Поклонников американских сериалов The Last of Us, «Очень странные дела» и других популярных шоу недавно расстроили неприятными новостями: съемки оказались заморожены на неопределенный срок. Виной всему большая забастовка сценаристов, которая длится уже больше двух месяцев: авторы обеспокоены тем, что новые крупные игроки вроде Netflix стремятся сэкономить на их труде, а развитие технологий искусственного интеллекта и вовсе может уничтожить их рабочие места. По мере продолжения акции становится очевидно, что пострадают от нее не только зрители, но и экономика, выстроенная вокруг Голливуда. Приостановку съемок уже ощущают на себе не только сама индустрия, но и компании, зарабатывавшие на ее обслуживании: от поставщиков реквизита и питания до химчисток. Сценаристы намерены продолжать протестовать, пока студии не согласятся улучшить условия, а потенциальный ущерб от забастовки, по прогнозам, может составить несколько миллиардов долларов. Больше драмы — в материале «Ленты.ру».
«Надеюсь, это последний сезон этого тупого шоу», «Спойлер: мы победим», «Вам достаточно отказаться всего от одной яхты» — с такими и другими похожими слоганами неделями выходят протестовать на улицы Лос-Анджелеса члены Гильдии сценаристов США (Writers Guild of America, WGA). Организация, объединяющая около 11,5 тысячи представителей индустрии, объявила о забастовке в начале мая после того, как не смогла согласовать с представителями студий и стриминговых сервисов новый договор о принципах оплаты труда.
Сценаристы требуют, чтобы минимальные гонорары выросли, условия на проектах для кинотеатров и стриминга были стандартизированы, а взносы на пенсии и медицинскую страховку — увеличены. По подсчетам WGA, выполнение ее условий должно обойтись работодателям в дополнительные 429 миллионов долларов в год, однако те готовы увеличить свои траты только на 86 миллионов. Спор, таким образом, идет о сумме в 343 миллиона в год.
Авторы жалуются также на то, что сложившаяся практика предполагает серьезные переработки, ведь работодатели не нанимают на проекты достаточное количество специалистов. «С этой забастовкой мы говорим, что отказываемся оставаться в заложниках у корпораций», — объясняет один из членов WGA.
Негодование сценаристов в немалой степени связано с тем, что принятые в секторе практики в последние годы изменились из-за прихода на рынок стриминговых сервисов: протестная кампания даже получила название «Netflix-забастовка». Новые игроки работают по иной бизнес-модели, чем было принято у студий: их задача — продать как можно больше подписок, а не выпустить как можно больше хитов.
В достриминговую эпоху автор, работающий над сколько-нибудь успешным проектом, мог быть уверен в своих доходах. Команды были обеспечены задачами на всех этапах работы над шоу или фильмом, в том числе на съемочной площадке и на этапе монтажа: сценаристы продолжали по необходимости вносить коррективы в историю. Сериалы обычно содержали по 20 с небольшим эпизодов, что обеспечивало автора задачами на большую часть года. После завершения работы он продолжал получать отчисления с продаж и показов, причем сведения о сборах и рейтингах приводили независимые отдельные организации, а не сами студии.
Когда Netflix, Amazon и другие только вышли на рынок, они тоже были готовы активно тратиться на контент и давать сценаристам необычайную творческую свободу, поскольку будущих пользователей сервисов тоже нужно было привлечь. Однако траты не слишком радовали инвесторов, ведь компании одновременно должны были вливать большие деньги в техническую часть продукта и все то же привлечение потребителей.
Поток денег постепенно иссякал: сериалы стали короче, чем прежде, сезонов в них меньше, а соответственно, для авторов сокращаются периоды занятости. Причина опять же в том, что главное для стримингового сервиса — рост числа пользователей: приток подписчиков эффективнее обеспечивает появление новых шоу, а не продолжение старых. Кроме того, работа для сценаристов обеспечена теперь только на этапе до начала съемок, а авторские отчисления вовсе исчезли — хотя ситуация, в которой сериал доступен на платформе годами, сопоставима с его выходом на DVD или повторным показом.
По сути, указывают в WGA, технологические гиганты фундаментально изменили принципы оплаты труда сценаристов: их теперь нанимают на меньшие сроки и платят настолько мало, насколько возможно.
