Культура
00:02, 13 июля 2023

В кинотеатрах — новые «Трансформеры». Почему фильмы о гигантских роботах становятся хуже с каждой частью?

В полулегальный кинопрокат вышел блокбастер «Трансформеры: Восхождение звероботов».
Евгений Шульгин
Кадр: фильм «Трансформеры: Восхождение Звероботов»

В сети (и в полулегальном статусе в российских кинотеатрах) вышел блокбастер «Трансформеры: Восхождение звероботов», уже седьмой фильм популярной франшизы о роботах-пришельцах, среди которых теперь есть способные превращаться в животных. «Лента.ру» рассказывает о том, почему из попыток перезапустить «Трансформеров» пока не выходит ничего хорошего.

Печальный басовитый голос за кадром делится шокирующими откровениями. Оказывается, по Вселенной уже миллионы лет шастает гигантский и очень голодный бог Юникрон, которому, чтобы утолить жор, приходится поглощать целые планеты — предварительно зачищенные его пособниками, террорконами и предаконами. Когда горстке зовущих себя максималами звероботов удается сбежать с родной планеты перед ее гибелью в пасти чудовища — да еще и со способным ускорить передвижения Юникрона магическим Ключом Транспортации — становится ясно, что появление всех этих боевитых железяк на Земле остается лишь вопросом времени.

И вот Нью-Йорк, 1994 год. Экс-морпех Ноа (Энтони Рамос из сериала Спайка Ли «Ей это нужно позарез»), которого никто не берет на работу, от безнадеги вписывается в мутное дельце — угнать винтажный Porsche. Спорткар, впрочем, повиноваться отказывается — потому что оказывается трансформером с именем Мираж и набором фирменных шуточек настолько подростковым, что кажется, его воспитанием занимался канал MTV. Более того, Миражу (а значит, и Ноа) нужно спешить по делам — в музей, где фанатично увлеченная археологией стажерка Елена (Доминик Фишбэк) случайно активировала Ключ Транспортации. Туда же слетаются как Оптимус Прайм с Бамблби и прочими автоботами, так и террорконы Юникрона. Как нетрудно догадаться, музейный бюджет Нью-Йорка в этот вечер обзаведется несусветных размеров дырой.

Трансформеры-автомобили и трансформеры-самолеты, трансформеры-скорпионы и трансформеры-млекопитающие — в том числе, трансформер-Кинг Конг

Понятно, что идеи франшиза «Трансформеры» черпает у серии игрушек Hasbro и сопровождающих ее комиксов, мультсериалов и видеоигр, но нельзя не отметить, насколько более абсурдный характер эти идеи приобретают с каждым новым фильмом. «Восхождение звероботов» — уже седьмая картина некогда запущенного Майклом Бэем на большом экране цикла, более того, одновременно приквел оригинальных фильмов и сиквел вышедшего в 2018-м «Бамблби». Впрочем, для того чтобы внимать ее сюжету, никакого знания предыдущих лент не требуется: история здесь рассказана вполне самостоятельная и самодостаточная. Другое дело — стоит ли эта история того, чтобы следить за ней в принципе.

Поначалу Стивен Кейпл-младший (до этого с переменным успехом попытавшийся не уронить знамя предшественника в «Криде 2») действительно пытается рассказать в «Восхождении» что-то новое. Нью-Йорк середины 1990-х должен, судя по всему, выглядеть местом пусть и обаятельным, но не самым ласковым к тем, кому по жизни повезло не очень (прежде всего — с цветом кожи): больному брату Ноа из-за долгов отказывают в лечении, а все заслуги Елены присваивает себе белая начальница. Куда тут и правда податься, кроме как в криминал и своеволие? Но как только сюжет отвлекается от людей и наводит фокус на автоботов с террорконами — как от режиссерского волюнтаризма, так и попыток передать дух времени не остается и следа, если не считать таковыми вкрапления рэпа девяностых от Wu-Tang Clan до A Tribe Called Quest.

«Восхождение звероботов» быстро начинает движение по накатанной — не замечая, что катится вместе со всей франшизой по наклонной

При этом отброшен курс, который постепенно брали снятые Майклом Бэем фильмы франшизы — направление на тотальную дегуманизацию «Трансформеров», обернувшиееся уже полным, почти неотразимым в своем безразличии ко всему человеческому триумфом экранного CGI-железа в пятой картине. Кейпл скорее ориентирован на тот баланс, который в лентах Бэя был поначалу: простая, относительно универсальная история и инфантильный лязг металла в многочисленных, развернутых экшен-сценах. Надо ли говорить, что то, что у Бэя, снимающего популистские блокбастеры уже три десятилетия, получалось естественно, у его преемников выходит натужным и натянутым? Личные драмы Ноа и Елены оказываются отставлены в сторону до, более-менее, эпилога, гонка за заветным Ключом Транспортации сменяется нудным сражением у его луча, и даже остряку Миражу становится не до шуток — так что все это сопровождает исключительно набор банальностей в духе «Вместе — сильнее».

Не вполне дается новым «Трансформерам» и экшен, который, предположительно, должен бы служить их главным достоинством. При ближайшем рассмотрении все трансформеры в бою оказываются практически взаимозаменяемы — и даже робототехнический Кинг Конг хоть и элегантно скачет на четырех лапах, кулаками машет и пуляет лучами энергии точно так же, как все, кто его окружает. Ни о каком серьезном восхождении его и остальных звероботов тоже говорить не приходится — да и куда этим робо-леопардам и робо-носорогам восходить, к очередным клише о спасении планеты? Куда дальше двигаться всей франшизе после этого фильма, тоже ясно — и увы, речь не о свалке металлолома, а о заявляющейся перед финальными титрами экранной метавселенной, которая соединит их с другими игрушками Hasbro. Гильдии сценаристов, режиссеров и актеров могут продолжать бастовать и бороться против вытеснения их искусственным интеллектом (и это, безусловно, благая борьба) — проблема в том, что киностудиями, судя по подобным решениям, уже руководит AI. Ну или Юникрон, который никогда не насытится.

Фильм «Трансформеры: Восхождение звероботов» (Transformers: Rise of the Beasts) вышел на Amazon Prime Video, а с 15 июля появится в российских кинотеатрах

< Назад в рубрику