Большие стройки — это всегда показатель того, что экономика растет. Массовое возведение жилья, масштабные проекты по созданию новейшей транспортной и промышленной инфраструктуры говорят о том, что страна дышит полной грудью, развивается, активно вкладывается в свое будущее и создает новые возможности для роста. Именно поэтому День строителя — это особый праздник. Он объединяет людей самых разных профессий — от чиновников и финансистов до проектировщиков и штукатуров. Труд каждого из них влияет на качество жизни и будущее жителей нашей страны. С чем Россия встречает праздник — в материале «Ленты.ру».
День строителя начали отмечать в 1955 году: после окончания Великой отечественной войны прошло 10 лет, восстановленные из руин города обрели новые очертания, заработали реконструированные предприятия, в стране начались грандиозные стройки, которые спустя некоторое время обеспечили ее выход на новый технологический и экономический уровень.
С тех пор каждое второе воскресенье августа страна отмечает День строителя, чтобы выразить благодарность героям, которые создают основу для ее развития и процветания.
Последние 20 лет Россия тоже восстанавливается, на этот раз после трагического развала СССР, в результате которого в 1990-е годы производственные связи были разорваны, а строительная индустрия — практически свернута.
Как уже много раз бывало в российской истории, восстановление экономики началось с реализации крупных инфраструктурных проектов общенационального значения.
«Для укрепления промышленной и экономической мощи страны президент Владимир Путин инициировал целый ряд стратегически важных строительных проектов, начиная от космодромов "Плесецк" и "Восточный" до строительства новых технопарков. Строятся жилые дома и высокотехнологичные комплексы, активно вводятся в эксплуатацию новые больницы, научно-исследовательские центры, развивается база Курчатовского института, создан образовательный центр "Сириус" и много других значимых объектов», — отмечает заместитель председателя комитета Совета федерации по экономической политике, представитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской области Константин Долгов.
За последние 20 лет Россия завершила сооружение советских долгостроев по всей стране, ввела в эксплуатацию новые электростанции, линии железной дороги, мосты и заводы, построила города с новейшей инфраструктурой.
Символом возрождения страны и самым масштабным проектом в постсоветской России стало строительство Крымского моста. Помимо него были возведены Русский мост во Владивостоке, Президентский мост через Волгу в Ульяновске, первый автомобильный мост между Россией и Китаем в Благовещенске и десятки других крупных мостов по всей стране.
Многие сооружения последних лет уникальны: взять хотя бы плавучий завод по производству сжиженного природного газа проект «Арктик СПГ-2» или запуск автоматической лунной станции «Луна-25».
«Мегапроекты, крупнейшие стройки, которые осуществляются по инициативе президента, сегодня имеют важнейшее значение. Это драйвер не только экономического развития, но и повышения качества жизни. Во многом это возрождение традиций, которые существовали в Советском Союзе, только на новом технологическом этапе», — отмечает Константин Долгов.
Важно понимать, что главным заказчиком масштабных строительных проектов стало государство. Жилье, транспортная инфраструктура, социальные, научные и культурные объекты, предприятия полностью или частично возводятся за счет средств федерального бюджета. И это меняет облик современной России.
Комфортное жилье, социальная инфраструктура и благоустройство территорий — это главные показатели, по которым можно судить об уровне жизни в стране. «Масштабы строительной отрасли в последние годы увеличились кратно. Это видит абсолютно любой человек — по темпам ввода жилья, по новым больницам, школам и детсадам», — отмечает Александр Якубовский.
«Столько не строил даже Советский Союз, хотя в нем проживало на 100 миллионов человек больше, чем в сегодняшней Российской Федерации. Это важно с точки зрения благосостояния миллионов наших граждан», — подчеркивает Константин Долгов.
За впечатляющими цифрами стоят большие перемены в жизни реальных людей. «Только в прошлом году улучшили жилищные условия 3,5 миллиона семей. Это очень хороший показатель: расселяется аварийное жилье, развивается индивидуальное строительство», — говорит Александр Якубовский.
