В рамках Восточного экономического форума состоялся первый пуск оборудования обогатительной фабрики горно-металлургического комбината «Удокан». В результате на предприятии получили первый медный концентрат. В мероприятии принял участие президент Российской Федерации Владимир Путин по видео-конференц-связи из Владивостока. Чем важен Удокан для российской экономики — в материале «Ленты.ру».
Строительство современного горно-металлургического комбината по добыче и переработке медной руды на крупнейшем в России Удоканском месторождении меди в Забайкалье стартовало в 2019 году.
Проект «Удоканская медь» стал крупнейшей сделкой, реализуемой в рамках программы «Фабрика проектного финансирования» ВЭБ.РФ. Инструменты «Фабрики» позволили минимизировать влияние на проект макроэкономических факторов, в том числе роста ключевой ставки.
В рамках «Фабрики проектного финансирования» на протяжении четырех лет ВЭБ.РФ и Сбер финансировали строительство первой очереди комбината.
Запуск Удоканского месторождения несет значительный социальный эффект для Забайкальского края: в рамках проекта предполагается создание около 3 тысяч новых рабочих мест с заработной платой, значительно превышающей среднюю по региону, и до 20 тысяч рабочих мест в смежных отраслях. С момента получения лицензии компания содействует социально-экономическому развитию края. На поддержку образования, здравоохранения, спорта, культуры, развития территорий региона акционеры направили уже более 2,5 миллиарда рублей.
В рамках проекта на Удокане возведены не только промышленные объекты технологического комплекса, но одновременно транспортная и энергетическая инфраструктура. В частности, для обеспечения производства построена автомобильная дорога, две подстанции мощностью около 200 Мвт, ЛЭП протяженностью 25 километров. Полностью подготовлена вся обеспечивающая инфраструктура: объекты водо- и теплоснабжения, внутриплощадочные сети.
Разработка самого месторождения «Удокан» стартовала в августе 2020 года. Работы ведутся на двух участках карьера Западный, они находятся в горах на отметке около 2 тысяч метров. На сегодня объем добычи составил около 6,5 миллиона тонн. Карьер подготовлен к промышленной эксплуатации.
Горно-металлургический комбинат «Удокан» будет введен в эксплуатацию в два основных этапа. В первую очередь будут запущены две нитки измельчения и обогащения на обогатительной фабрике, затем — все технологические линии гидрометаллургического завода. Обогатительная фабрика является частью технологического комплекса, включающего три передела — дробление, измельчение руды и ее флотационное обогащение. В результате обеспечивается выпуск сульфидного концентрата — товарной продукции, востребованной сегодня как в России, так и на зарубежных рынках.
В рамках первого этапа будет использоваться первая технологическая линия оборудования измельчения и весь комплекс оборудования коллективной и сульфидной флотации. Запуск второй очереди горно-металлургического комбината запланирован на 2028 год, ее производительность составит 24-28 миллионов тонн руды в год. Первая и вторая очереди обеспечат переработку около 50 миллионов тонн руды и производство около 450 тысяч тонн меди, что позволит комбинату войти в десятку крупнейших производителей меди в мире.
Об Удокане заговорили еще в послевоенные годы. В 1949 году в район Удоканских гор отправилась экспедиция, которая по заданию правительства искала уран. Этот металл в районе Удокана экспедиция не нашла, зато там оказалось огромное скопление медистых песчаников.
Однако члены экспедиции успели найти обоснование высокого потенциала месторождения. К ноябрю 1960 года участники новой экспедиции завершили реконструкцию поверхностного хозяйства на третьей штольне, построили линии электропередачи на четвертую и пятую, открыли клуб и даже начали учебный год в местной школе.
Разрабатывать Удокан планировали открытым способом. Для освоения месторождения хотели применить ядерный взрыв. Но из-за опасных последствий от этой идеи отказались. На Удокане снова воцарилась тишина.
Оживить проект в 1970-е годы помогло строительство Байкало-Амурской магистрали. За пять лет завершили детальную разведку и запланировали строительство горно-обогатительного комбината. Но и этим планам не суждено было реализоваться: технологии того времени не могли обеспечить рентабельность проекта.
К Удокану вернулись в 2008 году. Для реализации освоения месторождения создали ООО «Байкальская горная компания» (БГК). С 2008 года БГК (сейчас — «Удоканская медь», входит в USM Алишера Усманова — прим. «Ленты.ру») владеет правом на пользования недрами. К 2016 году компания провела дополнительный объем геологоразведочных работ для пересчета запасов меди по международной классификации JORC, подготовила международное ТЭО проекта, разработала технологию производства, провела все необходимые испытания.
За 2017-2018 годы компания спроектировала горно-металлургический комбинат «Удокан», организовала обсуждение проекта с общественностью и местными жителями. Проект получил положительное заключение государственной экспертизы. И наконец в 2019 году на Удокане, который стоял на паузе последние 60 лет, началось строительство, он обрел новую жизнь.
