На Amazon вышел фильм Маргарет Беттс «Похороны» с Джейми Фоксом и Томми Ли Джонсом. «Лента.ру» рассказывает, какой получилась эта породистая и бойкая, основанная на реальной истории из середины девяностых судебная драма о тяжбе ветерана войны и корпоративных акул из-за ритуального бизнеса.
Джеремайя О’Киф (Томми Ли Джонс), почтенный ветеран Второй мировой и владелец сети похоронных бюро на юге штата Миссисипи, празднует 75-летие. Жизнь Джерри, как его зовут друзья и близкие, удалась: 13 детей, 24 внука, любящая жена, маленький семейный бизнес, который можно передать наследникам. Однако тихую радость ухода на покой омрачают кредиторы, грозящие О’Кифу банкротством. Друг и адвокат Майк Оллред (Алан Рак) предлагает продать часть бизнеса похоронному гиганту Loewen Group. Майк и Джерри летят в Канаду и там, на лодке хозяина компании Рэя Лоуэна (Билл Кэмп), подписывают договор о продаже. Однако Рэй не торопится закрывать сделку, чтобы дождаться разорения Джерри и купить все его бюро за бесценок. По рекомендации друзей сына О’Киф подает на Лоуэна в суд и нанимает Уильяма Гэри (Джейми Фокс) — адвоката-звезду с собственным боингом. Поскольку дело рассматривается в округе с 70 процентами чернокожего населения, Lowen Group в ответ собирает собственную команду юристов-афроамериканцев во главе с выпускницей Гарварда Мейм Даунс (Джерни Смоллет) по прозвищу Кобра.
У заглавия фильма есть дополнительный смысл: это не только профессия соперников, схлестнувшихся в зале суда, но и то, что одна сторона в итоге делает с другой. Итог схватки хорошо известен: в основе «Похорон» лежит статья 1999 года из журнала The New Yorker. Даг Райт («Перо маркиза де Сада») начал работать над сценарием еще в начале нулевых, тогда постановщиком картины собирался стать Александр Пэйн («О Шмидте»). Позднее роль Джерри О'Кифа должен был сыграть Харрисон Форд, однако в итоге выбор Томми Ли Джонса оказался, пожалуй, удачнее. 77-летний актер — лучшая кандидатура на роль вечно насупленного, даже немного угрожающего патриарха, который в мгновение ока умеет оборачиваться милым дедушкой. Прошлая важная работа Джонса в фильме Джеймса Грэя «К звездам», пожалуй, была поинтереснее, зато в «Похоронах» у Томми Ли больше экранного времени.
Ярко дебютировавшая шесть лет назад «Послушницей» с Маргарет Куэлли постановщица Маргарет Беттс отнеслась к вверенному материалу с похвальной легкостью. Время действия постоянно подчеркивается — саундтреком, ракурсами и хищной беззаботностью, которая сильно контрастирует с тем, как сегодня выглядят судебные драмы. В «Похоронах», несмотря на мрачность названия, все время светит солнце. Оно заливает лужайку перед домом О’Кифа, ярко светит в телевизионных роликах Уильяма Гэри, настойчиво пробивается через окна дорогого отеля и скромного зала суда. Даже в самый драматичный момент, когда дело вот-вот развалится и появятся чернокожие жертвы корпоративных акул из бедных регионов, солнечный свет все равно не ослабевает. Немногочисленные ночные сцены связаны с явлением Рэя Лоуэна. Это и заключение договора на лодке, прорезающей ночь подобно акульему клыку, и мучительные ночные переговоры — попытка закончить судебное разбирательство сделкой. Авторские симпатии таким образом распределены вполне однозначно, даже на уровне световых схем.
Главный же фокус внимания направлен на претворение в жизнь стратегии обвинения, выбранной Гэри. Джейми Фокс в этой роли предстает полноценным наследником Дензела Вашингтона — великий афроамериканский актер играл таких подвижных персонажей в фильмах Спайка Ли (вспомним хотя бы первую часть «Малкольма Икс»). Фокс извивается ужом, говорит с чисто рэперским напором и в каждой сцене меняет умопомрачительные пиджаки. Особенно отметим розовый, в котором Гэри окончательно завоевывает доверие угрюмого О’Кифа, заставив старика подпевать песне Tony! Toni! Toné! Feels Good. В кульминации истории этот хит 1990-го еще сыграет важную духоподъемную роль.
Разыгрывая в роли Гэри собственный бенефис, Фокс не только блестяще копирует пластику и мелкую моторику героя, но и незаметно подмешивает в этот образ дополнительные детали. Так динамика его отношений с женой Глорией (Аманда Уоррен) — возможно, неосознанно — напоминает о публичном имидже Барака и Мишель Обамы: Уильям тоже рыцарь, преданный своей мудрой королеве. Решение выглядит грубоватым, но вполне оправданным в той части, где расовый вопрос выходит в разбирательстве на передний план.
Однако вся нравственная нагрузка в «Похоронах», к счастью, оставлена непосредственному развитию сюжета. После просмотра в памяти остаются эпизоды, не имеющие к основному конфликту прямого отношения. Это и прибытие Гэри в компании живописных чернокожих юристов на встречу с О’Кифом, и выведенные за пределы зала суда пикировки героя с его противницей Мейм. В девяностых эта линия наверняка была бы докручена до полноценно романтической — искрит между Фоксом и Смоллетт вполне ощутимо. Отдельное умиление вызывают отношения Джерри с женой Аннетт — эта пара вытянула бы на себе и мелодраму из жизни стариков, и что-нибудь вроде фантастического сериала «Ночное небо» с Дж. К. Симмонсом и Сисси Спейсек.
Маргарет Беттс прекрасно понимает, что ей далеко до Сидни Люмета и других титанов Нового Голливуда, умевших делать хитовые судебные драмы. Эпоха сейчас тоже несколько иная, так что в историю «Похороны» могут войти разве что оскаровской номинацией для Джейми Фокса или для Томми Ли Джонса — об этом вовсю пишут американские критики. Для рядового же зрителя это просто отличный фильм на вечер, который дарит наслаждение от игры центрального актерского дуэта и простодушную, но вполне искреннюю веру в торжество справедливости. Для современного мира этого уже, пожалуй, достаточно.
Фильм «Похороны» вышел на Amazon Prime Video