Закаленные в боях. Как в России создают лучшие в мире вертолеты
Российские вертолеты по праву считаются одними из лучших в мире, ни в чем не уступая западным конкурентам. Проверенные боями, сложными погодными условиями и непростой географией отечественные машины входят в число самых востребованных на планете и стоят на вооружении в армиях десятков стран. Как и почему Ми-8 и Ми-24 прославились далеко за пределами Родины и какие новейшие разработки придут им на смену — рассказываем в рамках проекта «Оружие России: на страже Родины».
Огненная карусель
В марте 2022 года в районе Днепра российские вертолеты попали под обстрел. Украинские военные открыли огонь по Ми-8 и Ми-24 из американской системы Stinger. Однако поразить цель им не удалось. Все из-за слаженной работы российских летчиков. Сперва они отстрелялись по врагу тепловыми ловушками, затем перестроились и начали применять тактику огненной карусели. При ее выполнении группа вертолетов выстраивается в круг и по очереди обстреливает врага.
«Это афганский вариант: всегда на боевом курсе есть вертолет, который ведет огонь. И я думаю, тем самым мы внесли сумятицу в войска противника. При подходе десантной группы — уже никакого огневого воздействия ни по десантным вертолетам, ни по нам», — вспоминает летчик Ми-24 майор Артем Соколов.
Одна из ракет взорвалась рядом с участвовавшим в бою Ми-24 — в районе хвостовой балки. Командир экипажа Олег Есман рассказал, что, несмотря на отказавшие автопилот и приборы, машина продолжала вести огонь.
«Мне в лоб выпустили "Стингер". Расстояние очень маленькое, времени на принятие решения — доля секунды. Я просто понял, что надо как-то выжить. Переложил вертолет в слабый левый крен, увидел, что ракета идет мне в двигатели, и далее резким маневром ушел от нее», — вспоминает Есман.
На зачистку территории от противника российским вертолетчикам потребовалось всего около семи минут. Благодаря успешным маневрам экипажу Ми-24 удалось обнаружить огневую точку и уничтожить украинский расчет. После этого десантная группа успешно высадилась без потерь. Попытка засады обернулась для украинцев фатальным провалом.
Рабочая лошадка
Об афганском сценарии Артем Соколов рассказал неспроста. В российских военных училищах, где воспитывают пилотов вертолетов, изучение таких приемов — обязательная часть учебной подготовки. Именно война в Афганистане, длившаяся десятилетие и унесшая жизни более 15 тысяч советских солдат, предоставила больше всего практического материала для обучения летчиков.
Советская авиационная группировка в беспокойной центральноазиатской стране включала в себя 253 боевых и транспортно-боевых вертолета. В частности, в составе 34-го смешанного авиакорпуса к началу 1980 года насчитывалось 110 вертолетов. По большей части это были Ми-8, которые стали настоящими рабочими лошадками афганской кампании.
Боевое крещение Ми-8 прошел еще во время Шестидневной войны 1967 года, также участвовал в Войне Судного дня в 1973-м и конфликте между Эфиопией и Сомали в конце 1970-х. Но именно Афганистан стал настоящим испытанием для этих машин. В предыдущих конфликтах Ми-8 в основном использовали для переброски десанта, но афганский опыт показал, что его возможности могут и должны быть гораздо шире.
Эту войну отличали два ключевых фактора: отсутствие четкой линии фронта и очаговый характер боев с постоянными засадами в гористой местности. Поэтому каждый советский гарнизон в Афганистане, даже самый удаленный, был оборудован вертолетной площадкой. Это значительно упрощало снабжение и связь, а также позволяло быстро эвакуировать солдат. Именно при непосредственном участии Ми-8 советскими военными был взят под контроль Кандагар, по численности населения уступавший только столице Афганистана — Кабулу.
Вместе с тем вертолеты, которые до этого в основном выполняли транспортные задачи, требовалось срочно модернизировать. В результате за годы войны появилось несколько новых версий Ми-8 с улучшенным вооружением и возможностью нести бомбы весом до 500 килограммов, с усиленной броней и системой заполнения баков углекислым газом для предотвращения взрыва при падении. Для борьбы со «Стингерами», которые моджахеды получали от США, вертолеты оснастили автоматами отстрела ложных тепловых целей.
