Спорт
00:01, 5 сентября 2023

«Российская кулачка — лучшая в мире» Основатель Top Dog о службе в армии, братьях Емельяненко и опасности кулачных боев

Основатель Top Dog Данил Алеев рассказал о промоушене и рисках в кулачных боях
Беседовал Алексей Гусев (Редактор отдела «Спорт»)
Фото: М. Конанков / Octagon.Media / ТАСС

Для любого поклонника кулачных боев в России Данил Алеев по прозвищу Регбист — культовый персонаж. Основатель промоушена Top Dog и практически бессменный ведущий его турниров внес колоссальный вклад в развитие этого вида спорта и пока не собирается останавливаться. «Лента.ру» поговорила с Алеевым о перспективах кулачки в России, его отношении к критике Федора и интересе к Александру Емельяненко, женских боях, а также о повышении призывного возраста и индустрии поп-ММА.

«Недостатка в спортсменах у нас нет»

«Лента.ру»: 22 сентября состоится турнир Top Dog 23 в Сочи. Чем принципиально отличаются турниры в регионах от тех, что проходят в Москве?

Данил Алеев: Во-первых, на трибунах совершенно разная аудитория. Во-вторых, организовывать турниры не в Москве примерно в два раза дороже. Приходится платить за перелеты, проживание, перевозить оборудование. Многие вещи приходится организовывать на месте. Плюс теперь у нас будет еще и новый продакшн. При этом я считаю, что нам необходимо проводить турниры в регионах, в этом есть потенциал для роста зрительского интереса. В Москве в этом плане мы близки к потолку.

Есть ли запрос на проведение турниров Top Dog за границей?

Мне бы очень хотелось, чтобы это произошло. Как минимум, наши турниры давно могли бы транслироваться за рубежом, но нас не устроили финансовые условия, которые на тот момент нам предлагали. Прорабатывалась и возможность провести за границей турнир, но не срослось. Пока эти истории на паузе.

У вас же сорвался турнир в Казахстане?

Говоря о загранице, я имел в виду дальнее зарубежье, а в Казахстане турнир у нас был уже практически организован и отменился за несколько дней до мероприятия. Они решили, что не хотят пускать представителей кулачных боев со стороны. Сейчас, насколько я знаю, в Казахстане появился свой промоушен.

Ваши турниры транслируют телеканалы «Че» и «Удар». Довольны ли они рейтингами?

Рейтинги у нас прекрасные. Довольны и мы, и они. Это доказывается тем, что договоры с их стороны постоянно продлеваются. У нас был опыт работы с РЕН ТВ, теперь вот взаимодействуем с другими партнерами. Пока все хорошо.

Можете ли представить турнир Top Dog на федеральном «Матч ТВ»?

Вполне могу представить такое, но это не самоцель. Насколько мне известно, охваты у «Че» примерно такие же, как и у «Матча».

На одном из летних турниров выступил немецкий боксер Серж Михель, который принимал участие в Олимпиаде. Он признавался, что подал заявку на участие сам. Часто ли спортсмены такой квалификации сами на вас выходят?

Не могу сказать, что часто, а случай Сержа вообще уникальный. Заявку он отправил давно, но у нас не сразу появились деньги, чтобы привезти бойца такого уровня. Как только нашли возможность, сразу о нем вспомнили. Мы бы хотели видеть в Top Dog больше таких квалифицированных иностранцев, как Михель, но тут все упирается в деньги.

У вас на сайте есть специальная форма, через которую можно отправить заявку для участия в турнире. Часто ли бойцы пытаются выходить на вас напрямую и писать в соцсетях?

Бывает, но это бесполезно. Я не очень активно пользуюсь соцсетями и редко там отвечаю. Есть специальное место, где можно подать заявку. К тому же я не занимаюсь непосредственно матчмейкингом, для этого есть специальные люди, которые как раз изучают заявки на сайте. Политика в Top Dog такая: мы считаем, что если человек хочет у нас драться, то он углубится в вопрос и поймет, как правильно подать заявку. Недостатка в спортсменах у нас нет.

«Риск летального исхода в боксе выше»

Растет ли сейчас интерес к кулачным боям в России?

Этому спорту уже три года, не могу сказать, что сейчас наблюдается бурный рост. Мне кажется, что и мы, и другие промоушены уже нашли своего зрителя. Какая-то положительная динамика есть, но она не такая взрывная. Уверен, что пик роста позади. Все, кто увлекается единоборствами и полюбил голые кулаки, уже с нами. Новых зрителей стоит искать только среди молодого поколения. Серьезный потенциал я вижу в зарубежном зрителе. Там далеко не все поклонники кулачных боев знают про российские лиги, а я считаю их самыми сильными в мире.

