Иран и Россия едва не поссорились из-за островов. Как могут измениться отношения двух стран?
Иранист Адлан Маргоев рассказал, как будут складываться отношения России и Ирана
Алевтина Запольская (Редактор отдела «Бывший СССР»)
Иран и Россия едва не оказались на грани дипломатического скандала. Поводом стало безобидное с виду заявление, подписанное Россией и ее партнерами из Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Иранские дипломаты упрекают Россию в том, что она заняла сторону Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в территориальном споре с Ираном вокруг группы островов в стратегически важном Ормузском проливе, соединяющем Персидский и Оманский заливы. Сначала министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиян заявил, что не приемлет повторения подобных действий, а теперь в Тегеране заговорили о компенсации ущерба со стороны России и приверженности Ирана принципу территориальной целостности Украины. О том, почему реакция Ирана оказалась настолько болезненной и как этот инцидент отразится на российско-иранских отношениях, — в материале «Ленты.ру».
Тонкости формулировок
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива объединяет Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию. В 1981 году эта организация задумывалась как переговорная площадка, где арабские страны могут обсудить общие экономические, социальные, культурные вопросы. Со временем в повестке появилась политика и безопасность. У большинства арабских стран складывались непростые отношения с Израилем и Ираном, потом возникла угроза со стороны «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в России), началась война в Сирии. На встречах организации стали чаще обсуждать и эти общие для региона проблемы.
Совет всегда сотрудничал и с западными странами, и с Россией. Для этих целей есть специальный формат взаимодействия с США, и такой же — с Россией.
США поставляют арабским странам вооружения, содержат на их территориях военные базы. Россия — давний экономический партнер и не менее важный экспортер оружия
Несколько лет Совет не проводил встречи с внешними партнерами из-за возникших внутри организации разногласий. Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет в 2017 году обвинили Катар в поддержке террористов и чрезмерном сближении с Ираном. Противоречия разрешили в 2021 году и тогда же Совет сотрудничества арабских государств возобновил диалог с зарубежными странами.
В прошлом году состоялась первая после перерыва встреча Совета сотрудничества с Россией на уровне министров иностранных дел.
Ни боевые действия на Украине, ни санкции, введенные против России западными странами, не повлияли на взаимоотношения сторон. Наоборот, связи даже укрепились
Например, с ОАЭ товарооборот в 2022 году вырос на 68 процентов до 9 миллиардов долларов. Саудовская Аравия же нарастила закупки российских удобрений и нефтепродуктов с дисконтом.
В этом году переговоры между Советом сотрудничества и Россией прошли в Москве. Стороны обсудили экономическое сотрудничество, борьбу с терроризмом, ситуацию на Украине и продовольственную безопасность. При этом впервые по итогам переговоров было подписано не только совместное заявление, но план действий на 2023-2028 годы.
Казалось бы, ничего не предвещало проблем. Однако в одном из пунктов итогового коммюнике говорилось о поддержке ОАЭ в достижении мирного решения вопроса о принадлежности трех островов в Ормузском проливе: Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб.
Фактически острова контролирует Иран (и относит их к провинции Хормозган), однако их принадлежность оспаривают ОАЭ, которые рассматривают их как часть эмирата Шарджа
При этом в ОАЭ апеллируют к тому, что исторически острова всегда управлялись арабскими династиями, а в XIX веке попали в орбиту влияния Великобритании. В Иране, в свою очередь, считают, что острова издавна принадлежали Персидскому царству.
Исторические споры
Дело в том, что еще в 1971 году, в преддверии вывода своих структур из Персидского залива, Великобритания вела переговоры со странами региона о демаркации морской границы. Переговоры с Ираном по трем стратегически важным островам зашли в тупик. На них претендовали как Иран, так и княжество Шарджа (находилось под протекторатом Великобритании, с 2 декабря 1971 года вошло в состав нового государства ОАЭ).
