Экономика
00:01, 31 июля 2023

Бейонсе, Тейлор Свифт и мировая экономика. Как грандиозные гастрольные туры поп-звезд разгоняют инфляцию по всему миру

«Лента.ру»: мировые турне поп-звезд одновременно вредят и помогают экономике
Анна Щербатова
Фото: Grace Smith / MediaNews Group / The Denver Post / Getty Images

С прошлого года инфляция в западных странах, разогнавшаяся до непривычных значений, оставалась большой головной болью для центробанков. Им приходилось ужесточать свою политику, рискуя затормозить экономическое развитие, однако цены продолжали расти, пусть и не такими темпами. И вот к лету 2023-го экономисты указали на неочевидные причины этих инфляционных всплесков: виновниками назначили поп-звезд первой величины, отправившихся в этом году мировые турне. Впервые за долгое время сольный тур представила Бейонсе, беспрецедентно масштабное турне в разгаре у Тейлор Свифт, прощальные концерты к завершению 50-летней карьеры давал Элтон Джон, стадионы в разных странах собирают Брюс Спрингстин и Эд Ширан. После пандемийного затишья поклонники популярной музыки устремились на шоу и готовы отдавать за билеты внушительные суммы, что поддерживает инфляцию за счет роста цен в секторе развлечений. К примеру, в Великобритании показатель в мае-июне бил 30-летние рекорды, а в США цены на культурные мероприятия росли в эти же месяцы в полтора-два раза быстрее общего уровня инфляции. Многие фанаты едут за своими кумирами в другие страны и даже на другие континенты, взвинчивая спрос на гостиницы. Некоторые аналитики, впрочем, видят в такой ситуации скорее плюсы: активные траты фанатов пусть и разгоняют цены, но помогают оживить экономику, поэтому политики по всему миру просят звезд не обойти вниманием и их страну. «Мы к вам заехали на час» — в материале «Ленты.ру».

«Раньше мы такого не наблюдали»

В середине мая американская певица Бейонсе начала свой первый с 2016 года сольный тур двумя концертами в шведском Стокгольме. На обоих выступлениях собралось по 46 тысяч человек, причем многие поклонники приехали в страну из-за рубежа, заполнив все отели в городе и даже за его пределами.

Билет на шоу в Швеции был гораздо дешевле, чем, к примеру, в родных для певицы США. Так, в Лос-Анджелесе стандартные билеты на концерт, который состоится в августе, стоят от 90 до 370 долларов, тогда как в Стокгольме цены не превышали 140. Еще более выгодным для американских поклонников поездку делало падение курса шведской кроны, заметно слабевшей с прошлого года на фоне общей ситуации в экономике.

Одной из проблем Швеции последних полутора лет остается высокая, по меркам развитых государств, инфляция. Цены начали активный рост с 2022-го, с пиком в декабре — 12,3 процента год к году. С начала текущего года темпы подорожания товаров и услуг стали снижаться, но не так быстро, как хотелось бы Центральному банку. В мае, во время концертов Бейонсе, они достигли 9,7 процента (по сравнению с 10,5 в апреле), а базовая инфляция — без учета изменения ипотечных ставок и стоимости энергии — снизилась лишь до 8,2 с апрельских 8,4 процента. И ЦБ, и экономисты рассчитывали притом на более существенное падение: регулятор предсказывал уровень в 8,1 процента, консенсус-прогноз аналитиков предполагал отметку в 7,8 процента.

8,2 %
составила
базовая инфляция в Швеции в мае

Некоторые наблюдатели сочли, что речь идет не просто о совпадении.
В упрямстве инфляции виновата именно американская певица, считают они.

Его коллега Филип Андерсон, отвечающий в том же банке за исследования по Швеции, считает эффект концерта Бейонса для инфляции в стране очевидным, особо обращая внимание на то, что фанатам из-за рубежа потребовались комнаты в гостиницах. По данным шведского статистического ведомства, отели и рестораны в мае подорожали на 3,3 процента по сравнению с апрелем.

«По шведским цифрам инфляции за май видно, что цены на отели выросли больше, чем характерно для этого месяца. Говорят, что в Стокгольме и окрестностях не было свободных комнат — цены, соответственно, взлетели», — объяснил Андресон. По его словам, примерно треть мест в гостиницах страны приходятся именно на столичный регион, и соответственно рост цен в нем имел значение и на национальном уровне.