Огромным испытанием как для вертолетов, так и для летчиков были условия, в которых приходилось вести бои.
Адский климат и горный воздух снижали мощность двигателей, и чтобы выполнять боевые задачи, пилотам нужно было быстро становиться настоящими мастерами своего дела. Летчиков для войны в Афганистане отбирали персонально и обучали основам ведения боя конкретно в этой точке мира.
«Двигатели, выбрасывая из жаровых труб раскаленные газы, раскручивают несущий винт. Несущий винт отбрасывает вниз горячий воздух и перемешивает его с раскаленными газами, выходящими из двигателей. Эта смесь, опускаясь до земли, растекается в стороны, поднимает пыль, а затем поднимается вверх и вновь попадает в винт. Вокруг вертолета образуется настолько плотная пелена из воздуха, раскаленных газов и пыли, что еще до взлета тот оказывается в нисходящем потоке воздуха», — вспоминал летчик-испытатель Василий Петрович Колошенко, Герой Советского Союза.
Неслучайно именно в ходе афганской кампании вертолетчики научились самым нестандартным маневрам, включая развороты с креном 45 градусов, применение вооружения на углах пикирования от 30 градусов, посадку на выступы гор высотой от трех километров, эвакуацию раненых из труднодоступных районов и доставку негабаритных грузов. Полученные навыки советские летчики сумели не только сохранить, но и передать в будущем своим ученикам.
Традиционные ценности
Практическая история российского вертолетостроения началась за 40 лет до Афганистана — в 1940-х, когда опытным конструкторским бюро №3 (ОКБ-3) под руководством Ивана Братухина были созданы вертолеты Г-3 и Г-4. Уже 28 октября 1948 года в подмосковном Серпухове сформировали первую эскадрилью этих машин. По традиции именно в эту дату отмечается день рождения российской армейской авиации.
По современной классификации вертолеты Братухина можно отнести к многоцелевым. У более современного Г-4 уже появились отечественные двигатели взамен зарубежных, его конструкцию улучшили, а взлетную массу увеличили.
Но работы по Г-3 и Г-4 завершились, так как перед ОКБ-3 поставили задачу создания более грузоподъемных многоцелевых машин. В 1951 году ОКБ-3 было и вовсе ликвидировано, а инициативу в развитии советского вертолетостроения перехватили конструкторы Михаил Миль и Николай Камов.
В конце 1940-х ОКБ Миля разработало вертолет Ми-1, который получил высокую оценку и советских, и зарубежных специалистов.
«В своей категории вертолет Ми-1 не уступает по летным характеристикам ни одной из западных машин», — считал британский летчик Джон Фрикер, имевший опыт полетов как на советском Ми-1, так и на американском S-51.
В год начала серийного производства Ми-1 ОКБ Миля уже работало над более современным вертолетом. Появившийся в 1953 году Ми-4 развивал скорость до 200 километров в час и поднимал до 1,6 тонны груза. В отличие от Ми-1, этот вертолет использовался и в мирной жизни: помогал бороться с лесными пожарами и доставлял грузы в самые удаленные точки страны.
А в июле 1961-го свой первый полет совершила та самая рабочая лошадка Афганистана — Ми-8. Вертолеты этой модели стали самыми многочисленными в армейской авиации Сухопутных войск СССР. Машина завоевала огромную популярность благодаря своей высокой надежности и простоте в обслуживании даже в самых сложных погодных и географических условиях. Немаловажной оказалась и возможность легкой модернизации, благодаря которой вертолеты поздних серий получали новые двигатели и бортовое радиолокационное оборудование (БРЭО).
Одновременно с созданием Ми-8 в ОКБ Миля начали работу над тяжелым вертолетом Ми-6, способным переносить артиллерийские орудия и гаубицы со штатными тягачами общей массой до восьми тонн. Западной публике машина впервые была продемонстрирована в 1965 году на Международном авиасалоне в Ле Бурже во Франции, где она произвела серьезное впечатление на американских и европейских специалистов.
