Обычно киберпреступники стараются оставаться в тени, проводя свободное время в онлайне и избегая всего, что в перспективе может их деанонимизировать. Однако в США появилась группировка киберпреступников, которая состоит в основном из подростков и не боится действовать в реальном мире. От киберпреступлений они перешли к физическому давлению: пыткам, порче имущества, угрозам изнасилованием и телефонному терроризму, который в некоторых случаях доводит их жертв до смерти. «Лента.ру» изучила, почему эти подростки не боятся оказаться за решеткой, зачем они мучают людей и как спецслужбам удалось выйти на их след.
В дом в городе Милуоки (штат Висконсин), в котором живут американский писатель Патрик Томлинсон и его жена, спецназ приезжал 43 раза за последние несколько лет. Большинство этих случаев заканчивались для литератора позицией «лицом в пол, руки за голову» и приставленным к виску пистолетом. Но кроме этих частых визитов вооруженных до зубов спецназовцев в доме Томлинсонов не происходит ничего необычного. Хотя полицейские приезжают, реагируя на телефонные звонки, в которых говорится о происходящем в доме насилии, подготовке к теракту, стрельбе или других жутких вещах — насколько хватит фантазии звонящего.
В США это называется сваттинг (swatting, от аббревиатуры SWAT, обозначающей спецподразделения полиции — Special Weapons And Tactics), русскоязычного аналога термина пока не существует. Это тот же самый телефонный терроризм, только направлен он не на отмену школьного урока, к которому не подготовился звонящий. Цель — создать максимальные неудобства жертве, в идеале — нагнать ужас, какого человек не испытывал ранее.
Иногда этот ужас становится смертельным. В 2020 году житель штата Теннесси скончался от обширного инфаркта, когда к нему в дом приехал полицейский спецназ, среагировавший на сообщение об убийстве. А за три года до этого 28-летний парень из Канзаса был застрелен офицером, пребывавшим в полной уверенности, что у него на мушке — удерживающий заложников террорист.
Проблемы писателя Томлинсона начались после того, как в 2018 году он опубликовал в социальной сети Twitter сообщение о том, что никогда не считал смешным комика Норма Макдональда. Случайное замечание спровоцировало бурную реакцию интернет-троллей, которые сначала просто злобно подшучивали над автором фантастических романов, затем перешли к агрессивному буллингу, а потом и к сваттингу. Первую жалобу в Федеральное бюро расследований (ФБР) Томлинсон подал в 2020 году, и на нее несколько лет никто не реагировал. Пыльное заявление в картотеке обращений нашли только спустя полтора года, когда в США началась настоящая эпидемия сваттинга, продолжающаяся до сих пор.
Официальных данных о масштабах эпидемии пока нет, ФБР только-только создало единую онлайн-базу, которая должна упростить коммуникации между полицейскими управлениями по всей стране. Ясно, что таких вызовов — тысячи. Телефонные террористы нацеливаются и на школы, и на отдельных людей, многие из которых могут быть известны всей стране, а другие — вести затворнический образ жизни, но все равно иметь недоброжелателей.
В американском сегменте даркнета услуги сваттинга толком не прячутся на изолированные сайты. Найти расценки можно даже в чатах Discord и Telegram. Всего за 80 долларов к жертве домой приедет полицейский офицер. За дополнительные 20 долларов можно пригласить еще и парамедиков. Полноценный спецназ с автоматами и винтовками наперевес обойдется в 150 долларов, наркоконтроль — в 200 долларов. Звонок о минировании частного дома стоит 250 долларов, ресторана — 300, школы — 350, и, наконец, целого торгового центра — 400 долларов.
Примерно с такого способа заработка начинала группировка, получившая название Comm. Это широкая экосистема, состоящая из сотен геймеров, хакеров и множества людей, которые, на первый взгляд, просто развлекаются в Discord. Многие кажутся молодыми людьми, и ФБР уже арестовало некоторых предполагаемых членов за кибербуллинг и нелегальный оборот оружия. Но большая часть остается на свободе.
