Термин «нетворкинг» — прямая калька с английского слова networking, которое объединяет понятия «сеть» и «работа». То есть простыми словами нетворкинг — это создание определенной сети знакомств, которая помогает в карьере и позволяет решать некоторые рабочие вопросы. Сейчас нетворкинг — не просто способ завести знакомство с людьми, а один из ключевых инструментов, который можно и нужно применять для продвижения в карьере и бизнесе. О том, почему важно заводить полезные знакомства в нерабочее время, где проще всего найти потенциальных коллег и почему не нужно бояться начинать диалог первым, — в материале «Ленты.ру».
Основная цель нетворкинга — создание и развитие сети полезных связей, поддержание старых контактов и расширение круга общения для потенциального партнерства и инвестиций. Психолог и транзактный аналитик Нина Кобзарь в беседе с «Лентой.ру» объясняет, что термин «нетворкинг» применим, в первую очередь, к бизнес-среде — это обмен контактами и выгодными новыми идеями.
На деловой конференции можно встретить, например, потенциального работодателя. Если произвести на него правильное впечатление, рассказав об опыте и профессиональных навыках, можно рассчитывать на оффер или как минимум приглашение на собеседование в будущем.
Кобзарь отмечает, что правила поведения в процессе нетворкинга прописаны не так официально, как для деловых встреч.
В процессе нетворкинга можно вспомнить об интересных историях из профессионального прошлого или обсудить сферы, лишь косвенно связанные с работой, — во время деловой встречи подобные беседы скорее неуместны.
При этом транзактный аналитик напоминает, что такое общение нельзя считать полностью неформальным — у нетворкинга все же есть определенные рамки. «Главная рекомендация — давать себе определенную свободу, но при этом придерживаться установленных правил, таких как, например, дресс-код и тайминг мероприятия», — объясняет эксперт.
Карьерный рост
Нетворкинг способствует развитию карьеры и поиску новых возможностей. Знакомство с влиятельными и успешными людьми может открыть двери к новым проектам, клиентам и работодателям.
Новый профессиональный опыт
Нетворкинг обеспечивает обмен опытом и знаниями. Встречи с людьми из разных сфер деятельности позволяют узнать о новых тенденциях, получить ценные советы и улучшить свои профессиональные навыки.
Новые знакомства
Через нетворкинг можно расширить свою клиентскую базу и установить партнерские связи. Полезные связи могут привести к новым возможностям сотрудничества, совместным проектам и развитию бизнеса.
Улучшение репутации
Нетворкинг помогает укрепить имидж и репутацию. Чем больше людей знает о достижениях и профессиональных качествах конкретного специалиста, тем больше вероятность получить от них интересные предложения и возможности для развития.
Существует два основных вида, на которые можно разделить нетворкинг: офлайн и онлайн.
Офлайн-нетворкинг включает в себя мероприятия, встречи и конференции, где люди могут завести знакомства и установить полезные связи в реальном времени. Такие встречи часто сопровождаются обменом визитками и подразумевают дальнейшее общение уже после мероприятия.
Лучшие мероприятия и места для офлайн-нетворкинга:
Онлайн-нетворкинг стал возможным благодаря развитию интернета. Он осуществляется через социальные сети, профессиональные платформы и вебинары. Онлайн-нетворкинг особенно полезен для тех, кто живет в удаленных районах или имеет ограниченные возможности для живого взаимодействия.
Лучшие места для онлайн-нетворкинга:
В процессе нетворкинга можно допустить некоторые ошибки, которые могут негативно сказаться на результате и оттолкнуть потенциальных собеседников.
1. Неискренность. Нетворкинг не должен быть принудительным процессом — будьте естественными во время общения и не пытайтесь выглядеть лучше в глазах других людей. Люди ценят подлинность и искренние отношения — если рассказанная при знакомстве информация окажется ложью, доверие новых знакомых будет утрачено.
2. Поиск чистой выгоды. Нетворкинг не должен быть способом получения односторонней выгоды. Будьте готовы предоставить свою помощь и поддержку другим людям — это путь к потенциальному партнерству и инвестициям.