Говорили об Удокане и на сессии «Климатические цели бизнеса: пределы возможностей», прошедшей в рамках Восточного экономического форума при поддержке компании «Удоканская медь». По мнению директора по устойчивому развитию и корпоративным вопросам компании «Удоканская медь» Юлии Шабалы, потребление меди к 2050 году в мире может увеличиться вдвое.
Этот прогноз роста потребления связан с развитием высокотехнологичных отраслей — альтернативной энергетики и производства электромобилей.
Наряду с новыми возможностями, которые возникают у российских компаний при повороте на Восток, перед ними встает и ряд вызовов, связанных с глобальным разделением и уходом из России западного бизнеса. В сегодняшних условиях сохранить усилия по продвижению климатической повестки в России гораздо сложнее.
На сессии ВЭФ-2023 обсудили, какие вызовы и возможности с точки зрения углеродного регулирования открывает для компаний поворот на Восток и как поменяются стратегии компаний в связи с необходимостью адаптироваться к этим изменениям.
На повестке дня у «Удоканской меди» также стоит сокращение углеродного следа. В частности, компания переводит угольные котельные на природный газ, меняет карьерную технику, работающую на двигателях внутреннего сгорания, на электродвигатели. «Основным стимулом для компании являются понятные правила игры в долгосрочной перспективе. Мы должны понимать: то, что мы делаем, имеет экономическую целесообразность», — резюмировала Юлия Шабала.
С ней согласна директор функции «Климатические инициативы и углеродное регулирование» ООО «СИБУР» Елена Мякотникова: «Вопросы климата становятся экономическими вопросами. Действительно важна экологичность производства, экологичность восприятия, экологичность продукции, в том числе углеродоемкость продукции, углеродонейтральность, нормативы по углеродности в разных странах, в том числе Китае, который является нашим большим партнером с учетом разворота России на Восток».
«Международная повестка трансформируется, подходы становятся более взвешенными, а в Китае требования повышаются. Хорошая новость в том, что пока азиатские покупатели не предъявляют к нашим экспортерам высоких требований, но плохая новость в том, что это ненадолго. Поэтому мы в банке, помимо того, что финансируем зеленые проекты, стараемся стать экспертным центром для наших клиентов по международным трендам», — рассказала первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Салугина-Сороковая.
По ее словам, одна из ключевых инициатив ОАЭ — декларация по декарбонизации. Текст уже разработан. В нее будут входить четыре сектора: нефть и газ, сталь, алюминий и цементобетон. «Мне кажется, что в текущих условиях для российских компаний участие в такой инициативе — это прекрасная возможность включиться в глобальный диалог», — отметила Салугина-Сороковая.
Актуальность зеленой повестки подтвердил первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации Илья Торосов. «Это запрос общества на климат, на социальную и управленческую ответственность бизнеса, на экологию в городах. С другой стороны, наши стратегические партнеры эту повестку продолжают — Китай, Индия… Для нас тоже это важно с точки зрения инвестиций в экономику, дальнейшего стратегического развития. И запрос от бизнеса тоже постоянен. Мы понимаем, что это инвестиционная привлекательность компаний, социально-экономическая их ответственность, управленческий потенциал развития», — отметил замминистра.
По его словам, Минэкономразвития позиционирует пять треков ESG-повестки. Это углеродное регулирование, углеродные рынки, развитие публичной нефинансовой отчетности, зеленые финансы и международное сотрудничество. Задача — продвижение стандартов на международной арене, верификация, признание международных отчетов, свободное движение углеродных единиц. Илья Торосов отметил, что на сегодняшний день вызывает беспокойство отсутствие данных по выбросам.
Президент РСПП Александр Шохин рассказал, как разные отрасли, разные компании относятся к климатической повестке, насколько они чувствуют возможности или угрозы с этой стороны. «Все риски и угрозы мы оценивали с регулятором в течение многих лет, поэтому говорить о том, что появилось что-то новое, не стоит. Хотя произошел поворот на Восток и отворот от Европы, ведь раньше нас волновало европейское углеродное регулирование, дополнительная нагрузка и недобросовестная конкуренция с получателями промышленных субсидий европейскими компаниями и так далее», — рассказал глава РСПП. По его словам, российские компании больше внимания начали уделять именно экологии, влияющей на здоровье людей, на рост заболеваемости, потерю трудоспособности. В переходе на экологичные проекты заинтересованы сами компании.
Александр Шохин также отметил, что и на международных площадках меняется акцент климатической повестки. «Речь идет о более рациональном подходе к климату, не выпячивании его на первый план, а встраивании в уже существующую финансовую и экологическую повестки», — подчеркнул Шохин. Говоря о стимулировании компаний с точки зрения внедрения зеленых технологий, глава РСПП рассказал об их эффективности: в частности, по его мнению, хорошим стимулом для компаний является зеленое кредитование, которое стали предлагать крупнейшие российские банки. Что касается компаний, для них ESG-повестка — это их инвестиционная привлекательность.