Еще одной жертвой сваттинга стала 15-летняя девочка из неназванного городка в штате Пенсильвания. Она познакомилась с симпатичным молодым парнем в Snapchat осенью 2022 года. Тогда она не знала, что тот находится под следствием из-за обвинений в подмене сим-карт. Не знала девушка и того, что меньше чем через год она будет фигурировать в материалах следствия как «Жертва А».
В течение нескольких месяцев она общалась с парнем в Snapchat, Telegram и Discord, после чего ее собеседник признался, что оказался за решеткой, нарушив правила освобождения под залог. Девушку это немало напугало, и она решила оборвать контакты. Уже в апреле 2023 года молодой человек снова оказался на свободе и решил, что общение может заканчивать только он.
Сначала парень вызвал на домашний адрес девочки спецназ, представившись мужчиной, который только что застрелил жену и детей и не собирается на этом останавливаться. Спустя всего несколько часов к тому же дому приехала неотложка. Внутри врачи планировали найти перебравшего со снотворным подростка, который больше не хочет жить, но нашли, как и спецназовцы часами раньше, лишь перепуганную девушку. Через два дня поводом для вызова был сосед, якобы приставивший пистолет к голове звонящего. И через четыре часа новый вызов все на тот же адрес — от человека, застрелившего свою мать выстрелом в грудь.
Все эти сообщения оказались ложными, но они были лишь началом. Спустя некоторое время двое мужчин в масках подошли вплотную к дому девушки. Один из них разбил кирпичом дверной звонок, другой — бросил кирпич внутрь дома, разбив им стеклянную дверь. К кирпичу была прикреплена записка: «Напиши мне или…»
Намек был понят, и «Жертва А» написала обидчику с Telegram-аккаунта друга. В ответ посыпались угрозы продолжить кибербуллинг и сваттинг, а если это не поможет — изнасиловать и убить девушку. Параллельно в различные школы по всей стране посыпались звонки о заложенных бомбах. Звонивший представлялся именем девушки. Не исключено, что дело могло дойти и до насилия, но сотрудники ФБР оказались проворнее. Они выяснили, что по ту сторону экрана оказался житель Сан-Франциско Брейдэн Уильямс. Его возраст не раскрывается в материалах дела, но, судя по косвенным признакам, ему не больше 20 лет.
Уильямс оказался первым задержанным членом группировки Comm. По некоторым данным, вместе с ним по делу об угрозах будет проходить сообщник, не достигший совершеннолетия. Анализ телефона Уильямса показал, что он участвовал как минимум в нескольких онлайн-встречах в мессенджерах, в названии которых встречалась аббревиатура ACG — под этим сокращением западные силовики теперь шифруют самое боевое крыло Comm, не представляя, впрочем, до конца, сколько в нем членов и за какими акциями оно стоит.
Начиналось все, самое позднее, в 2021 году. Тогда на совести группировки были операции по подмене сим-карт, и Уильямс попался. На украденную криптовалюту он успел съездить в тур по Европе, купить два автомобиля Dodge Challenger 2016 и 2020 годов выпуска, а также Ford Mustang 2015 года. Теперь ФБР пытается раскрутить эту историю до конца, держа расследование в секрете. Но у журналистов уже появились некоторые детали.
Многие фото- и видеоматериалы, связанные с Comm, которые удалось раздобыть журналистам Motherboard (подразделение издания Vice, специализирующееся на технологиях и киберпреступности), включают кадры с балансами криптовалютных кошельков. На некоторых из них — сотни тысяч долларов. Тактика подмены сим-карт постоянно развивалась: от подкупа сотрудников хакеры перешли к заражению самих телекоммуникационных сетей вредоносным ПО. Но из-за того, что сами подобные операции стали тяжелее в исполнении и отнимают больше времени, члены Comm начали искать простых жертв в реальном мире.
Один из заметных участников сообщества рассказал в интервью, что далеко не все члены Comm имеют отношение к киберпреступной деятельности. Кто-то приходит в профильные чаты из сообществ, посвященных игре Call of Duty, другие увлекаются Minecraft. Из игр их и приглашают в чаты в Discord, в том числе связанные с ACG. И там пользователей ждут настоящие откровения.
