В самом широком понимании маркетолог — это специалист, отвечающий за взаимодействие между компанией, которая что-то производит и хочет это продать, и конечным потребителем. Для продвижения брендов, товаров и услуг служат рекламные кампании, направленные на увеличение продаж. «Лента.ру» рассказывает, чем занимаются маркетологи, что нужно знать и уметь, чтобы овладеть этой профессией.
Маркетолог занимается разработкой стратегии продвижения брендов, продуктов и услуг для увеличения продаж и соответственно прибыли компании.
Выделяют следующие вида маркетинга:
Несмотря на то, что направления деятельности в маркетинге совершенно разные, можно все же выделить несколько основных функций, которые выполняют маркетологи, вне зависимости от узкого профиля деятельности.
Маркетологи востребованы везде: от стартапов до международных корпораций. Даже если в штате компании нет ставки маркетолога, то обязательно есть сотрудники, которые решают маркетинговые задачи.
Как рассказала «Ленте.ру» digital-маркетинг эксперт с международным опытом Дарья Васильева, маркетологу в ходе работы приходится совмещать разные подходы. «Моя работа очень разнообразна и совмещает в себе как творчество (например, создание email-рассылки или smm-контента), так и аналитику, управление проектами, командами, переговоры, а также разработку технически сложных онлайн-продуктов и экосистем», — говорит Дарья Васильева.
Специализации маркетологов:
Необходимые умения и знания зависят от конкретной специализации, однако можно выделить несколько ключевых.
Сюда можно отнести проведение маркетинговых исследований и экспертизу в различных каналах для взаимодействия с целевой аудиторией и формирования маркетинговой стратегии.
Умение работать со статистикой и с системами аналитики (например, «Яндекс.Метрикой»), анализ поведения потребителей, классификация и кластеризация этой информации, работа с CRM-системами, подготовка отчетов.
Работа с контекстной (в поисковых системах и на сайтах) и таргетированной (в социальных сетях) рекламой, работа с рекламными платформами (например, программатик).
Маркетолог может заниматься версткой сайтов, лендингов и рассылок. Если же это не входит в его круг обязанностей, то маркетолог должен знать основы процесса, чтобы ставить задачи другим специалистам.
Маркетолог в ходе работы взаимодействует с сотрудниками других департаментов и внешними поставщиками. Ему необходимы навыки управления командой, проектов, постановки и контроля выполнения задач.
Маркетолог должен понимать мотивы аудитории, ее мышление, что ей движет в той или иной ситуации.
«Общаемся мы очень много и с разными стейкхолдерами: с менеджерами по продажам, со специалистами по закупкам, с юристами, с финансовым департаментом, с рекламными агентствами. Ведь ни один проект не запускается в одиночку. В первую очередь нужно защитить идею, затем провести тендер и выбрать исполнителя, согласовать бюджет, подписать договор, и только потом приступать к реализации проекта», — рассказывает Дарья Васильева.
По ее словам, в небольших компаниях принятие решений может быть очень быстрым, и от идеи до начала воплощения может пройти не больше недели. Однако в крупных компаниях этот процесс, как говорит эксперт, может занять несколько месяцев. «И чтобы его ускорить, приходится "пушить" коллег, а легче всего это делать, когда с ними выстроены хорошие взаимоотношения», — отмечает Дарья Васильева.
«Маркетинг — очень динамичная сфера. На то, как вы будете продвигать продукт, влияет множество факторов — и внешних, и внутренних. Перестал работать Google Ads? Думаем, откуда брать трафик и ищем альтернативные каналы. Изменился закон о рекламе? Срочно консультируемся с юристами и меняем рекламные материалы или даже целые бизнес-процессы. Если вы не любите рутину и готовы иногда быть человеком-оркестром, работа маркетологом точно вам подойдет», — говорит эксперт.
Описывая свой типичный рабочий день, Дарья Васильева говорит, что маркетолог должен быть готов к большому количеству встреч и созвонов, самостоятельной аналитической работе.
Типичный рабочий день маркетолога выглядит примерно так:
В зависимости от образования, навыков, опыта и занимаемой в компании позиции зарплата маркетолога может варьироваться от нескольких десятков тысяч рублей до нескольких сотен.
При этом чаще всего работодатели размещают на портале вакансии с зарплатой 100 тысяч рублей, а на сайте по поиску работы hh.ru некоторые компании предлагают до 550 тысяч рублей в месяц – правда, это в основном вакансии руководителя отдела маркетинга.
В большинстве компаний маркетологам платят от 50 до 175 тысяч рублей в месяц. Причем специалист может рассчитывать и на зарплату в долларах и евро, однако обязательное условие таких вакансий – переезд.
На первый взгляд, работа кажется простой, интересной и высокооплачиваемой, но на самом деле такая занятость подойдет не всем. В первую очередь, в сфере маркетинга требуется постоянно развиваться и следить за всеми трендами, кроме того, рекламные кампании и стратегии требуют креативности и инициативности. Кроме того, как говорится на сайте НИУ ВШЭ, в профессии маркетолога пригодится нестандартное мышление.
А вот кому такая работа точно не придется по душе, утверждают авторы статьи на сайте ВШЭ, — так это людям, которые привыкли сосредотачиваться на одной задаче, а не погружаться в несколько, а также тем, кто не готов к постоянному стрессу. Работа маркетолога связана не только с креативными идеями, но и с постоянными переменами, большим объемом задач, необходимостью оперативно решать сложные проблемы и большой долей рутины — это касается, например, анализа данных.
Поскольку маркетологи работают на стыке множества специальностей, то прийти в профессию можно и без специализированного образования, изучив основы маркетинга. «Я работаю digital-маркетологом 14 лет. У меня не маркетинговое, а техническое образование, и это мне нисколько не мешает. Все тонкости продвижения я изучала сразу на практике», — рассказывает о своем пути Дарья Васильева.
В то же время считается, что маркетинговое образование сразу учит основам профессии, системности, что позволяет быстрее вникнуть во все рабочие процессы на практике. Однако ответом на вопрос «Где учиться на маркетолога?» будет не только университет. Сейчас доступны как полноценные многолетние программы в высших учебных заведениях, так и различные онлайн-курсы от образовательных платформ.
Вариантов карьерного роста у маркетологов, как говорит Дарья Васильева, множество. «Из самого очевидного — стать директором по маркетингу. Если не интересен вертикальный рост, можно расти горизонтально и уйти в какую-то более узкую специализацию. Например, стать специалистом по продвижению на маркетплейсах (сейчас это очень популярно) или контент-маркетологом. Можно углубиться в бренд-менеджмент и однажды вывести новый продукт на рынок. Можно разобраться в программах лояльности и работать только с ними», — подытоживает эксперт.
Кроме того, маркетолог может работать на фрилансе и повышать свой уровень дохода, сотрудничая с разными компаниями из разных регионов. Набравшись опыта, специалисты по маркетингу нередко открывают собственные агентства.
Тем не менее, роста без работы над собой здесь не будет — маркетологу нужно постоянно учиться, развивать навыки менеджмента и коммуникации, а также быть инициативным и ответственным не только за себя, но и за своих подчиненных и результаты проекта.