Во Владивостоке 10 сентября стартовал Восточный экономический форум (ВЭФ). Владимир Путин вместе с другими представителями российской власти в ходе сессий форума обсудил планы по развитию Дальнего Востока. Рассказываем о том, какие изменения ждут регион.
Десять лет назад президент Владимир Путин назвал XXI век приоритетным для развития Дальнего Востока. И в эти дни на очередном ВЭФ обсуждаются результаты этого десятилетия. Главный итог — под руководством Юрия Трутнева, вице-премьера и полпреда в Дальневосточном федеральном округе план по развитию Дальнего Востока на первую десятилетку полностью выполнен.
В течение этого десятилетия удалось принять 75 федеральных законов и более 400 актов правительства, которые легли в основу нормативно-правового каркаса, позволившего внедрить новые инструменты экономического развития Дальнего Востока и в Арктике. За 10 лет в макрорегион привлекли более 3,4 триллиона рублей инвестиций. В ДФО запустили три тысячи новых инвестпроектов, построили 673 предприятия, создали 125 тысяч высокооплачиваемых и высококвалифицированных рабочих мест. 17 территорий опережающего развития (ТОР), Свободный порт Владивосток с 22 муниципальными образованиями в пяти регионах ДФО, государственная инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов, специальный преференциальный режим для инвесторов на Курилах, специальный административный район на острове Русский — все это позволяет реализовывать порядка 2,8 тысячи инвестиционных проектов на территории округа.
«В целом, подводя итоги работы, мы говорим о том, что все меры, разработанные и применяемые правительством по поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, сегодня затронули пять миллионов человек жителей Дальнего Востока или 62 процента от населения (ДФО). Целью считаем, чтобы улучшили жизнь не 62 процента, а ста, то есть мы хотим, чтобы наши форматы работы помогли жить каждому жителю Дальнего Востока», — заявил на презентации успехов этого десятилетия Юрий Трутнев.
Мы видим, что в ходе прошедшего десятилетия Трутневу удалось заложить серьезный экономический фундамент. Теперь его приоритет — качественное улучшение жизни населения.
Чтобы улучшать этот показатель, правительство России уже давно реализует на Дальнем Востоке ряд программ, которые разрабатываются с учетом мнения и потребностей самих дальневосточников. Исследования показали, что среди основных вопросов, которые волнуют местных жителей — это стоимость жизни в регионе, возможность трудоустройства, доступность образования, медицины, а также культура, спорт и комфортная городская среда.
Существующие меры поддержки так или иначе направлены на все перечисленные проблемы. Одна из самых востребованных сегодня программ — Дальневосточная ипотека. Она стала драйвером большинства льготных ипотечных программ в стране. За пять лет своего существования эта программа благоприятно повлияла на рынок жилья на Дальнем Востоке. Объем жилищного строительства в округе удвоился, что позволило сдержать рост цен: удорожание квадратного метра на Дальнем Востоке оказалось в полтора раза ниже, чем в среднем по стране.
В ходе пленарной сессии на ВЭФ-2023 президент дал правительству ряд поручений. В частности, он предложил скорректировать программу дальневосточной ипотеки под два процента — поднять верхнюю планку кредита до девяти миллионов рублей для тех, кто хочет приобрести более просторное жилье. Кроме того, он выступил с предложением расширить действия льготной программы на сотрудников ОПК на Дальнем Востоке, независимо от их возраста и семейного положения.
Президент поручил до 1 марта 2024 года подготовить план развития и модернизации авиации на Дальнем Востоке. Пассажиропоток на внутренних авиарейсах в ДФО к 2030 году должен возрасти минимум до четырех миллионов человек в год. При этом созданная по поручению президента Единая дальневосточная авиакомпания уже существенно повысила связанность городов округа между собой. Помимо магистральных маршрутов, которыми уже сейчас пользуется больше двух миллионов человек в год, компания наращивает сеть субсидируемых маршрутов, по которым цена авиабилета в четыре раза ниже, чем раньше. Эти меры не только позволяют местным жителям перемещаться свободнее, но и делают Дальний Восток привлекательнее для туристов.
Кроме того, в России появятся скоростные автомобильные магистрали через Сибирь и Дальний Восток до Тихого океана. Владимир Путин на ВЭФ-2023 призвал правительство и бизнес инвестировать в логистические, транспортные и энергетические проекты. Совместно с крупными энергокомпаниями скоро будут подготовлены программы развития энергетических мощностей в ДФО до 2050 года и разработаны механизмы их проектного финансирования.
На стратегической сессии правительства также обсуждался вопрос повышения качества образования в округе — как высшего, так и технического. Именно поэтому в рамках программы «Приоритет 2030. Дальний Восток» 12 дальневосточных вузов дополнительно получат шесть миллиардов рублей на реализацию проектов развития. Для некоторых из них это удвоенный бюджет, что значительно улучшает возможности привлекать преподавателей и студентов.
Что касается среднего технического образования, в округе в общей сложности появится 900 мастерских и 29 кластеров профессионального образования, работа в этом направлении уже идет и показывает хорошие результаты. За последние 6-7 лет количество поступивших на первый курс студентов из других регионов России почти утроилось.
Впрочем, для ДФФА важны не только специалисты с высшим образованием. Сейчас в округе очень высок спрос на технических специалистов со средним образованием, при этом средняя зарплата на предприятиях ТОР на 40 процентов выше среднероссийской. Главные инженеры на Дальнем Востоке спокойно могут зарабатывать 450 тысяч рублей в месяц.
Еще одна крайне важная программа — реновация всех основных городов Дальнего Востока. Уже сейчас разработаны мастер-планы 22 городов и агломераций. Распоряжения правительства о комплексных планах развития Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Читы, Улан-Удэ, Северобайкальска и Тынды уже приняты. При этом все существующие программы по развитию городской среды и жилья интегрировали в мастер-планы.
В частности, одна из стратегических инициатив правительства — Большой Владивосток — это часть мастер-плана развития Владивостокской агломерации. Она предполагает расширение Владивостока и строительство пригорода Спутника площадью 600 тысяч квадратных метров. Для этого уже построили новейший домостроительный комбинат, который позволит выпускать до 150 тысяч квадратных метров жилья в год.
Еще одним важным инструментом для быстрого начала строительства объектов, предусмотренных мастер-планами, стала Дальневосточная концессия. Она позволяет строить сегодня за внебюджетный счет и расплачиваться в течение 10-13 лет.
По этой программе уже строят круглогодичный детский лагерь в Хабаровске, Национальный музей Республики Бурятия, общественный центр в Петропавловске-Камчатском, модернизируют освещение в Биробиджане, Чите и горнолыжный комплекс в Приморье.