Россия
00:01, 23 июля 2023

«Крепят на каску и бронежилет» Российские военные на СВО носят с собой талисманы и обереги. Кто делает их для бойцов?

«Лента.ру» рассказала о талисманах российских военных на СВО
Алсу Гузаирова
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости

В волонтерском движении помощи участникам спецоперации заняты тысячи россиян. Они не только собирают деньги на товары первой необходимости, шьют спецодежду или отвозят благотворительную помощь, но и делают медальоны и обереги для военных. О самой необычной помощи бойцам СВО — в материале «Ленты.ру».

Несколько месяцев назад Алмаз, военнослужащий из Татарстана, получил весточку из дома. Пока он находился в зоне спецоперации, у него родился сын. И жена передала ему через добровольцев, доставляющих на фронт гуманитарную помощь, бирку, которая была на малыше в роддоме. Алмаз был счастлив! Теперь он всегда носит бирку с собой и считает ее своим оберегом.

Другой боец Игорь Заварзин не расстается с маленькой мягкой игрушкой, божьей коровкой, которую ему передала жительница поселка Пестяки Ивановской области от лица своей внучки, пятилетней Арины. Эта божья коровка была у него в кармане, когда он вместе с товарищами выходил из окружения, и с тех пор он верит, что она приносит ему удачу.

***

Обереги для солдат — давняя традиция. Есть сведения, что еще в Древней Руси княжеские дружинники перед боем опоясывались ременными поясами. Пояса эти были изготовлены из кожи тура, добытого на охоте, а на их пряжках часто высекался знак бога Перуна, покровителя воинов, — так называемый «громовой знак», напоминающий колесо с шестью спицами.

Позднее, с распространением христианства, одним из главных оберегов русских солдат стали ладанки. Кроме собственно церковного ладана, в них вкладывали текст «Отче наш», щепотку родной земли или соль, освященную до восхода солнца. В Карелии верили, если соль и землю из родного дома насыпать на бруствер окопа, это защитит от пули.

Много оберегов было у военнослужащих и во время Первой мировой и Великой Отечественной войн.

У солдат и офицеров царской армии существовал обычай оставлять один патрон из первой обоймы и хранить его до окончания службы. Отстрелять его полагалось только по возвращении домой. Бойцы Красной армии верили, что если они будут носить при себе ключи от дома или от ворот, то непременно вернутся домой

Отправляясь на фронт, советские солдаты часто занимали деньги у друзей и знакомых. Занятые деньги и были их оберегом, ведь, чтобы отдать долг, нужно было обязательно остаться в живых. Для некоторых талисманом становился даже комсомольский или партийный билет. Документ носили в левом нагрудном кармане гимнастерки, у сердца, и известны случаи, когда его толстая картонная корочка действительно защищала от смертельных ранений.

А вот эбонитовые шестигранные медальоны, внутри которых был бланк с именем, годом рождения, местом проживания и другими личными сведениями и которые красноармейцам выдавали в военкомате при призыве на службу, суеверные бойцы называли «паспортом смерти» и нередко выбрасывали.

***

Участники спецоперации на Украине — не исключение. Немало бойцов, находящихся сейчас в зоне боевых действий, носят талисманы или обереги, многие из которых присланы из дома их родными: женами, детьми, родителями. Кроме близких, военнослужащих СВО поддерживают и просто неравнодушные люди. Доставляя гуманитарную помощь, волонтеры часто вкладывают в посылки письма, игрушки, медальоны и прочее.

Подобная инициатива возникла еще весной 2022 года. Одними из первых, кто сделал обереги для солдат, стала группа московских добровольцев «Крылами за твоей спиной». В апреле прошлого года ее участники решили создать металлические жетоны с выгравированными на них словами: «Крылами за твоей спиной стоим мы вместе… Твой народ».