Достаточно часто ваши спортсмены во время боев получают серьезные травмы. Нет ли у вас страха, что однажды дело может закончиться получением инвалидности или летальным исходом?

Это не очень хорошая тема. Страха в том понимании, что я плохо из-за этого сплю, у меня нет. Все наши турниры проходят под эгидой Федерации бокса России, спортсмены проходят медобследования. Я считаю, что риск летального исхода выше в том же боксе. У нас бойцы получают больше мелких наружных травм, чем тяжелых внутренних.

Недавно боец UFC Колби Ковингтон заявил, что в кулачных боях участвуют только те спортсмены, у которых не сложилась карьера в других видах единоборств. Что вы можете ответить ему?

Такое гораздо чаще встречается именно за рубежом. В России к кулачным боям другой подход, у нас сюда часто идут молодые люди, чтобы заявить о себе. Если вы изучите профайлы большинства новых звезд российской кулачки, то увидите, что известными они стали именно благодаря этому виду спорта. Основной костяк тех, кто дерется на голых кулаках в России, попадает в возрастную категорию от 21 до 27 лет. Они быстрее, сильнее и моложе представителей зарубежных лиг. Это одна из причин, почему я считаю кулачные бои в России лучшими в мире.

Федор Емельяненко в ноябре прошлого года жестко критиковал кулачные бои и призывал их запретить. Почему он так относится к этому виду спорта?

Думаю, он просто недостаточно глубоко изучил вопрос, а не понравились ему не сами бои, а треш-ток перед поединками и неподобающее поведение некоторых спортсменов. Плюс он упомянул кулачные бои вместе с поп-ММА, люди часто почему-то объединяют эти две индустрии. Уверен, если бы Федор немного углубился, у него было бы меньше вопросов.

Может ли мнение такого человека негативно сказаться на развитии кулачных боев в России?

Не думаю, он лишь сделал кулачке дополнительную рекламу. Кто-то из его аудитории узнал о таком виде спорта впервые, возможно, заинтересовался. Ну и мы видим, что прошел почти год, а ничего плохого для нас не случилось.

Что в Top Dog с бойцами-женщинами?

Их больше нет. Мы отказались от этого направления, в том числе из-за низкого зрительского интереса. Причем это касается не только кулачки. Любые единоборства с участием женщин в России гораздо менее популярны, чем за рубежом. Да и там я бы не сказал, что интерес сравнимый. UFC и Bellator развивают женские ММА, но конкурировать с мужчинами нереально. Если взять именно Top Dog, то зрители в своей массе ждут нокаутов, а в пяти женских боях, что прошли у нас в организации, не было даже ни одного нокдауна.

Есть ли у вас любимые бойцы, кто они и почему?

Никого не буду выделять персонально. Мои любимые бойцы те, кто отвечает за свои слова, разделяет ценности нашего промоушена и показывает зрелищные поединки. Всех наших действующих чемпионов, а также других заслуженных бойцов Top Dog можно вполне считать моими любимыми.

«Александр Емельяненко неконкурентоспособен в кулачных боях»

Вы профессионально занимались регби, как родилась идея попробовать себя в единоборствах?

Играл в регби на полупрофессиональном уровне. Когда пришло время уходить в профессионалы, попал в аварию, хотя еще до нее хотел попробовать себя в индивидуальном виде спорта и пошел заниматься единоборствами, чтобы впечатлить отца. После ДТП понял, что надо сосредоточиться на чем-то одном, и сделал выбор не в пользу регби.

Почему вы решили организовать свой промоушен, а не развиваться как спортсмен?

Поучаствовав в разных турнирах полупрофессиональных организаций, мне бросилось в глаза множество недочетов. Решил, что могу сделать лучше. Случайно наткнулся на кулачные поединки, понял, что в России еще такого не было, поэтому решил развивать именно это направление.

Что было самым сложным при создании Top Dog?

Тут все банально: найти деньги. Спонсоры поначалу очень боялись заходить в эту историю. Хорошо, что удалось привлечь букмекерские компании, они очень выручили. Их единственным условием была легализация кулачных боев, чтобы они смогли принимать ставки. Здорово, что Федерация бокса России признала кулачные бои и выдала нам лицензию под номером 001. Кроме того, мы совместно с ними разработали регламент соревнований. После всех этих процедур сложностей стало гораздо меньше.