Однако эффект массового строительства жилья не исчерпывается появлением миллионов счастливых новоселов. «Строительство — это одна из опорных сфер народного хозяйства, мультипликативный эффект здесь проявляется как нигде. Положение дел в строительстве во многом определяет ситуацию в экономике в целом», — считает Константин Долгов. Вслед за появлением новых микрорайонов открываются предприятия малого и среднего бизнеса, создаются транспортные проезды и развилки, модернизируется система ЖКХ. Но главное — растет качество жизни людей.
«Объемы строительства жилья колоссальные. Этот фактор влияет абсолютно на все — на развитие экономики, городов, привлечение в них молодежи, сохранение населения в целом, так как при качественном жилье и развитой инфраструктуре людям комфортно жить, растить детей, работать в родных местах», — отмечает Александр Якубовский.
Следующая цель государства — увеличить объемы ввода нового жилья до 120 миллионов квадратных метров в год. Это вполне достижимые показатели, ведь на 1 августа 2023 года объем выданных разрешений на строительство составил 155,4 миллиона квадратных метров.
Помимо жилищного строительства идет обновление скверов, парков и набережных. В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» уже благоустроено более 55 тысяч муниципальных территорий, из них почти половина — это общественные пространства.
Реализация нацпроекта должна сделать города более удобными для жизни. К 2030 году качество городской среды планируется улучшить в 1,5 раза в среднем по стране, доля российских городов с благоприятной средой при этом должна вырасти до 80 процентов.
После возвращения в состав России новых регионов встал вопрос о необходимости их восстановления. На всей территории Донбасса и Новороссии началось активное строительство. Вызов приняли предприниматели и регионы, взявшие шефство над новыми областями, их взаимодействие с государственными структурами лично координирует президент.
«В новых регионах развернулись стройки, которые обеспечат развитие этих территорий на десятилетия. И это не только восстановление того, что было разрушено в процессе освобождения. Речь идет еще и о воссоздании потенциала этих регионов, ведь они остановились в своем развитии в 1991 году, когда произошел распад СССР. В советское время там были мощнейшие предприятия, но все они были разрушены и пришли в запустение, больше никто ничего там не строил. Теперь все это предстоит восстанавливать», – отмечает Константин Долгов.
Восстановительные работы на новых территориях начинаются практически сразу после окончания боевых действий. «Темпы восстановления поражают. Строятся новые дома, соцобъекты, дороги. Регионы-шефы помогают ремонтировать все то, чему долгие годы не уделяла внимание киевская власть, восстанавливать то, что разрушили ВСУ. Люди это видят и благодарят за поддержку», — подчеркивает Александр Якубовский.
«Восстановление новых регионов и все масштабные инфраструктурные проекты имеют общенациональное значение. Они создают новые рабочие места для миллионов наших сограждан самых разных профессий, стимулируют развитие всех смежных отраслей, вносят вклад в экономическое и социальное развитие страны. Без опережающего строительства транспортной и производственной инфраструктуры невозможно осуществить технологический прорыв, который так необходим России сегодня», — отмечает Константин Долгов.
По предварительным данным, в 2023 году строительная отрасль обеспечит около пяти процентов ВВП, а вместе с жилищно-коммунальным комплексом вклад в общую копилку развития страны составит целых 13 процентов. Такими оценками президент Владимир Путин поделился на совещании с представителями крупных строительных компаний 8 августа 2023 года.
Подобные совещания в Кремле проводятся не первый раз, формат личного диалога позволяет координировать усилия государства и бизнеса, оценить эффективность действующих программ и потребность в дополнительных мерах поддержки. На этот раз участники обсуждали проблемы, связанные с расселением аварийного жилья, восстановление новых регионов, меры по сокращению сроков строительства и способы повышения доступности частного деревянного домостроения.
Такие встречи с бизнесом задают вектор будущей работы. «Регионы вместе с представителями стройотрасли разрабатывают планы развития территорий, которые раньше были бы просто невозможны или строились десятилетиями. Теперь сроки реализации проектов сократились в разы, а качество — выросло», — отмечает Александр Якубовский.