Приход стриминговых сервисов изменил ситуацию в целом по индустрии, а телевидение с появлением конкурентов заодно столкнулось и с сокращением аудитории и оттоком рекламодателей. Те, кто пишет для ТВ, — не только для сериалов, но и для других проектов, — все чаще получают гонорары по самой низкой ставке, предусмотренной в общих договоренностях WGA. Сейчас половина телевизионных авторов может рассчитывать лишь на эту минимальную ставку, десять лет назад их было 33 процента. Сценаристы сетуют, что им все сложнее позволить себе проживание в городах, где они работают, — Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, которые входят в пятерку самых дорогих мест для жизни в мире.
Беспокоят членов гильдии не только их нынешние зарплаты, но и то, удастся ли сохранить доходы в будущем. Сценаристов, как и многих других специалистов по всему миру, волнует перспектива того, что их работу отберет искусственный интеллект. WGA надеется запретить студиям генерировать новые сценарии с помощью ИИ, пользуясь прежними, написанными людьми текстами. Не хочет гильдия и того, чтобы авторов в будущем приставили просто переделывать материалы за машиной.
Масштабы нынешних протестов можно оценить по тому, как рухнуло число разрешений на съемку фильмов и телепродукции в Лос-Анджелесе, — минус 56 процентов год к году. Практически не снимаются телевизионные программы, где необходимы сценарии, в эфир не выходят многие вечерние шоу. Забастовка бьет не только по продуктивности индустрии, но и по экономике города и штата вообще.
По подсчетам самой WGA, каждый день акции обходится Калифорнии в 30 миллионов долларов. Такие оценки основаны на опыте прошлой большой забастовки 2007-2008 годов, которая продолжалась 100 дней и стоила штату сокращения экономики на 2,1 миллиарда долларов. Актуальная цифра ежедневного ущерба объясняется поправкой на инфляцию: 21 миллион долларов 2008 года соответствует 30 миллионам в сегодняшних ценах.
Некоторые специалисты еще в мае указывали, что нынешняя акция может продлиться дольше забастовки пятнадцатилетней давности, поскольку приход стриминговых сервисов значительно изменил ситуацию. «Ущерб может быть гораздо больше трех миллиардов долларов», — отмечал специалист по медиаменеджменту в развлекательном сегменте из Калифорнийского государственного университета Нортриджа Тодд Холмс.
Индустрия развлечений вносит ключевой вклад в ВВП Калифорнии и обеспечивает доходами компании во множестве других секторов — от розничной торговли до сферы здравоохранения. Важную роль играют не только студии и их расходы на производство, но и их работники, однако в условиях забастовки протестующие заработка лишаются: к примеру, в 2007-2008 годах они недополучили примерно 770 миллионов долларов. В таких условиях люди вынуждены сокращать свои траты.
«Я говорил с некоторыми ребятами в индустрии, они уже урезали расходы: на отпуска, на летние лагеря для детей. Если люди не ходят завтракать вне дома, как прежде, то проблемы начинаются у ресторанов. Если люди не ходят стричься, как прежде, то проблемы начинаются у парикмахеров», — указывал еще в начале забастовки президент региональной бизнес-ассоциации Стюарт Уолдман.
Другие бизнесы, когда у них появляются проблемы, в свою очередь вынуждены увольнять людей — так, в прошлую забастовку сокращения коснулись почти 38 тысяч человек. Потерявшие работу люди опять же сокращают свои расходы: наблюдается эффект домино.
«Сотрудники кейтеринговых компаний, бухгалтеры, работники химчисток, люди в строительном и транспортном секторе — мы видели влияние по всей цепочке», — объяснил Кевин Клауден, ведущий автор исследования об ущербе от забастовки 2007-2008 годов.
В этот раз ситуацию усугубляет то, что к началу кампании экономика уже подошла не в лучшем состоянии. Потребители и бизнес продолжают ощущать на себе последствия разгона инфляции, ставки кредитования выросли из-за ужесточения политики Федеральной резервной системы США, в стране по-прежнему сохраняется угроза рецессии. Восстановление для Калифорнии, по мнению Клаудена, будет довольно долгим: даже в прошлый раз оно заняло примерно год.
