли женщинам и дальше оставаться на своем месте, если они хорошо выполняли свою работу.

Да женщинам и не нужны были никакие снисхождения. Они лишь хотели заниматься любимым делом — проводить научные исследования, изучать математику, совершенствоваться в столярном мастерстве, участвовать в военных походах и плаваниях на пиратских кораблях, — что им официально не разрешалось.

Но почему женщины решили переодеваться в мужчин именно в XVIII веке?

Это связано с так называемым Просвещением, умонастроением и мировоззрением того времени. Просвещение означает, что люди больше не верили в старые традиции и каноны и поступали так, как не поступали их предки в течение долгих сотен лет. Напротив, теперь было модно думать самостоятельно, полагаться на свой разум и рассудительность и искать новые пути.

Сегодня нам это кажется естественным, но в то время это было ново и необычно. Так знаменитому немецкому философу Иммануилу Канту пришлось основательно и подробно объяснять, что подразумевается под Просвещением. Он писал:

«Просвещение — это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие — это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения».

Идея казалась красивой. Проблема была в том, что многие люди просто не умели пользоваться своим умом, неважно, насколько они были смелы. 90 процентов населения были крепостными крестьянами или прислугой. Их с детства приучали беспрекословно прислуживать дворянству или духовенству и не задавать вопросов. У них даже не было возможности читать книги философов Просвещения, например Иммануила Канта.

Большинство людей не имели книг и к тому же не умели читать и писать. Теперь, согласно сторонникам Просвещения, каждый имел право на образование, невзирая на то, родился он крестьянином или графом, женщиной или мужчиной. Что же делать?

Первой попыткой решения этой проблемы стали салоны. Их организовывали состоятельные женщины в своих городских дворцах. Люди собирались за чашечкой кофе или бокалом вина, сидели в креслах, украшенных изящным орнаментом, и слушали доклады ученых или выступление струнного квартета. Затем собравшиеся дискутировали на множество тем. Салоны были своего рода частными университетами. Женщины, которым нельзя было официально учиться, могли там набираться знаний и обмениваться идеями.

Однако бедные крестьяне и слуги не имели доступа в салоны, правда, они обладали небольшой возможностью узнавать о современных настроениях и научном прогрессе. Во время Просвещения появилось большое количество газет. Первые газеты поступили в оборот в XVII веке, и уже столетие спустя появилось такое явление, которое мы называем гласностью.

Это означает, что информация по таким темам, как политика, наука и культура, стала доступна для всех. Особенно большой вклад в гласность внес писатель и мыслитель эпохи Просвещения Дени Дидро. Начиная с 1751 г. он постепенно опубликовал все 28 томов «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Это был своего рода словарь, но с развернутыми, подробными текстами к каждому тезису или теме.

«Энциклопедия» Дидро содержала знания по философии, политике, разным наукам и ремеслам. Он и его товарищи попытались написать ее так, чтобы было понятно не только тому, кто имеет некоторое понимание предмета, но и тем, кто менее осведомлен.

В некотором смысле «Энциклопедия» — это Википедия тогдашнего времени, так как кроме Дидро ее писали около двухсот авторов. Некоторые статьи были неполными. Дидро признавал несовершенство своего творения, но это было лучше, чем ничего. Кроме того, в процессе чтения люди были вынуждены думать.

«Энциклопедия» Дидро содержала 71 818 статей, что гораздо меньше, чем в нашей Википедии. Есть еще некоторые различия: информация в Википедии бесплатна и доступна всем, кроме того, к ней имеется быстрый доступ. За «Энциклопедию» тогда пришлось бы заплатить и иногда столько, сколько ремесленник зарабатывает в год. Несмотря на это, «Энциклопедия» Дидро стала первым шагом на пути распространения знаний и информации. К концу столетия в обращении было уже около 25 тысяч экземпляров творения Дидро, если считать и нелегальные копии.

(…)

В целом люди интересовались текстами, им хотелось непременно узнать что-то новое. Иногда разносчики разных печатных изданий и икон прятали под корзинами запрещенную литературу. За некоторые особо дерзкие и богохульные тексты авторов могли бросить в темницу или даже казнить. Иногда палачам, казнившим людей, органы цензуры приказывали публично сжечь запрещенные книги. Это показывает, насколько важными считали в то время книги, даже по сравнению с современностью. Некоторые тексты казались угрозой общественному порядку. При этом они были самым горячо продаваемым товаром.

Самым известным автором Просвещения, которому приходилось бороться с цензурой, был Франсуа Мари Аруэ, называвший себя Вольтером

Он клеймил Средневековье за то, что до сих пор существует крепостное право и инквизиция, преследование церковью всех неверных.