По его словам, развитие строительства — это отдельное направление в народной программе «Единой России». «Мы работаем над законодательством, чтобы бюрократических барьеров в стройке стало меньше, чтобы люди, которые вкладываются в жилищные объекты, получали четкие гарантии безопасности своих денег», — подчеркивает депутат.
На совещании в Кремле обсуждалось и влияние смежных отраслей на строительство. Участники отметили, что, например, появление новых автодорог дает серьезный толчок развитию жилищных проектов.
В последние годы шутки про плохие российские дороги потеряли свою актуальность. Все потому, что в стране был запущен процесс многоуровневой модернизации транспортной системы. Аналогов этого проекта нет ни в отечественной истории, ни в мире, учитывая российские масштабы.
В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги», инициированного президентом Владимиром Путиным, были построены и отремонтированы сотни километров автодорог, появилась сеть высокоскоростных магистралей и удобных развязок, федеральные трассы связали между собой все регионы. Это способствовало развитию внутреннего туризма: путешествовать по стране, преодолевая на своей машине тысячи километров, стало намного проще и комфортнее.
В 2022 году был установлен исторический рекорд по асфальтированию новых и отремонтированных дорог — 26,8 тысячи километров. Сейчас свыше 80 процентов федеральных трасс, более 50 процентов региональных и 79 процентов внутригородских дорог соответствуют требованиям государственных нормативов. Смертность на российских автомагистралях за последние 10 лет снизилась почти вдвое.
Модернизация транспортной инфраструктуры создает новые возможности для развития регионов, способствует расширению торговли и строительству новых логистических центров. В результате укрепляются экономические связи между российскими регионами и растут объемы экспортных поставок.
В крупных городах помимо автодорог активно расширяется сеть станций метрополитена. Строительство каждого нового участка моментально разгружает наземный транспорт и создает условия для роста городов. Каждый раз строительство новых станций в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге приводило к развертыванию крупных проектов в жилищном строительстве. За последние 10 лет в столице появилось 69 новых станций, 10 — в Санкт-Петербурге. В Нижнем Новгороде одна станция заработала в 2018 году и еще две строятся в настоящий момент.
Многие россияне до сих пор с ностальгией вспоминают ударные стройки и студенческие отряды. В Советском Союзе было принято, чтобы в сооружении крупных объектов, имеющих большое значение для страны, в первую очередь принимала участие молодежь. Так можно было увидеть новые места, стать участником грандиозной стройки, получить уникальный профессиональный опыт, найти свое призвание и обрести настоящих друзей.
Строительство Волжского автозавода, Днепрогэс, Магнитогорского металлургического комбината, «КАМАЗа», Байкало-Амурской магистрали, железной дороги Москва-Омск, Московского метро и Саяно-Шушенской ГЭС — все эти проекты были центрами притяжения для советской молодежи. Даже президент Владимир Путин в свое время работал в студенческих отрядах и получил удостоверение плотника 4-го разряда.
Не случайно добрая традиция, забытая в 1990-е, возродилась уже в новом тысячелетии. Общественная организация «Российские студенческие отряды» была создана в 2003 году. Сейчас она проводит Международные строительные чемпионаты и ежегодно обеспечивает работой на крупнейших проектах 150 тысяч молодых людей со всей России.
«Партия "Единая Россия" обеспечила возможность массового участия студотрядов в работе на крупных инфраструктурных объектах, как это было в советские годы. Десятки тысяч студентов теперь могут участвовать в знаковых для нашей страны стройках», — рассказал Александр Якубовский.
Возрожденные студенческие отряды принимали участие в строительстве объектов саммита АТЭС-2012, 27-й Всемирной летней Универсиады-2013 в Казани, 12-х Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, строительстве и обустройстве Бованенковского НГКМ, космодромов «Восточный» и «Плесецк».
Перемены, которые происходят в стране, и все начинания — от президентских мегапроектов до возрождения студенческих отрядов — позволяют уже сейчас увидеть, какое будущее мы создаем сегодня.