«У вас люди едва оправились после пандемии. У них нет тех резервов, что были четыре года назад до ковида, средств, которые могли бы помочь им протянуть в этот потенциально довольно долгий период [кризиса]», — указывает Росс Гарнер из крупного страхового брокера NFP, управляющий директор подразделения по работе с индустрией развлечений.
Большая часть клиентов NFP к концу июня уволила около трети своего персонала. Проблемы уже ощущают те, чей бизнес строится на обслуживании кино- и телепроизводства. Владелица компании Sassy Craft Services, поставлявшей на съемочные площадки еду и напитки, сетует, что вместо восьми человек ей сейчас нужно только трое. Предприятия, которые обеспечивали для съемок различный реквизит, стремительно теряют доходы, — к примеру, семейная компания History for Hire лишилась 60 процентов своей выручки, — и тоже увольняют десятки сотрудников. Кроме того, прекращают нанимать и сами студии, что бьет в том числе по уязвимым слоям населения: если на площадке нет съемок, то ее не нужно приводить в порядок, оплачивая уборку.
Страдает при этом не только Лос-Анджелес, но и другие регионы, где часто проходят внестудийные съемки: к примеру, индустрия развлечений ежегодно обеспечивает доходами в несколько миллиардов долларов штат Джорджия, и там опасаются, что нынешняя забастовка приведет к росту безработицы и у них.
Парадоксальным образом меньше могут пострадать сами студии и в особенности — главный оппонент бастующих Netflix, который располагает достаточными запасами контента и заодно много снимает за пределами США, где никаких протестов не происходит. К примеру, гигант активно вкладывает в южнокорейскую кино- и телевизионную продукцию, на ближайшие четыре года запланированы расходы на 2,5 миллиарда долларов. Расширяют ассортимент корейских проектов и конкуренты Netflix — Disney+ и Apple TV+.
Приостановка съемок до определенной степени может быть даже выгодна компаниям, поскольку их расходы снизятся. Игроки сектора, как замечают аналитики, еще до начала забастовки были сфокусированы в большей степени на том, чтобы продемонстрировать инвесторам рост свободного денежного потока, показателя, который, грубо говоря, отражает, сколько денег остается в распоряжении компании. Специалисты напоминают, что тому же Netflix в пандемию, когда съемки тоже приостанавливались, удалось существенно нарастить эту цифру.
«Безусловно, есть вероятность того, что стриминговые компании понесут урон из-за того, что контента во второй половине 2023 года будет меньше, что он будет более низкого качества. Однако мы полагаем, что негативное влияние этого фактора будет ниже в силу того, что остановка производства позволит сократить расходы», — указывал еще до начала забастовки аналитик исследовательской компании LightShed Рич Гринфилд.
Рынок в отношении перспектив Netflix сейчас настроен, судя по всему, оптимистично: акции компании на Nasdaq спустя два месяца после начала забастовки стоят дороже, чем в конце апреля. Более того, аналитики полагают, что цены на бумаги продолжат расти, потому что компания в условиях забастовки имеет преимущества перед своими конкурентами-телеканалами: если человек не сможет посмотреть сериал по ТВ, он сделает выбор в пользу Netflix.
В конечном счете ущерб для студий и стриминговых сервисов будет зависеть от того, как долго продлится забастовка WGA, — пока никакого видимого прогресса в урегулировании конфликта не наблюдается. Между тем, не исключено, что протест охватит других представителей индустрии, артистов. Гильдия актеров продлила собственный контракт со студиями в конце июня, однако всего до 12 июля. Она может присоединиться к забастовке, если за это время не будут удовлетворены ее собственные требования, также касающиеся принципов оплаты труда и вопросов использования искусственного интеллекта.
О своей жесткой позиции и готовности бастовать еще в двадцатых числах июня заявили в открытом письме сотни актеров, включая, к примеру, Дэвида Духовны и Мэрил Стрип. Вскоре после публикации документа число подписей под ним превысило тысячу, поддержку выразили такие звезды, как Шарлиз Терон, Хоакин Феникс и Джейми Ли Кертис, а также сама глава актерской гильдии Фрэн Дрешер. Если артисты в самом деле подключатся к протестам, приостановка съемок может затянуться до конца года, считают некоторые наблюдатели. В таком сценарии сухими из воды уже вряд ли выйдут и студии, и стриминговые сервисы, а ущерб экономике, который сейчас может составлять примерно два миллиарда долларов, увеличится в несколько раз.