Волонтеры предполагали, что такие обереги бойцы смогут носить у самого сердца, они будут незримо помогать и напоминать парням о самом важном. Первая партия жетонов была изготовлена в количестве 1000 штук и отправлена по трем направлениям: через Ростов-на Дону в ДНР и ЛНР, через военную часть Краснодарского края и через Севастополь на передовую. Неожиданно жетоны-обереги оказались очень востребованы. Военнослужащие часто говорят, что эти талисманы — самое ценное, что они получили за несколько месяцев в зоне боевых действий.

50 000
талисманов
для участников СВО было изготовлено в первую неделю акции «Талисман добра»

Однако по настоящему массовой такая помощь стала после объявления частичной мобилизации в сентябре 2022 года. Инициативы самые разные. Так, в Бурятии священнослужители одного из буддистских храмов передали на фронт полтора десятка амулетов Дугаржама — небольших листов бумаги, на которых напечатана Мандала, с прописанной по периметру коренной мантрой божества Сагаан Шухэртэ. Этот талисман призван защитить тело от физических угроз, болезней, ранений, ушибов и прочего. Лист с Мандалой свернут, прошит цветными нитками и помещен в пластиковый футляр, который удобно носить с собой.

В Калужской области школьники под руководством учителя технологии смастерили из кусочков дерева четырнадцать видов медальонов, на которых выжгли лики святых, изображения советских солдат, военную технику и даже знаковые места города Калуги.

В Магаданской области активисты плетут бисерные браслеты в стиле коренных народов Севера с позывными бойцов, заговаривая их здоровье и удачу древними заговорами. А в Новосибирской области есть семья, которая шьет маленьких плюшевых мишек в защитной форме, — бабушка и внучками изготовили их уже целую роту (100 штук).

***

«Лента.ру» отыскала добровольцев из разных регионов нашей страны и расспросила их, какие обереги они делают для военнослужащих в зоне СВО.

Юлия Дамзина, руководитель Барабинского Совета Активных родителей, г. Барабинск Новосибирской области:

— У нас в городе есть Совет Активных родителей, в который входит одиннадцать семей, многие из которых многодетные. Мы занимаемся различной общественной работой. Когда началась спецоперация, мы не смогли остаться в стороне. Еще в апреле 2022 года мы провели акцию — писали письма военнослужащим в Донбасс, а в письма вкладывали шоколад. В акции участвовали школьники нашего города. Четыреста малышей написали четыреста писем и собрали пару килограммов шоколада! А прошлой зимой мы провели несколько мероприятий в поддержку семей участников СВО.

Так, мы подготовили «Дни воинской славы» — четыре больших мероприятия в честь четырех памятных дат: освобождения Ленинграда от блокады, 80-летия Сталинградской битвы, праздника в честь Александра Невского и Дня защитника Отечества 23 февраля. Мы рассказывали истории этих дат, обсуждали с собравшимися, какой ценой досталась победа. Кроме того, мы сделали для малышей площадку с русскими народными играми, а для взрослых провели квиз по блокаде Ленинграда. Это были грандиозные события для нашего небольшого города!

Что касается оберегов, то идею изготовить их подал мой муж, Андрей, ветеран боевых действий. Он предложил сделать их к 9 мая 2022 года для военнослужащих Донбасса. Мы купили ткань защитного цвета, сшили мешочки размером 8 на 5 сантиметров и наполнили их черным хлебом и солью. Кроме того, в Барабинске есть мастер резьбы по дереву. Он изготовил двусторонние образки: с одной стороны выжег образ Спасителя, а с другой — Николая Чудотворца. Эти образки мы вложили в мешочки, на которых написали «Барабинск, 54». «54» — номер нашего региона.

Работали мы три дня и сделали 50 оберегов. Отнесли в храм, и наш батюшка их освятил, добавив от себя еще и иконку Георгия Победоносца. Добровольцы доставили обереги в Донбасс и сняли для нас видео, как бойцы берут эти мешочки с такими глазами… просто до слез!