Он ввел в обращение лозунг: Écrasez l’infâme!, что значит «Раздавите гадину!». Гадину? Под ней Вольтер понимал католическую церковь, папство, священников, которые угнетали и подавляли людей. Или же угрозами и нагнетанием внушали безмерное чувство вины за нарушение их якобы священных законов.

Вольтер не только критиковал, он также и хвалил. Англию, например. Там люди со времен «Славной революции» 1688 г. имели больше прав и свобод, чем во Франции. В Англии, по словам Вольтера, бедняки не были вынуждены платить такие высокие налоги. Они «не имели стертых от деревянных ботинок ног и ели белый хлеб». В то время белый хлеб считался изысканным и стоил дороже черного.

Вольтер выступал в поддержку несправедливо осужденных людей. Он писал, как судьи заставляли участников процесса лжесвидетельствовать, чтобы можно было вынести приговор, удобный для них или для короля. Вольтер сомневался в том, что государственные деятели и завоеватели действительно были так хороши, как о них повествуют. Он писал: «Завоеватели, которых хватает в любое время, ничего собой не представляют, кроме как воплощенное зло». Зато он хвалил ученых и врачей и считал их настоящими героями, поскольку они помогают людям.

Так в эпоху Просвещения появился новый образ героя. Вольтера самого считали героем, который с помощью острого пера сражался с несправедливостью. Он выступал за права людей, которые не имели никакого влияния. Он помогал тем, с кем плохо обращались руководители, судьи, епископы и полицейские. Он не был героем в обычном понимании этого слова. Он даже не выглядел как типичный боец или воин. Худощавый, бледный, слабый, он производил впечатление лишь своими текстами, за что его уважали и иногда даже побаивались.

В молодости Вольтер год сидел в темнице из-за своих дерзких текстов. Ему были оказаны преференции, так как его отец был нотариусом, а мать происходила из дворянского рода. Он был заточен в отдельную меблированную комнату, ему дозволялось читать книги и принимать посетителей. Позднее его романы и театральные пьесы принесли ему известность, из-за чего он вновь обрел некоторые преимущества. Тюремщики не хотели, чтобы впоследствии он описал, как плохо с ним обращались.

Вольтер имел хорошие связи. В то время состоятельные люди писали столько же писем, сколько мы пишем сегодня электронных писем и сообщений по WhatsApp. Несколько раз в день посыльные доставляли почту адресату.

Вольтер за свою жизнь отослал около двадцати тысяч писем, и не абы кому

Он состоял в переписке с влиятельными людьми, например с маркизой де Помпадур, фавориткой французского короля Людовика XV. Прусский король Фридрих II был настолько в восторге от переписки с Вольтером, что пригласил его в свой дворец Сан-Суси недалеко от Берлина, где строптивый француз прожил какое-то время.

Но как этот дерзкий мыслитель эпохи Просвещения попал ко двору прусского короля? Ведь как раз жители герцогства в Восточной Германии следовали строгим правилам и соблюдали четкую дисциплину. Как раз поэтому.

Фридрих II, который впоследствии получил почетное звание Фридрих Великий, хотел примерить на себя новую роль, которую от него, как от главы Пруссии, никто не ожидал. Он писал стихи и играл на флейте. Еще принцем он стремился избежать строгого и подчас жестокого воспитания его отца Вильгельма I, который довольно рано взял сына в оборот.

После того как Фридрих, будучи трехлетним ребенком, боязливо вздрогнул от звука выстрела, его отец заставил мальчика стрелять из настоящего пистолета. А когда ему было пять лет, он должен был против своей воли командовать отрядом в сто человек. Он был обязан заставлять их маршировать во все стороны и отдавать им приказы.

Тогда восемнадцатилетний Фридрих разработал со своим другом план, как улизнуть во Францию, ведь там было, по слухам, гораздо мягче и свободнее. Но план не сработал. Вильгельма не зря называли «Король-солдат», ведь он отдал приказ казнить друга сына, заставив последнего на это смотреть.

Конечно, для Фридриха это был удар. Когда он сам взошел на престол, противоречивость его натуры стала всем очевидна. С одной стороны, он отменил пытки, установил религиозную свободу и ослабил цензуру. С другой, он оставался абсолютным монархом и на его мышление оказали влияние военные традиции его семьи и его времени. Такую противоречивую смесь назвали «просвещенным абсолютизмом», хотя эти понятия несовместимы.

(…)

Даже правители просвещенного абсолютизма вели споры о землях, наступательная война была в порядке вещей. Нормальным считалось, что отдельные могущественные семьи правят целыми государствами и даже империями. Упомянутый Фридрих II происходит из рода Гогенцоллернов. Их главными конкурентами на территории Священной Римской империи были Габсбурги, которые правили в Австрии.