Да и концерты тоже подорожали: в Швеции цены на услуги в категории «досуг и культура» в мае показали рост на 8,7 процента. Впрочем, уже в июне эффект от выступления Бейонсе, по-видимому, сошел на нет, как и ожидали экономисты, хотя базовая инфляция вновь осталась близка к майской — 8,1 процента. Самый заметный вклад в рост цен в месячном выражении в Швеции внесли услуги, связанные с началом сезона отпусков: организованные турпоездки и международные перелеты.

Однако, как заметил Андерсон, эффект «концертной инфляции» может повториться в стране в следующем году: на весну 2024-го в стране запланировано выступление еще одной сверхпопулярной американской певицы — Тейлор Свифт. «Пока рано говорить, но Тейлор Свифт, судя по тому, что я читал, может оказывать существенный экономический эффект на те города, где она выступает. Так что все возможно, но пока в наши прогнозы по инфляции мы это не включали», — добавил экономист.

О всплеске роста цен из-за приезда Свифт уже заговорили в Австралии, куда певица доберется еще до Швеции — концерты в Мельбурне и Сиднее пройдут в феврале. В СМИ обратили внимание, что стоимость номеров в некоторых отелях ближе к датам концертов росла уже в конце июня, когда появился анонс события.

Тем не менее комментаторы замечают, что плюсов в выступлении артистки для австралийской экономики больше. Стоимость комнат в отелях быстро вернется в норму, разовый эффект роста цен не потребует никакой реакции от Центробанка, но для бизнеса — не только гостиниц, но, к примеру, ресторанов и кафе, — рост спроса за счет приезжих фанатов будет только на руку. Туристический поток в Австралию по-прежнему сильно отстает от допандемийных значений: максимум последних нескольких лет, зафиксированный в конце 2022-го, на 40 процентов ниже пика конца 2019-го.

«Тейлор Свифт, может быть, и не спасет нас, но учитывая, что к февралю домохозяйства, как ожидается, снизят траты, для занятых в индустрии гостеприимства это означает Рождество в феврале — по крайней мере для двух наших крупных городов», — написал колумнист The Guardian и один из руководителей австралийской исследовательской организации Centre for Future Work Грег Джерико.

Напоет на миллиард

Для Тейлор Свифт, как и для Бейонсе, нынешняя серия шоу — первая за долгое время; в последний раз с концертами она выступала пять лет назад. Тур начался в марте и продлится полтора года: 52 концерта пройдут в США, еще 54 запланированы за рубежом — с финалом в Лондоне в августе 2024-го, а кроме того, могут быть анонсированы и дополнительные выступления.

$1
млрд
могут составить кассовые сборы турне Тейлор Свифт

Общие кассовые сборы турне могут побить исторический рекорд и составить, по некоторым оценкам, до 1 миллиарда долларов. Нижняя граница, по мнению представителей концертной индустрии, находится на уровне 700 миллионов долларов. Доходы самой артистки от продажи билетов составят от 300 до 500 миллионов долларов, плюс еще около 140 миллионов от продаж различной атрибутики, охотно скупаемой фанатами.

Влияние гастролей звезды на экономику уже можно заметить по американским концертам, обращают внимание в Moody’s Analytics.

Так, в Лас-Вегасе, где исполнительница выступала в начале весны, число туристов в марте взлетело почти на 10 процентов, к доковидным уровням, а показатель заполненности отелей в даты концертов приблизился к 95 процентам. В Чикаго, где три шоу певицы прошли в начале июня, в соответствующие дни занято было 97 процентов номеров (что объясняется, впрочем, еще и крупной медицинской конференцией, проходившей в городе в то же время). В Филадельфии выручка гостиниц в мае на фоне приезда Свифт достигла максимума с начала пандемии, хотя туризм в регионе в целом восстанавливается медленно.

Фанаты готовы преодолевать сотни километров, чтобы попасть на концерт в другом городе, — либо потому, что до их региона певица в принципе не доберется, либо потому, что достать билеты на выступление поближе не удается из-за колоссального спроса, а их стоимость на вторичном рынке растет в разы. Люди совмещают поездку на концерт с туристической, что также актуально после снятия пандемийных ограничений.