Первые обереги мы сшили спонтанно. Осенью же, когда началась частичная мобилизация, мы их делали уже более осознанно. Мы уменьшили до размера 3 на 3 сантиметра, чтобы парням, нагруженным амуницией, было проще его носить. А наполнять стали барабинской землей. Родная земля — это такая сила, которая всегда защитит

Призыв шел быстро, и мы очень спешили. За два дня сделали 500 штук, работая с 8 утра до 12 ночи. Взрослые шили, дети наполняли землей, подписывали. Самое трудное, оказалось, их вывернуть, такие они маленькие. К каждому оберегу мы приспособили маленькие булавочки, чтобы у бойцов была возможность приколоть сразу их где-то в незаметном месте.

С тех пор мы не раз делали обереги, сейчас, например, в запасе есть штук сто. У нас есть центр: администрация города предоставила нам рабочую комнату и пять швейных машин. Обереги мы мастерим не только для бойцов из Барабинска, но и для всех солдат, призванных их Новосибирской области. Был случай, к нам обратилась женщина-бизнесмен, которая занимается волонтерством, с просьбой сшить 300 штук оберегов. Она хотела передать их ребятам с гуманитарной помощью. Мы самостоятельно закупили материалы, сшили мешочки, наполнили землей и передали ей. Ребята были очень рады.

Конечно, никакого магического смысла в наших оберегах нет. Но ведь оберег — от слова «беречь». В эти маленькие вещицы вложена частичка нашего сердца, и мы надеемся, что они защитят наших ребят. Да и самим ребятам спокойнее с родной землей, они верят, что, нося такой оберег, они обязательно вернутся домой!

Замир Омурзаков, мастер по ремонту обуви, город Туймазы, Башкирия:

— Когда прошлой осенью началась частичная мобилизация, ко мне обратились из нашего военкомата с просьбой сделать жетоны для мобилизованных. Некоторые ребята их потеряли.

Жетоны я сделал из подручных материалов — из оцинкованного железа для подпяточников. Вырезал их по форме, обточил края, с помощью дюбеля и молотка выбил буквы и цифры, сделал отверстие для цепочки. Мастерилось все на коленке. Вечером парни приходили, а утром им уже надо было на сбор. Никакого специального оборудования, ничего такого нет, чтобы сделать красиво, четко. Но я им помог.

А еще эти жетоны мы вместе с женой Мариной освятили. Мы — люди верующие, хотя и принадлежим к разным конфессиям. У нас на работе стоит святая вода, принесенная на Пасху из церкви. Ею мы и побрызгали жетоны и попросили у Бога, чтобы ребята пришли домой живыми и здоровыми. Но парни не знают, что они освященные, — такие вещи людям не говорят, иначе пожелание не сбудется

Осенью я сделал 50 штук жетонов. Сейчас их спрашивают реже. Но вот сегодня я сделал две штуки. Бойцы пришли в отпуск и умудрились их потерять. Я уже купил про запас специальные металлические пластины для жетонов, а также буквы и цифры, чтобы набивать. Хотелось бы еще приобрести гравировальный станок, на нем можно было бы очень красиво все делать. Но пока нет возможности, станок стоит достаточно дорого.

Сам жетон обходится рублей в семьдесят. Ребята предлагают за них деньги. Но мы не берем. Они удивляются: «Почему так?» Но мы от этого не разбогатеем и не обеднеем, а ребята на такое дело идут! Я рад, что могу им хоть чем-то помочь!

Алена Коробинцева, координатор волонтерского движения «Шьем нашим», город Челябинск:

— Волонтерское движение «Шьем нашим» появилось осенью 2022 года. Тогда в соцсетях был брошен клич: девчонки, которые умеют шить, давайте поможем нашим военнослужащим! Мы все самоучки, шьем для детей, для семьи. Но решили объединиться в сообщество. Сейчас у нас в Челябинске есть цех — 104 квадратных метра. Администрация нас поддерживает, помогает закупать технику. С нас — трудолюбие и желание работать.

Всю зиму мы шили одежду для бойцов: флисовые кофты и штаны, футболки, термобелье. На лето делаем тактические рубашки, с короткими, но крепкими рукавами, чтобы можно было надевать под бронежилет, а из остатков ткани кроим банданы. Также помогаем госпиталям — шьем штаны и рубашки под аппарат Илизарова и свободные семейные трусы, чтобы парни не стеснялись, когда медсестры ухаживают за ними.