Примерно в то же время на вооружение Военно-морского флота (ВМФ) Советского Союза поступили первые вертолеты Ка-25, имевшие два винта, установленных параллельно на одной оси. При такой схеме пара установленных винтов вращается в противоположных направлениях. Эта конструкция стала отличительной особенностью машин ОКБ Камова.
Ка-25 был во многом революционной разработкой. Это первый советский противолодочный вертолет и в целом первая подобная машина, изначально спроектированная исключительно для решения боевых задач — первый сухопутный боевой вертолет Ми-24 появится только в 1969 году. Задачей Ка-25 стал поиск, обнаружение и уничтожение вражеских подлодок. Для этих целей машина переносила вооружение — бомбы и торпеды — общей массой до 1,1 тонны. Авиабомбы, стоявшие на вооружении Ка-25, могли уничтожать подлодки на глубине до 300 метров.
Настоящий хищник
Ка-25 так быстро доказал свою полезность флоту, что вскоре на его основе был разработан многоцелевой корабельный вертолет следующего поколения Ка-27. В следующие десятилетия развитие этой конструкции было стремительным: появились поисково-спасательные Ка-27ПС, вертолеты высадки морского десанта и огневой поддержки Ка-29, а также вертолеты радиолокационного дозора Ка-31. Венцом творения ОКБ Камова стал Ка-50, а затем и его улучшенная версия — Ка-52.
Ка-52 «Аллигатор» выделяется на фоне всех современных вертолетов. Эта легендарная машина, созданная в конце 1990-х, может выполнять любые задачи: от разведки местности и целеуказания до уничтожения бронированной техники и кораблей.
«Аллигатор» поступил на вооружение относительно недавно — в 2011 году, но за это время машина уже успела побывать в бою и доказать свою эффективность. В 2016 году Ка-52 появились на базе Хмеймим в Сирии и почти сразу оказались в центре боевых действий. Уже к концу года благодаря поддержке Ка-52 сирийским войскам удалось подавить сопротивление исламистов на востоке провинции Хомс.
Дальнейшие бои под Пальмирой показали, что Ка-52 эффективен не только как ударный вертолет, но и как командная машина, работающая в тесной связи со штурмовой авиацией. Он способен одновременно наносить серьезные повреждения технике противника и указывать цели штурмовикам Су-25 «Грач». Это позволило российской группировке в Сирии практически непрерывно наносить сверхточные удары по позициям ИГИЛ («Исламское государство», ИГ; запрещенная в России террористическая организация).
«У него лучшие радар и оптико-электронные средства наблюдения из всех наших вертолетов. Эти вертолеты превосходят по своим возможностям небольшие беспилотники, обычно применяемые для разведки. У Ка-52 также есть аппаратура для передачи этой информации, — отмечает военный эксперт Антон Лавров. — Использование тандема из "Аллигаторов" и "Грачей" — это новый для нас тактический прием, который раньше даже на учениях не отрабатывался».
Следующие боевые вылеты «Аллигатора» произошли уже в рамках СВО на Украине. Поначалу он использовался как основной ударный вертолет и совершал боевые вылеты на предельно низких высотах, поражая скопления войск и техники в тылу противника
В дальнейшем тактику изменили, и эти машины стали использовать как воздушную реактивную артиллерию, способную наносить удары, не пересекая линии фронта.
«Они могут зависать в воздухе, обнаруживать цели и стрелять противотанковыми управляемыми ракетами, находясь вне зоны досягаемости ПЗРК», — объясняет старший научный сотрудник аналитического центра Royal United Services Institute.
Характерно, что Ка-52 нельзя назвать самым быстрым или самым тяжеловооруженным вертолетом в мире. Но его высокий уровень определяется не сухими цифрами, а тем, насколько гармонично скомпонованы его броня и вооружение, как маневренность дополнена надежностью. За свою короткую историю Ка-52 уже не раз проявил себя завидным образцом эффективности и универсальности, причем проверенным в боевых условиях.