Среди них особо выделялась противница Фридриха Мария Терезия. Она была герцогиней и королевой Австрии и Венгрии и к тому же вышла замуж за Франца I, императора Священной Римской империи. Официальным правителем был император. Мария Терезия, мать шестнадцати детей, тоже была погружена в дела. Кроме того, она занималась еще и политикой. Она была ведущей в императорской семье.

Мария Терезия основала много школ, чтобы улучшить уровень образованности. Ее сын Иосиф II в 1781 году отменил крепостное право в том виде, которое было известно еще со времен Средневековья. В XVIII веке наблюдался небольшой прогресс во всех странах Европы.

В России движущей силой была царица Екатерина Великая, и ее путь к власти был, наверное, самым захватывающим среди всех просвещенных монархов. Она была не урожденной русской, а дочерью князя небольшого немецкого княжества Ангальт-Цербст, и звали ее София. Девочку в возрасте 14 лет родители отправили в Россию. В 16 лет она вышла замуж за царя Петра III в рамках политики объединения семей, которая была типична еще со времен Средневековья.

Правительствующие семьи женили своих детей, чтобы заключить союз между странами и укрепить дружественные отношения. Поэтому зачастую супруги друг друга не любили. В ситуации с молодой принцессой из Ангальт-Цербста было все точно так же. Но она выучила русский и получила имя Екатерина, которое звучало по-русски лучше, нежели София.

Она организовала заговор против собственного мужа среди дворян, которые были недовольны внешней политикой царя. Летом 1762 года его поймали. После того как русского царя при довольно загадочных обстоятельствах убили, Екатерина смогла править сама.

Екатерина провела некоторые реформы, многое сделала для образования и здравоохранения. Она даже велела английскому врачу по имени Томас Димсдейл поставить себе прививку от оспы. Что же в этом было такого особенного? Метод вакцинации тогда только зарождался, и люди страшились самого процесса. Процедура казалась многим довольно странной, если не сказать ужасной.

Сначала врач делал на коже вакцинируемого человека небольшую царапину и наносил на рану возбудителей оспы от уже заболевшего человека. Против такой инфекции, введенной небольшой дозой, организм медленно, но верно вырабатывал иммунитет. Позднее британский врач Эдвард Дженнер изобрел вакцину, в которой использовались возбудители оспы животного происхождения. Такая оспа была для человека абсолютно безопасной, но заставляла иммунитет вырабатывать защитные силы от опасной человеческой оспы. Екатерина велела сделать себе прививку, чтобы воодушевить своих подданных сделать то же самое. Таким образом она внесла свой вклад в развитие мировой медицины.

В других делах царица была также впереди. Она руководствовалась реформами, которые до нее провел ее известный предшественник — Петр Великий. Он модернизировал Россию уже в начале XVIII века. Чтобы поддержать развитие экономики, он ввел мануфактурное производство, как это сделали в то время во Франции. Он уменьшил влияние церкви.

В целом Петр действовал довольно жестко. Он возвел новую столицу Петербург на пустом месте. Рабочие при строительстве массово умирали от болезней, несчастных случаев или чрезмерных нагрузок

Царь хотел модернизировать и повседневную жизнь населения, поэтому издавал на первый взгляд странные указы.

Например, он обложил налогом длинные бороды, которые традиционно носили русские мужчины. Налогом на бороду Петр I пытался заставить соотечественников выглядеть на европейский манер, хоть многие и считали, что европейские мужчины выглядят немужественно.

Западная Европа во многом была примером для Петра. Царь сам ездил в Нидерланды, чтобы изучить основы современного кораблестроения, работая там на верфи. Он скрывал свою личность, выдавая себя за простого рабочего-кораблестроителя. Так он без лишней шумихи собирал нужные знания и опыт.

И царица Екатерина ориентировалась на Западную Европу. Она много раз финансово выручала уже знакомого нам просветителя Дидро. Это было довольно забавно, ведь наряду с «Энциклопедией» Дидро публиковал книги, среди них роман «Нескромные сокровища». В нем части женского тела разговаривают друг с другом о своих заботах и сексуальных предпочтениях.

Екатерина даже приглашала дерзкого француза к своему двору. Она допускала, чтобы он приходил к ней каждый день в одном и том же черном пиджаке и без парика. Однако его предложение организовать конституционную монархию, как в Англии, она отвергла. Заинтересованность Екатерины сосредоточивалась на вопросах медицины, образования и культуры. Русские дворяне, не посещающие театральные постановки, должны были платить налог.

Кроме того, Екатерина открыто заявляла о том, что у нее есть любовники. Это было скандально, ведь в то время только правители мужского пола имели право заводить любовниц

Но Екатерина закрепила за собой это право, которое мужчины — дворяне и правители — уже давно имели. Возможно, поэтому она так любила носить мужскую одежду, на маскарады, например, она предпочитала наряжаться матросом.

< Назад в рубрику