В октябре 1971 года Великобритания согласилась вернуть острова Ирану в обмен на поддержку создания Федерации княжеств Персидского залива
Уже ноябре того же года, за несколько дней до ухода Великобритании, Иран высадил на островах десант. После вывода британских военных из региона территориальный спор о принадлежности островов так и не был решен.
Изначально арабы пытались избежать конфронтации с иранцами, и даже подписали соглашение о совместном управлении островами. Но вскоре Иран водрузил свой флаг на Абу-Мусе и заявил, что все острова — это неотъемлемая часть территории страны. Стычки между военными все же произошли, с обеих сторон погибли военные.
Долгое время сторонам все же удавалось совместно управлять островами. При этом западные страны не вмешивались в происходящее: режим иранского шаха Резы Пехлеви считался дружественным, связи с арабским миром — крепкими.
После Исламской революции в Иране в 1979 году США встали на сторону ОАЭ, но было уже поздно. Остановить милитаризацию островов Ираном это не помогло
В 1992 году Иран внезапно ограничил въезд на Абу-Мусу арабов, не проживающих в эмирате Шарджа. Ужесточение связывают с военной операцией США и их союзников «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта и разгрому иракских подразделений. Иран дал понять: гегемония США в регионе не пройдет. Параллельно началось укрепление обороны островов.
И Лига арабских государств, и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива осудили Исламскую республику за фактическое изгнание арабов с островов. Однако попытки противостоять Ирану, опираясь на поддержку Совета Безопасности ООН, не увенчались успехом.
Несмотря на чувствительность проблемы, стороны избегали прямого вооруженного конфликта. Более того, ОАЭ в условиях международной изоляции Ирана стал его ключевым экономическим партнером.
В 2000-е годы товарооборот между странами ежегодно рос в среднем на 30 процентов. Но тесные торговые связи не означали, что территориальный спор перестал иметь значение. Как только речь заходила о суверенитете над островами, страны вновь превращались в заклятых противников.
Ценность островов — в их географическом расположении, которое позволяет контролировать Ормузский пролив, а следовательно, стратегически важные маршруты международных перевозок нефти. Тот, кто владеет Абу-Мусой, Большим и Малым Томбом фактически контролирует выход из Персидского залива в Индийский океан
Кроме того, и сами острова богаты залежами черного золота.
Характеристика островов в Ормузском проливе
Площадь острова Абу-Муса составляет 13 квадратных километров. На нем проживает около двух тысяч человек, город Абу-Муса — административный центр шахрестана (области) Абумуса. С начала 1970-х годов иранцы построили на острове аэропорт, здание морского спасательного центра и регистрации судов. В акватории Военно-морские силы Ирана проводят регулярные учения.
Большой Томб немного уступает по площади, его размер —10 квадратных километров, но людей там живет всего несколько сотен. На острове размещена военно-морская база, есть взлетно-посадочная полоса.
На Малом Томбе, площадью два квадратных километра, также действует небольшой аэродром и дислоцированы военные, но люди там не живут.
Все острова административно относятся к остану (провинции) Хормозган.
Припомнить все
Если симпатии арабского мира, а потом и западных стран к позиции ОАЭ по островам были хорошо известны, то подпись России под документом, расцененная иранскими официальными лицами как косвенная поддержка позиции Объединенных Арабских Эмиратов, вызвала неожиданно жесткую реакцию.
Сначала Министерство иностранных дел (МИД) Ирана вызвал российского посла Алексея Дедова и потребовал разъяснений, затем последовало и заявление внешнеполитического ведомства, где инцидент расценивался как неуважение территориальной целостности страны со стороны партнеров.
Дошло до того, что министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан сравнил спор вокруг островов в Ормузском заливе с ситуацией на Украине, заявив, что иранская сторона никогда не признает Крым и присоединенные украинские территории Россией.
К критике России подключились и другие влиятельные иранские чиновники. «Россия должна знать, что сотрудничество предполагает уважение красных линий иранского народа. Это включает и территориальную целостность и суверенитет Ирана над островами», — не сдержался спикер парламента Мохаммад Бакир Галибаф.