3. Общение без продолжения. В процессе нетворкинга важно выстроить качественные отношения, а не просто собрать контакты и обменяться визитками. Постепенно развивайте свои связи и не прекращайте общение, даже если цель диалога кажется достигнутой.
4. Неумение слушать и учитывать интересы других. Чтобы процесс нетворкинга был эффективным, необходимо проявлять интерес к другим людям и их потребностям. Настройтесь на то, чтобы создавать взаимовыгодные отношения и предлагать пользу собеседнику. На самом деле на профессиональных форумах люди ищут не только экспертов, но и партнеров, с которыми приятно работать.
5. Излишняя навязчивость. Чрезмерная болтливость и желание сразу же рассказать о себе всю информацию не помогут наладить плодотворные отношения, а, наоборот, оттолкнут людей. Дайте себе и собеседнику время, чтобы узнать друг друга получше.
Для того чтобы процесс нетворкинга был максимально эффективным и принес положительные результаты, необходима подготовка. Потренируйтесь в грамотной самопрезентации и составьте план действий — только так мимолетные знакомства могут перерасти в действительно полезные связи.
Не стоит полагаться только на свое умение импровизировать — для того чтобы завести полезные знакомства, приходите на мероприятия подготовленными. Заранее сформулируйте, чем можете быть полезны: подумайте о своей самопрезентации и уникальных качествах, которые заинтересуют потенциальных партнеров. Например, умение выполнять работу в сжатые сроки или широкая сфера интересов.
Подготовьте визитку со своими контактами. Так заинтересовавшемуся человеку будет проще поддерживать общение после окончания мероприятия.
Для того чтобы наладить эффективную коммуникацию, мало просто посетить мероприятие. Приходите на конференции или вебинары, где можно встретить людей со схожими интересами и целями и общайтесь с ними, будьте открытыми и участвуйте в дискуссиях — только так получится завести новые знакомства.
Нетворкинг — это не просто одноразовая встреча, а процесс создания и поддержания связей. Регулярно общайтесь с людьми из вашей сети контактов, делитесь новостями и идеями, предлагайте свою помощь. Это не значит, что нужно быть навязчивым и писать новым знакомым по поводу и без — однако периодически напоминать о себе все же стоит.
Умение слушать и учитывать интересы других людей — важная составляющая успешного нетворкинга. Будьте внимательны, задавайте вопросы и проявляйте искренний интерес, не перебивайте собеседников. Во время общения нужно найти баланс между рассказом о своих навыках и восприятием того, что говорят другие.
Общение в процессе нетворкинга должно быть не только полезным, но и приятным. Чтобы добиться положительных результатов без вреда для себя, нужно следить за собственным состоянием и состоянием собеседника.
С точки зрения транзактного анализа, модели поведения человека в социуме можно охарактеризовать с помощью двух основных «осей», рассказывает эксперт:
«Ряд людей любят быть в центре внимания, общаться с большими группами, быть активными в решении проблем — быть таким центром притяжения», — объясняет специалистка.
Другие люди также достаточно активны в инициировании контактов, но при этом прицельно общаются с одним-двумя собеседниками, а не с большим количеством людей сразу.
Есть и те, кто предпочитает быть наедине со своим телефоном, отвечать на сообщения и пить кофе — такие люди сами не инициируют контакт с человеком и ждут, пока к ним подойдут и начнут диалог.
Чтобы грамотно выстроить беседу, Кобзарь рекомендует понаблюдать за человеком. Это поможет органично вписаться в его компанию — определить, какая модель поведения ему ближе и действовать исходя из нее.
Во время таких «полуделовых» встреч транзактный аналитик советует вести диалог из позиции «взрослого» — объективно оценивайте себя и окружающих и включайте критическое мышление. «Вы сейчас на мероприятии, у вас есть задача обменяться визитками, получить контакты людей и договориться о дальнейшей встрече», — напоминает Кобзарь.
Познакомиться с основными принципами нетворкинга можно не только на практике. Существует большое количество полезных книг и учебных пособий, авторы которых публикуют лайфхаки, способные сделать коммуникацию более продуктивной.
Топ-5 книг про нетворкинг: