Культура
00:02, 15 июля 2023

«Такого вы больше нигде не увидите» Лабиринты, предсказания и Shortparis: чем поразит новое «Архстояние»

Основатель «Архстояния» Антон Кочуркин рассказал о темах и мотивах фестиваля в 2023 году
Беседовал Илья Кролевский (Редактор отдела «Культура»)
Фото: Анастасия Балясникова

В самом большом арт-парке Европы «Никола-Ленивец», что в Калужской области, совсем скоро пройдет «Архстояние» — масштабный фестиваль архитектуры и современного искусства. В этом году особенно масштабный — по словам организаторов, число заявок от одних только волонтеров в 2023-м выросло в десять раз по сравнению с предыдущим годом. Темой нынешнего фестиваля стали предсказания — в условиях ежедневного и бесперебойного потока мрачных новостей именно они становятся или утешительными, или предупредительными, или даже спасительными маячками. «Лента.ру» расспросила одного из основателей и бессменного куратора «Архстояния» Антона Кочуркина о том, что пророчат художники, куда в будущем денется чистый воздух, что в лесу делает живая коса и почему архитектурный фестиваль в «Никола-Ленивце» нельзя пропускать.

«Лента.ру»: Тема грядущего «Архстояния» — «Игра в предсказание». Выглядит как нечто весьма актуальное, можете рассказать о ней подробнее?

Антон Кочуркин: Эта тема ищет путь в будущее. Думаю, каждого это волнует, каждый задается вопросом, что его ждет дальше, может ли он контролировать свою судьбу. В истории культуры художники часто выступали медиумами, которые давали ответы на злободневные вопросы при помощи творчества. Фестиваль станет высказыванием, которое соберет множество мнений, позиций, вариантов, затрагивающих современную повестку.

Мне показалось, что тема чутко ловит настроения в обществе — будто бы многие художники сегодня ударились в мистику и фольклор.

Но от всяких религиозных и политических вопросов мы далеки — у нас все-таки событие в сфере искусства. Каждый участник проекта видит вокруг себя гораздо больше, чем то, что мы можем наблюдать в бесконечном информационном потоке. Надеюсь, «Архстояние» сможет предложить бесконечному кликбейту в информационных потоках замену — погружение в свои основы.

То есть это такой способ эскапизма?

Эскапизм — это что-то совсем отстраненное от повестки, что-то, что йоги практикуют. Мы больше про искусство. Хотя искусство уже настолько расширилось, что вбирает в себя и такие практики тоже из самых разных жизненных пластов. Фестиваль это тоже показывает — например, мы проведем для посетителей паломническое путешествие. Это масштабный перформанс, цель которого — найти в себе какой-то внутренний ресурс.

Но это не самое главное. Эскапизм — это только одна небольшая линия нашего фестиваля, но не единственная. «Архстояние» — художественное событие и мы остаемся в рамках современного искусства.

Расскажите о вашей программе, о проектах, наиболее тесно связанных с манифестом.

У нас в этом году появятся несколько новых архитектурных объектов, которые останутся в парке и после фестиваля. Например, «Проект Катарсис» — необычный дом, таящий множество символов, характеризующих, как ни странно, российскую ментальность. В ней можно найти, с одной стороны, миссионерские, широкие, немного даже имперские жесты. С другой — она дает возможность терпеть бытовой дискомфорт во имя каких-то больших идей. И архитектура в этом случае становится чрезвычайно показательна. «Проект Катарсис» образцово эту идею раскрывает.

У нас будет представлен проект «Павильон Заблуждений» Ирины Кориной и Ильи Вознесенского. Корина считает любые предсказания фейком. Она утверждает, что невозможно ничего и никогда предвидеть, и что бы ни говорили, это всегда будет враньем. Это павильон, который снаружи похож на базилику, но внутри он совершенно другой — заходя внутрь, ты не понимаешь, как он мог быть таким снаружи. Формы противопоставляются, как часто разные предсказания оказываются противоречивыми или же и вовсе фейками.

Еще «Капсула предсказания» Алексея Козыря — большой морской контейнер, внутри которого расположены стеллажи, напоминающие колумбарий. В него будут помещены колбы с предсказаниями. Каждый, кто приедет на «Архстояние», в течение трех дней сможет заложить там свои напутствия следующему поколению. Через 27 лет, в 2050 году, мы собираемся вскрыть эту капсулу и прочитать, каким будущее представляли жители сегодняшнего дня. Это интересный проект, торжественное заклание этого контейнера произойдет в воскресенье 30 июля.

Помимо этого, будет представлен проект «Воздуховод», авторы которого, арт-группа «Алыча», размышляют о более далеком будущем. По их видению, из-за увеличения уровня углекислого газа и загрязнения окружающей среды самым ценным ресурсом на планете станет чистый воздух. Авторы представили эдакую апокалиптическую ситуацию, при которой чистый воздух будет доступен только в воздуховодах, системах вентиляции, гигантских приточно-вытяжных сплит-системах. Они строят домик в виде большого узла воздуховодов. Можно будет переночевать прямо внутри.