Прошлым летом у вас сорвался бой со Святославом Коваленко. Планируете ли вы лично подраться в рамках Top Dog?

Обязательно начну работу в этом направлении, как только у меня заживет рука. Очень надеюсь, что бой с Коваленко в перчатках для ММА состоится до конца этого года. Я бы обязательно попробовал свои силы и в бою на голых кулаках. Кроме того, мне предстоит встретиться по правилам ММА с Артемом Тарасовым. Даты пока нет, но договоренность о поединке есть.

Вы проходили службу в ВДВ, насколько армейский опыт пригодился вам на гражданке?

Очень пригодился. Я был младшим сержантом, занимал должность заместителя командира взвода, поэтому у меня были люди в подчинении. Приходилось проявлять организаторские способности, учиться разбираться в людях, что в дальнейшем мне очень помогло в жизни. В армии я также научился решать конфликтные ситуации.

При этом вы говорили, что на срочную службу в армию умные люди не попадают. Ваше мнение не поменялось?

Это факт. В лучшем случае они добирают недостающее там. В худшем — армия их ломает, и они становятся еще хуже, чем были.

Как относитесь к повышению призывного возраста до 30 лет?

Интересное решение. Повышение нижней планки для меня выглядело логичным. В 18 лет у людей слишком неокрепшее сознание, в таком возрасте нужно обязательно иметь хороший спортивный бэкграунд.

При этом идти на срочную службу после 23 лет я бы тоже не советовал, находиться там более-менее взрослому человеку психологически тяжело.

Что касается верхней планки, все понимают, для чего это сейчас делается. Если же мы берем привычную для нас всех срочную службу, то находиться в армии в период с 27 до 30 лет — очень грустное занятие.

Как вы относитесь к индустрии поп-ММА?

Если считать это более низким порогом для вхождения в ММА, а также вариантом для пробы себя в спорте известных лиц, то прекрасно. Тот уровень развития и интереса к профессиональным ММА в России сейчас во многом обеспечили именно поп-ММА. Они помогли существенно расширить аудиторию. А вот поп-ММА в рамках формата «скандалы, интриги, расследования» и «Дома-2», который происходит на их конференциях, вызывает у меня негатив. Без вот этой части я приветствую существование поп-ММА. Они дают дорогу множеству молодых ребят, которые выплескивают энергию и агрессию в правильное русло и меняют свою жизнь к лучшему.

Сейчас в поп-ММА с головой окунулся Александр Емельяненко. Пригласили бы его выступить в Top Dog?

Мы очень хотели его пригласить, я даже встречался с ним и общался по поводу возможного боя. Однако во время знакомства понял, что он страдает известным всем недугом, поэтому мы решили, что бой на голых кулаках в Top Dog не нужен ни нам, ни ему. Сейчас, насколько я знаю, он проходит реабилитацию в Ингушетии, но даже в своей лучшей форме он не сможет составить конкуренцию нашим топовым тяжеловесам. А получать лишний урон здоровью в его возрасте... Уверен, он отлично будет чувствовать себя в поп-ММА.

Какой вид спорта лучше всего готовит спортсменов для участия в кулачных боях?

ММА и, на удивление, тайский бокс.

Даже не классический бокс?

Между боксом и кулачными боями огромная разница. У нас грязный, уличный бой, где традиционная техника не работает. Тут много клинчей, как и в тайском боксе, поэтому выходцы оттуда часто очень круто себя проявляют.

Возможно ли проведение в ближайшее время любительских соревнований по кулачным боям? Чемпионатов России, Европы, мира?

Мы обсуждали это на собраниях с Федерацией бокса России и пришли к выводу, что на данном этапе такие соревнования невозможны. Сейчас активно прорабатывается вопрос об организации турниров по правилам кулачных боев, но в перчатках для ММА, у нас в таком формате проходят отборочные соревнования в Top Dog. Думаю, вот это и можно считать любительскими кулачными боями.

В одном из интервью вы рассказывали о существовании нетрадиционных видов единоборств типа боев в машине, в телефонной будке, на грузовых контейнерах. Не смотрит ли Top Dog в эту сторону? Может, это помогло бы расширить аудиторию?

Мы пока за классический спорт. В странных боях есть свой прикол, но мы воздержимся. Что касается аудитории, мне кажется, они не пересекаются. У всех этих боев в машинах и будках есть свои поклонники, у нас они свои. Будем стараться расширять географию турниров и наращивать фанатскую базу таким образом.

< Назад в рубрику