Фанаты, по сути, устраивают себе путешествие, подтверждает Рейчел Смит, президент Торговой палаты Сиэттла, — в этом городе концерты Свифт прошли в июле. «Это помогает местному бизнесу и в самом деле обеспечивает существенный приток денег», — указывает она. По словам Смит, выигрывают не только отели и рестораны, но и магазины одежды, а также маникюрные салоны и парикмахерские.

В среднем, как сообщила в июне исследовательская компания QuestionPro, посетитель концерта Свифт тратит на поход на шоу около 1300 долларов: в сумму включены билеты, расходы на собственный наряд, сувениры, еду и напитки, дорогу. Если предполагать, что динамика будет такой же на протяжении всего тура, то общий экономический эффект от гастролей звезды только по США можно будет оценить в 4,6 миллиарда долларов, подсчитали в компании.

Для масштаба: сумма в 4,6 миллиарда долларов сопоставима, например, с прошлогодним ВВП такой страны, как Фиджи, или примерно четвертью экономики Армении или Албании.

Отключены от Свифт

В тех странах, куда Тейлор Свифт с концертами на этот раз не собирается, некоторые политики уже обращаются к ней с просьбой изменить свой маршрут, надеясь на потенциальную выгоду от ее гастролей. Так, в конце июня канадский депутат Мэтт Женру направил официальное обращение председателю нижней палаты парламента с призывом добиться приезда певицы (ни один город в стране в ее турне так и не включили). «Это не только лишит канадских поклонников певицы ее выступления, но и оставит всю Канаду без экономических возможностей, которые создало бы ее шоу», — написал он.

Позицию депутата поддержали не только некоторые его коллеги, но и премьер Канады Джастин Трюдо. В июле он прокомментировал пост Свифт в Twitter, где анонсировались новые даты ее концертов, и пригласил исполнительницу приехать в Канаду, процитировав фразы из ее песен: «Это я, привет» и «Жестокое лето».

В Южной Америке, где без концерта останутся почти все страны, кроме Бразилии и Аргентины, примеру Трюдо последовал президент Чили Габриэль Борич: он выразил надежду, что Свифт приедет в страну в ближайшие три года. К призывам с просьбой приехать присоединились политики и в Европе: обращение опубликовал, например, мэр Будапешта Гергель Карачонь, однако Венгрию в турне тоже пока не включили.

В Азии надежду на приезд певицы выразил лидер таиландской партии «Движение вперед» Пита Лимджароенрат: в прошлый раз, в 2014-м, Свифт пришлось отменить свой концерт в Таиланде из-за военного переворота, но теперь, заверил политик, страна встала на путь демократии. В Таиланде концерта пока тоже не ожидается, они пройдут лишь в соседнем Сингапуре, причем шоу, которые состоятся только в марте 2024-го, уже привели к интересному экономическому эффекту. Поклонники Свифт из ближайших стран стали массово интересоваться услугами сингапурского United Overseas Bank, поскольку финансовое учреждение обещает своим клиентам ранний доступ к продажам билетов. Число обращений за кредитками в Сингапуре, Таиланде, Малайзии, Индонезии и Вьетнаме в неделю анонса концертов взлетело на 50 процентов, за дебетовыми картами в некоторых из упомянутых государств — почти на 130 процентов.

В некоторых странах представители власти, впрочем, отказались обсуждать участие в проведении шоу Свифт, несмотря на многочисленные просьбы поклонников и потенциальную экономическую выгоду. Например, министры финансов и экономики Новой Зеландии подчеркнули, что не намерены ни использовать для организации концертов государственные средства, по аналогии с крупными спортивными мероприятиями, ни в целом каким бы то ни было образом участвовать в процессе. Некоторые наблюдатели заподозрили, что отсутствие энтузиазма связано с опасениями по поводу обратной стороны роста спроса — той самой инфляции по образцу роста цен во время шведских концертов Бейонсе.

Впрочем, позитивный экономический эффект от турне и Тейлор Свифт, и других звезд тоже не может быть продолжительным. Разовый всплеск потребления может сгладить проблемы для отдельных секторов, но вряд ли существенно изменит ситуацию в экономиках вроде австралийской, которые ко времени проведения концертов могут оказаться в рецессии. Охладит ли развивающийся кризис энтузиазм потребителей и их готовность тратиться на впечатления, покажет время. Пока имеющийся опыт демонстрирует, что шоу должно продолжаться.

< Назад в рубрику