Эта коса — символ женственности, который обретает качества живого существа. Каждый сможет присоединиться к шествию и пообщаться с гигантской косой. Этот перформанс посвящен вопросам мужского и женского, изменению баланса сил. Женщины в Европе и в России более ста лет назад получили такие же права, что и мужчины, все выравнивается, все меньше и меньше разницы остается во всем между полами. Большой вопрос, к чему приведет этот процесс. Ульяна через атрибут женственности, косу, поведает об этой особенности.

Также хочу рассказать о кэмпах— у нас будет потрясающая новая программа из десяти лагерей, созданных разными арт-институциям. Пушкинский музей, United University, ЦСИ «Сияние» и многие другие учреждения со всей страны строят кэмпы, также затрагивающие тему предсказаний.

В этом году вы получили в десять раз больше заявок от волонтеров, чем в предыдущем, — с чем связан такой наплыв желающих помочь «Архстоянию»?

В первую очередь с репутацией арт-парка «Никола-Ленивец». С ним каждый год происходят удивительные чудеса — в нем появляются новые пространства и перформансы, в него стремятся попасть многие современные художники, и для каждого что-то сделать здесь — большая честь. Во-вторых, немаловажную роль сыграла тема года. Третья причина — осознанная аудитория. Речь ведь о волонтерах — это люди, которые стремятся сделать что-то доброе, помочь, прокачать свои навыки, с кем-то познакомиться. Это говорит о формировании сообщества более осознанных людей, которые стремятся реализовать себя. А площадка им в этом помогает.

Рост числа волонтеров коррелирует с ростом числа посетителей?

У нас еще нет по этому статистики, но я уверен, что точно коррелирует. Даже прямая пропорция есть, и я убежден, что в этом году посетителей будет гораздо больше, чем раньше.

На что вы ориентировались, когда собирали музыкальный лайнап? Как вообще проходит подбор музыкальных артистов для архитектурного фестиваля?

Все соответствует теме, в том числе и лайнап — он создает нужную нам атмосферу. У нас есть традиционное место, где мы устраиваем огненное шоу с музыкой, каждый год это главное событие, с которого открывается ночная программа. Собираются тысячи людей, и это очень красиво.

Всего музыкальная программа насчитывает семь сцен, и каждая из них — художественный проект. Сенные лабиринты, невероятные атмосферные бары, будет также сцена наших резидентов-диджеев, которые здесь практически родились и знают атмосферу «Николы-Ленивца». Это чудо, которое создается из комплекса ощущений — музыкой, убранством, архитектурными формами, правильной подсветкой, ну и наконец людьми, которые туда приходят.

С какими сложностями в организации такого крупного ивента вы сталкиваетесь из года в год?

У нас большие амбиции в плане создания масштабных объектов, которые требуют больших ресурсов. Не только денежных, но и профессиональных. Это большая работа на протяжении всего года. Команда напрягается по полной программе. Мы становимся более требовательны к себе и к организации — к питанию гостей, участников и волонтеров, к организации рабочих мест, туалетов даже. Все требует времени, ресурсов, но качество постепенно улучшается. Может, это не так заметно, но это есть, потому что у нас есть большая цель, к которой мы стремимся.

Раскроете цель?

Этот проект, которому уже больше 18 лет, все еще не завершился. Наоборот, он в самом разгаре — мы развиваем территорию, гостевой фонд, сам парк. У нас есть проекты и идеи, как дальше связывать жизнь и искусство, превращать этот набор слов в лозунг «Жизнь в искусстве». У нас большие планы по развитию территории — гостевой девелопмент, кафе, дороги, освещение, новые маршруты. Все необходимые бытовые вещи, которые улучшают в конечном итоге качество восприятия искусства — объектов очень много, за один день их и не посмотреть. А ведь сюда приезжают маломобильные люди, люди с особенностями в развитии. Сегодня мы можем похвастаться тем, что у нас есть возможность принять здесь любого человека, показать ему парк. На некоторых объектах, например, есть тактильные модели. Сейчас мы озабочены созданием большой пешеходной сети, так чтобы можно было передвигаться налегке, не проходя большие перепады рельефа — чтобы и с коляской можно было доехать, и с велосипедом.

Ну и, конечно, искусство — это самое важное, ведь с него все и начинается, это основа всего проекта. Контекст современного искусства на «Архстоянии» становится больше и сложнее, и с каждым объектом, даже с каждым следом от объекта нужно считаться — это образует культурный ландшафт. Мы уже размышляем о создании музея, в котором соберем главные проекты, в том числе те, которые из арт-парка уже исчезли.

«Архстояние» пройдет с 28 по 30 июля. Билеты можно приобрести на сайте фестиваля

< Назад в рубрику