Если вспомнить, что Мохаммад Бакир Галибаф — это бывший генерал Корпуса стражей исламской революции (КСИР), самого влиятельного силового ведомства страны, то можно понять, какую нервную реакцию вызвали действия России на самом верху
Конфликт не исчерпан до сих пор и различные иранские чиновники продолжают критиковать Россию и призывают к ревизии двусторонних отношений. Звучат колкие обвинения, что из-за специальной военной операции российская сторона оказалась в изоляции и теперь готова променять сотрудничество с Ираном на дружбу с арабскими странами.
Недовольство вызывает и то, что Россия в очередной раз, по версии иранской стороны, задерживает выполнение оборонного контакта и до сих пор якобы не поставила истребители Су-35
В порыве эмоций иранцы припомнили, что в 2010 году под влиянием западных стран Россия не передала Ирану зенитно-ракетные комплексы С-300. При этом все упреки иранская сторона сопровождает напоминаниями о том, что протянула России руку помощи в условиях специальной военной операции, когда многие страны от нее отвернулись.
Непредвиденный конфуз
Столь жесткая и болезненная реакция Ирана в адрес России удивила партнеров обеих стран. Аравийские монархии не понаслышке знают, что проблема спорных островов весьма чувствительна для иранцев. Но даже внутри региона странам удавалось сглаживать острые углы и избегать острой конфронтации.
После восстановления дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном, казалось, что и с другими странами арабского мира режим аятолл начнет искать компромиссы
И уж тем более мало кто ожидал, что Иран сделает Россию заложницей давнего территориального спора с арабами.
«У Ирана могут быть сколь угодно позитивные отношения с партнерами, но пока стороны не придут к соглашению о территориях и границах, конфликт между ними не будет исчерпан», — рассказал в разговоре «Лентой.ру» научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, иранист Адлан Маргоев. Эксперт обратил внимание, что для Ирана вопрос принадлежности островов давно закрыт и поднимает его ОАЭ, вовлекая и другие аравийские монархии.
Иван Бочаров, координатор ближневосточных программ Российского совета по международным делам (РСМД) также отметил, что экономическое сотрудничество Ирана с арабскими странами — это прагматизм. Когда же речь заходит об островах, то все стороны реагируют крайне болезненно.
Подписывая же по итогам встречи совместное заявление с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Россия не увидела в нем ничего противоречивого. «В документе говорится, что все участники подтверждают сотрудничество и поддержку всех мирных усилий, включая инициативы ОАЭ. Вероятно, акцент на последнем был не нужен, но Россия не ожидала такой реакции Ирана. Иначе, думаю, настояла на том, чтобы текст переформулировали», — рассуждает Иван Бочаров.
Иранист Адлан Маргоев считает инцидент вокруг формулировок совместного заявления чересчур раздутым.
При этом оба собеседника «Ленты.ру» сходятся во мнении, что российско-иранские отношения останутся доверительными.
Иван Бочаров при этом подчеркивает, что вопрос спорных островов в Ормузском проливе никогда не был центральным ни в повестке арабского мира, ни уж тем более в повестке российско-иранских отношений: «Если не расчесывать эту рану, то она не будет занимать значимого места в политической риторике. Уверен, что эта ситуация не скажется на сотрудничестве России и Ирана».
И хотя отношения между двумя странами, вероятно, нормализуются в ближайшее время, настроения в иранской политической элите показали, что любая причина вроде островов может серьезно повлиять на них. Не приходится говорить о сотрудничестве двух стран и на Южном Кавказе. Получается, как ни крути, в Иране нынешний союз с Россией рассматривают как тактический.
Тем не менее в МИД России уже заявили, что сейчас готовится новый российско-иранский межгосударственный договор о стратегическом партнерстве. Вероятно, теперь дипломаты будут крайне аккуратны в формулировках.