9 июля исполняется 20 лет со дня премьеры фильма Гора Вербински «Пираты Карибского моря. Проклятие Черной жемчужины». Приключенческий блокбастер о похождениях флибустьера-эксцентрика и его случайных друзей стал одним из символов эпохи больших франшиз в голливудском кино и сделала из Джонни Деппа суперзвезду. О том, почему Disney сначала не верила в проект, кто мог сыграть капитана Джека Воробья, и о других подробностях истории фильма — читайте в материале «Ленты.ру».
Начало нулевых сегодня называют эпохой франшиз — именно тогда на экраны практически параллельно вышли трилогии «Матрица» и «Властелин колец», а ближе к середине десятилетия наступило время поттерианы. Студии нацелились не просто на фильмы с продолжениями, как «Терминатор» или ленты о Джеймсе Бонде, а именно на полноценные триптихи. Если в случае с «Матрицей» братья Вачовски еще зависели от успеха первого фильма, то «Властелин колец», сообразно литературной основе, сразу был задуман в трех кинотомах. Новая бизнес-схема захватила умы продюсеров — зачем выдумывать новые сюжеты, если можно продолжать существующие? И зарабатывать едва ли не больше, чем на оригинальной продукции. Своей франшизой решили обзавестись многие голливудские мейджоры.
Примерно в это же самое время сценаристы мультипликационных «Шрека» и «Аладдина» Тед Эллиотт и Терри Россио в очередной раз штурмовали продюсеров со своим проектом мечты — фильмом о пиратах. С этой идеей Россио и Эллиотт носились уже лет десять, но после провала «Острова головорезов» Ренни Харлина в 1995-м пиратская тема для Голливуда была долгое время закрыта. Однако зрительский спрос на эскапистскую фантастику и фэнтези позволил продюсерам решиться на риск. Кроме того, идея сценаристов заключалась в том, чтобы связать фильм с диснейлендовским аттракционом «Пираты Карибского моря». В Disney увидели в этом проекте возможность застолбить за собой на экране соответствующий бренд, но на прибыль по-прежнему не рассчитывали. Обсуждалась даже возможность выпустить картину сразу на видео, минуя кинотеатры.
Для написания первой версии сценария был нанят Джей Уолперт, который придумал историю о Уилле Тернере, освобождающем из-под стражи пирата Воробья ради спасения своей возлюбленной Элизабет.
Однако сценарий отдали переписывать Стюарту Битти, который признавался, что Воробьем видел Хью Джекмана — в честь него капитан и был назван Джеком. Именно на этом этапе к проекту (который уже все-таки решили выпускать в кинотеатрах) подключили продюсера Джерри Брукхаймера. Он решительно отмел сценарий Битти из-за его реалистической прямоты и вернулся в первоначальному мистическому замыслу Эллиотта и Россио. Затем опытный продюсер пригласил молодого режиссера Гора Вербински, который совсем недавно при помощи «Звонка» и «Мексиканца» показал, что готов переходить на освоение сверхкрупных производственных бюджетов.
Что же касается капитана Джека Воробья, то после долгих мытарств роль получил еще один человек, готовый к большому прорыву. Джонни Депп в начале нулевых был полуартхаусным актером, которого знали многие, но которому явно не хватало прорывной роли. Такой, какой для Киану Ривза стал Нео, а, скажем, для Вигго Мортенсена — Арагорн. Депп, успевший поработать с Джармушем и Бертоном и даже снять режиссерский дебют («Храбрец») выходить в тираж не спешил, но согласился ради одержимых пиратами собственных детей. Исходя из этой предпосылки, Депп практически с нуля придумал образ, ставший культовым. Дреды, бандана, неизменно подведенные глаза были взяты у рок-звезд золотой эпохи. В первую очередь — у Кита Ричардса, который в итоге сыграл в третьем фильме франшизы отца Джека. Всю психофизику Джонни тоже придумал самостоятельно, добиваясь максимального сходства с героями мультфильмов. Продюсеры приняли решения актера не сразу, однако в результате согласились.
Джек Воробей в итоге стал символом франшизы, хотя формально даже не был главным героем. Центральными персонажами должны были стать сирота Уилл Тернер и его возлюбленная Элизабет Суонн. Орландо Блума на роль Уилла посоветовал Джеффри Раш, приглашенный Вербински играть антагониста Гектора Барбоссу. 17-летняя Кира Найтли попала в проект на общих основаниях и в результате путешествовала по местам съемок вместе с мамой.
Работая над новыми образами, художники по костюмам вдохновлялись реальными костюмами XVIII века, делая ставку на достоверность происходящего на экране. Это касается не только костюмов, интерьера и оружия, но и спецэффектов. Тщательно проработанная при помощи технологии захвата движения команда пиратов-скелетов, заметим, и сегодня выглядит вполне впечатляюще.
Еще одной статьей бюджета стал выбор места съемок. Часть фильма отсняли в Калифорнии, в павильонах построили подземную пещеру, но затем встал вопрос, где снимать собственно карибские тропики. Перебрав массу вариантов (фигурировали Австралия и Таиланд), продюсеры решили снимать на настоящем карибском острове Сент-Винсент. Достоверность таким образом была поставлена во главу угла. Джонни Депп для этой роли обзавелся четырьмя настоящими золотыми коронками. Сначала их было даже больше, но продюсеры решили, что полный рот золота — это чересчур даже для капитана Джека Воробья.
Подзаголовок «Проклятие Черной жемчужины» был приделан к названию фильма, когда проект уже в значительной степени оформился. Disney поверила в проект и таким образом оставила для себя возможность сделать из него полноценную франшизу. Когда «Пираты Карибского моря», стоившие 180 миллионов долларов, собрали в прокате 654 миллиона, Вербински взялся за продолжения. Режиссер, однако, сразу заявил, что ограничится трилогией и длить приключения своих героев до бесконечности не собирается. Обещание он сдержал и попрощался с Джеком, Уиллом и Элизабет на третьем фильме, получившем подзаголовок «На краю света».
Нынешняя ее судьба под вопросом, несмотря на то, что Деппа вроде бы снова ждут в Голливуде. Но вероятно, дело здесь в том, что «Пираты Карибского моря» действительно исчерпали ресурс свежести первой трилогией. Однако этой свежести вполне хватило на то, чтобы стать проектом по-настоящему знаковым.
Развеселый трикстер Джек Воробей стал первым антигероем новой эпохи. Персонаж Деппа виляющей походкой вышел на первый план, несмотря на то, что у него не было ни романтической линии, ни какого бы то ни было духовного перерождения. Однако именно он на фоне несколько картонных героев Блума и Найтли стал сердцем франшизы. Сегодня кажется, что он же указал дорогу сложным сериальным героям — от доктора Хауса до Уолтера Уайта. После 11 сентября Америке оказался нужен не новый Шварценеггер, а кто-то менее очевидный. Им и стал капитан Джек Воробей. Ну а для Disney «Пираты Карибского моря» стали первой полноценной франшизой, которая сегодня смотрится предтечей киновселенной Marvel и возвращения «Звездных войн». Однако это уже совсем другая история. Ну а «Проклятие Черной жемчужины» прекрасно смотрится до сих пор, оставаясь образцом эскапистского кинематографа, которого в эпоху новой серьезности порой так остро не хватает.