Подростки 14-18 лет выкладывали сотни видеороликов с издевательствами над девушками. По некоторым из этих случаев удалось найти доказательства в виде судебных производств, которые еще продолжаются, или просто жалоб в силовые структуры. В нескольких случаях жертв заставляли разрисовывать маркерами свои тела, в том числе надписями мазохистского характера или содержащими имена обидчиков. Иногда девушки шли на самоповреждение по требованию членов ACG, потому что знали: если этого не сделать, может состояться личная встреча. Многие из них в свое время также случайно оказались в чатах группировки и видели своими глазами, как складывались судьбы других жертв: их находили и избивали, угрожали насилием в их адрес и в адрес их семей. Отдельных девочек это довело до посттравматического стрессового расстройства.
«В Comm есть люди, которые по какой-то причине заказывают насилие, и есть люди, готовые предоставить эту услугу, — пишет автор материала в Motherboard Джозеф Кокс. — Я нашел различные Telegram-каналы, связанные с Comm, которыми управляют люди, предлагающие организацию актов насилия. В одном из них можно заказать атаку кирпичами на дома или на людей, в других фигурируют машины, в третьих предлагаются вооруженные грабежи, массовые избиения или нанесение ножевых ранений».
Еще одни кадры, оказавшиеся в распоряжении журналистов, — дорогие часы, инкрустированные драгоценными камнями, по которым сложно понять, какое время они показывают. Съемка непрофессиональная, а в комнате темно, все явно происходит ночью. Вспышка смартфона — и «модель» отводит руку в сторону. За ней — кровать, на которой лежат тысячи долларов купюрами всех номиналов. Следующий план — очень поздняя ночь, съемку ведет человек с улицы, приближающийся к дому с открытым окном. Его спутник делает пять или шесть выстрелов из пистолета прямо в это окно.
Следом — деньги, украшения, опять деньги, тренировочная стрельба по банкам, причем оружие уже в руках девушки — это можно понять по прическе. После этого — уже почти исключительно неприятные кадры: окровавленный Macbook Pro в маленькой спаленке, парень с пластиковыми фиксаторами на руках и шприц с героином, который его заставят употребить, если он не выдаст пароли от своих криптовалютных кошельков.
Перечисленное выше присутствует в видео, которое собрали из десятков или даже сотен роликов журналисты Motherboard. В короткий 34-секундный ролик нельзя поставить большую часть того, что им удалось раскопать в последние месяцы. Например, пару окровавленных плоскогубцев на кровати того же человека, которому принадлежит Macbook. Или новые пятна крови в той же комнате, но уже на полу и стенах.
За всем этим также стоит ACG, боевое крыло Comm, члены которого тоже начинали с телефонного терроризма и фишинговых атак, но в какой-то момент перешли черту и теперь не стесняются вступать со своими жертвами в физический контакт.
Пока Кокс работал над текстом, с ним связывались представители Comm, точившие зуб на кого-то внутри объединения. Они предлагали различные материалы, которые помогли бы журналисту деанонимизировать их конкурентов или обидчиков. В итоге репортер принял решение не давать ход этой информации, чтобы не вносить еще больший хаос.
Отдельные сведения, полученные Коксом в ФБР, позволяют ему полагать, что силовики достаточно внимательно следят за Comm. Догадываются об этом и сами киберпреступники. Один из тесно аффилированных с сообществом Telegram-каналов под названием Monkey Mafia был полностью удален, а члены группы сказали Коксу, что в деле против них уже 140 страниц.
«Я просмотрел законы, которые хотят принять в отношении тех, кто занимается сваттингом, и понял, что пятилетняя отсидка не может стоить 50 долларов», — сказал один из основателей Monkey Mafia.
По его мнению, начавшиеся задержания тех, кто промышляет сваттингом и реальными преступлениями, свидетельствуют о приближении неминуемой расплаты. Во всяком случае именно об этом член группировки написал в сообщении, адресованном своим товарищам: «Насколько я знаю, если вы были в какой-либо роли вовлечены в эту деятельность, вам ****** (конец — прим. «Ленты.ру»)».