Новые вызовы
Сегодня в России продолжают разрабатывать новые, еще более передовые вертолеты.
Причем активнее всего работают над машинами, способными в первую очередь решать мирные задачи в самых тяжелых условиях. Например, идет процесс создания арктической версии Ми-38, которая должна заменить Ми-8. Ми-38 сможет подниматься в воздух даже при температуре минус 60 градусов Цельсия.
Этот проект появился в 1981 году, однако развивать его начали только в XXI веке. Ми-38 уже поставил несколько мировых рекордов, показав лучшие в истории вертолетостроения грузоподъемность и скорость набора высоты. К тому же новая машина может садиться на борт атомного ледокола — в отличие от любых других вертолетов в мире.
Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, а также при поисково-спасательных работах и в качестве воздушной скорой помощи. Вместе с его запуском планируется возобновить и серийное производство вертолета-амфибии Ми-14. Машина получит новые материалы и защитные покрытия, предназначенные для работы в условиях Арктики.
Модернизация арктической авиации особенно важна для обеспечения безопасности Северного морского пути (СМП). Эти машины будут работать в самых тяжелых условиях и реагировать на чрезвычайные ситуации в Арктике.
«Вертолет сочетает в себе много инновационных решений, которые касаются практически всех элементов конструкции, — рассказывал первый линейный пилот Ми-38 Сергей Фадеев. — Современное навигационное оборудование вертолета позволяет осуществлять полеты в сложных метеорологических условиях днем и ночью. Такое оборудование незаменимо для проведения спасательных операций и пожаротушения, где время играет ключевую роль».
***
Слава российских вертолетов в свое время ковалась не на авиасалонах, а в настоящих фронтовых условиях — в Корее и на Ближнем Востоке, в Афганистане и Чечне. Драматические события, разворачивающиеся в наши дни, подтверждают, что лучшими в своем классе они остаются и сейчас.
Принимая участие в боях в Африке и устанавливая мировые рекорды на Крайнем Севере, отечественные вертолеты доказали свою эффективность и безотказность.
Более того — мощь российского вертолетостроения служит не только армии и флоту. Мирные модификации Ми-6, Ми-8, Ми-26 и Ка-27 ежегодно спасают тысячи людей во время природных и техногенных катастроф.
Хиты продаж
Советские и российские вертолеты неизменно пользуются популярностью у зарубежных покупателей. С 2000 по 2020 год «Рособоронэкспорт» поставил более тысячи военных и гражданских вертолетов в 46 стран, а только с начала 2022 года Россия экспортировала вертолетов более чем на 30 миллиардов рублей.
Большим спросом у иностранных покупателей пользуется Ми-35, экспортная версия Ми-24. Сегодня эта машина состоит на вооружении Азербайджана, Ирака, Бразилии, Венесуэлы и Казахстана. В варианте Ми-28НЭ вертолет получили Ирак, Алжир и Уганда. Вертолеты Ка-32 можно встретить в Южной Корее, Испании, Португалии и Азербайджане. Машины Ка-27 и Ка-28 — в Китае, Вьетнаме, Алжире, Сирии и Индии.
Вертолеты Ми-8/17 и Ми-24/35 входят (по данным исследования World Air Forces 2023, публикуемого ведущим авиационно-космическим журналом Flight International) в топ-10 наиболее распространенных в мире, занимая второе и шестое места соответственно. Согласно рейтингу, всего эксплуатируется 2804 машины Ми-8/17, это 14 процентов от общего числа военных вертолетов в мире, и 922 единицы Ми-24/35 (5 процентов).
Не сказались на работе отечественных КБ и санкции — объем выпуска вертолетов в России в 2022 году только вырос. Новыми машинами постоянно пополняются санитарная и гражданская авиация, МЧС и лесные службы. Продолжаются и поставки многочисленным зарубежным заказчикам, уверенным в высоком качестве приобретаемых машин. Российский вертолет остается брендом, востребованным во всем мире — и не менее культовым, чем автомат Калашникова, истребители Су и противовоздушный комплекс С-300.