Талисманы среди наших изделий появились случайно. В марте этого года я ездила в Донецк, убедиться, что наша гуманитарная помощь доходит до солдат. В машине валялась вязаная игрушка, которую притащил кто-то из девчонок. Парни, когда эту игрушку увидели, чуть не подрались: «Отдайте нам!» Мы посмеялись — такой неожиданный запрос. А когда вернулись в Челябинск, решили запустить маленькую акцию. У наших бабушек, которые вязали зимой шапки и носки, работы весной стало меньше. Вот они и взялись.

Первый талисман, который мы связали, был котик в шарфе в цвет Российского флага. Его смастерила одна женщина-бухгалтер, которая у нас волонтерит. Затем нам стали приносить собачек, зайчиков, медвежат… Однажды принесли улиточку, маленькую, связанную из такой тонкой нитки, что мы всем цехом ее рассматривали! А буквально вчера одна женщина принесла вязаного человечка-солдата. У него и каска, и курточка. Мы попросили добровольцев передать его командиру отделения.

По правде сказать, связать такой талисман — дело трудоемкое. Нитка тонкая, крючок малипусенький, а ведь надо еще и форму выдержать. Поэтому мы не требуем волонтеров выдерживать какие-то сроки или объемы, девчонки (я их всех называю девчонками, независимо от возраста) делают, сколько могут и когда хотят.

Был даже случай. Мы грузили машину с гуманитарной помощью, вдруг видим — бежит взъерошенный мужик: «Я успел!» Оказалось, его жена всю ночь вязала игрушки, а сын набивал их наполнителем. Боялись не успеть до утра. Мы запихали все в коробку, погрузили, и машина уехала. Я запомнила только, что среди талисманов была собачка. А еще письмо, которое мальчик написал бойцам.

Обычно мы доставляем гуманитарную помощь на перевалочную базу в Таганрог. Там девчонки ее сортируют, кому что нужно по заявкам. Ребята приезжают, видят коробку с нашими талисманами и выбирают, кому что нравится. У них есть даже свой хит — Чебурашка. С нами работает девушка Олеся, она профессионально занимается вышивкой, а для участников спецоперации делает шевроны. Вот она Чебурашкам вышивает мордашки, а мы уже шьем туловище. Ребятам очень нравится. Наверное, для них это символ советского детства.

Талисманы бойцы используют по-разному. Одни крепят их на каску, другие привешивают к бронежилету или носят за плечами, на рюкзаке. Один парень нашу вязаную собачку повесил в машине, в которой перевозит раненых. У другого медвежонок сзади на броник прилеплен, а на каске написано: «Мама сказала надеть»

Отношение к тому, что мы делаем талисманы для бойцов, у людей бывает разное. Находятся те, кто говорит: «На фиг ваши игрушки, лучше бы трусов с носками парням купили». Но ребята рассказывают: «Сидишь в окопе. Все бесит, все раздражает, невозможно. Достал из кармана игрушку, посмотрел, улыбку натянул и дальше пошел работу работать». Иногда пусть трусов не будет, но будет игрушонка малюсенькая, глядя на которую вспомнишь про дом, про родных…

А однажды у нас был удивительный случай. Девчонка одна навязала талисманов, а внутрь зашила записки и колбочки со святой водой. Мы раздали эти игрушки бойцам. А потом нам от ребят прилетела обратка. Они попали в окружение. На вторые сутки ни попить, ни поесть ничего не осталось. И тут они вспомнили, что в этих игрушках — вода. Они ее достали, мочили губы. Так и выжили, дождавшись, пока их из окружения вывели.

На лето у нас много работы. Сейчас мы осваиваем шитье носилок-волокуш, они в прямом смысле спасают многих бойцов. В августе в соседнем с Челябинском городе откроем цех по плетению маскировочных сетей. Специальной линии по производству игрушек-талисманов пока не планируем.

< Назад в рубрику