Промышленный суверенитет России во многом зависит от отказа от сырьевой экономики и переориентации на производство высоких переделов, на рост объемов переработки первичных ресурсов в продукты с высокой добавленной стоимостью. О том, как происходит этот процесс в алюминиевой отрасли, в материале «Ленты.ру».
Китайская компания Mingtai Aluminium стала первой компанией в Поднебесной, которая провела на своем заводе испытания инновационного продукта «Русала» — Allow Inerta. Это первичный алюминий с самым низким «углеродным следом» в мире, произведенный по технологии инертного анода. Как отмечает российская компания, новая революционная технология заключается в применении анодов с использованием нерасходуемых материалов — керамики или металлических сплавов, что значительно снижает уровень выбросов парниковых газов в процессе электролиза. В «Русале» также отметили, что Mingtai Aluminium планирует применять алюминий Allow Inerta при производстве фольги для ее дальнейшего использования в электротехнике, главным образом, в аккумуляторных батареях для электромобилей, производство которых растет высокими темпами.
В минувшем сентябре ведущие мировые автоконцерны Mercedes-Benz и BMW представили свои новинки — инновационные концепты электрокаров. Оба автогиганта заявляют, что корпуса обоих электромобилей отлиты из алюминия, а Mercedes-Benz и вовсе делает особый акцент на том, что в основе новинки — алюминий с низким углеродным следом. Производители делают маркетинг именно на этом, поскольку стремятся обеспечить оптимальные скоростные и динамические характеристики новинок. В этом незаменим именно алюминий, который при всех свойствах металла примерно на треть легче стали и не подвержен коррозии.
Эксперты отмечают, что алюминий сегодня больше всего соответствует современным требованиям к экологичности, перерабатываемости, экономии ресурсов и технологичности. Если раньше алюминий использовали в основном в авиастроении, то сегодня «крылатый металл» захватывает новые ниши, в которых традиционно использовались сталь, медь, дерево. Это производство автомобилей и электрокаров, кораблей, судов и катамаранов, строительство высотных зданий и мостов, высокоскоростных поездов и самолетов и даже космических аппаратов. Алюминий — это и привычная в быту фольга, и упаковка, а также важнейшие элементы гаджетов, без которых невозможно представить жизнь современного человека.
История российской алюминиевой промышленности официально насчитывает более 90 лет, когда в мае 1932 года на Волховском заводе была получена первая партия металла. Отрасль создавалась под нужды авиастроения, космоса и ВПК. Но после распада СССР спрос на металл резко снизился. Так, 1994 году потребление алюминия в России сократилось в 8,5 раза по сравнению с 1985-м.
Возрождение российской алюминиевой промышленности началось в начале 2000-х после того как выпускник МГУ и Российской экономической академии им. Плеханова Олег Дерипаска объединил заводы «Сибирского алюминия» и предприятия алюминиевой отрасли, принадлежавшие ранее инвестиционному фонду Millhouse Capital Романа Абрамовича. В результате в «Русале» оказалось сосредоточено 75 процентов российского производства алюминия, а сама компания вошла в тройку мировых лидеров отрасли наряду с такими мировыми гигантами, как Alcoa и Alcan.
В 2007 году Олег Дерипаска заключил еще одну сделку, в рамках которой произошло слияние алюминиевых и глиноземных активов «Русала», СУАЛа и глиноземных активов швейцарской компании Glencore. Так Россия вернула себе лидерство в мировой алюминиевой промышленности, и «Русал» стал одним из крупнейших в мире производителей первичного алюминия.
В России по-прежнему значительную часть валового внутреннего продукта формирует экономика низких переделов, связанная с добычей и экспортом полезных ископаемых. Но больше зарабатывают те страны, где налажена переработка первичных ресурсов в продукты с высокой добавленной стоимостью, сложенные в цепочки из множества самых разных секторов. Так, за последние десятилетия Китай сделал рывок на пути от добычи до распределения инновационных продуктов конечным потребителям, используя, в том числе и советский опыт. В Поднебесной освоили производство алюминиевых кузовов для электромобилей, литых компонентов для автопрома и авиации, вагонов для скоростных поездов. Россия в этом отношении пока отстает, но серьезные заделы на будущее имеются. А движущими силами в восстановлении экономики высоких переделов выступают отраслевые объединения — Алюминиевая ассоциация и непосредственно сам «Русал».
Уже сегодня Россия успешно нагоняет своих соседей в использовании алюминия в инфраструктурном строительстве. Развиваются разные виды мостостроения, от типовых решений для автомобильных трасс, от мостокомплектов для муниципальных нужд до сложных архитектурных форм, украшающих города. Например, пешеходный мост с декоративным ограждением в Московском зоопарке или музыкальный мост «Арфа» в центре Красноярска. Мосты из алюминия не только долговечнее, но и легче, поэтому для них требуется меньше опор, быстрее развертывается строительство.
В этом году был введен в эксплуатацию первый в России алюминиевый пешеходный переход над железной дорогой. Мост длиной 151 метр установили в Красноярске над Транссибирской магистралью и Семафорной улицей. Этот опыт уже перенимают и другие регионы: подобные сооружения планируется построить в Тульской области и Новокузнецке. Для железнодорожников главным преимуществом в таких проектах является увеличение межремонтных сроков и минимизация окон для монтажа пролетного строения.
Эксперты делают ставку на развитие двух растущих секторов новой экономики: солнечную энергетику и электротранспорт. Поскольку мир стремится снизить воздействие на окружающую среду, сократить выбросы парниковых газов и снизить использование ископаемого топлива, роль алюминия в этих отраслях становится решающей. Эти два сегмента рынка обеспечат более 14 миллионов тонн нового спроса на алюминий в течение следующего десятилетия. По некоторым оценкам, в ближайшие годы эти секторы обеспечат около 50 процентов от общего спроса на алюминий.
Секторы производства упаковки, потребительских товаров, электротехники и автомобилестроения сегодня выступают лидерами по внедрению технологий устойчивого развития. Поэтому алюминий с низким углеродным следом также становится незаменимым сырьем для компаний, которые сосредотачивают усилия на производстве экологически чистой продукции.
Прогресс в декарбонизации цепочек поставок наиболее заметен и в автомобильном секторе, где более 20 процентов мировой промышленности уже заявили о намерении создать к 2040 году цепочки поставок с нулевым углеродным следом. В числовом выражении это означает производство более 25 миллионов автомобилей со значительно сниженными выбросами парниковых газов.
Один из ключевых индикаторов уровня технологического развития страны и промышленного суверенитета — потребление алюминия из расчета на душу населения. В ведущих экономиках мира этот показатель составляет: в КНР — более 40 килограммов, в Германии, Южной Корее — 30 килограммов, в США, Японии — 25 килограммов, во Франции, Италии — более 15 килограммов. Россия же увеличила этот показатель с 2015 года с 5,3 до 8 килограммов на душу населения. Цифры говорят о том, что потенциал отечественной алюминиевой промышленности реализован далеко не полностью.
Впрочем, уже сегодня есть примеры инновационных российских решений. Так, «Русал» разработал новую ультратонкую фольгу толщиной 8 микрон, которая будет применяться при изготовлении аккумуляторов. Она позволяет повысить удельные характеристики емкости аккумуляторов еще на несколько процентов. И это не единственный пример. В ближайшем будущем верфи Восточно-Сибирского речного пароходства закончат строительство высокоскоростных и маневренных пассажирских судов «Селенга» и «Сарма». Высокие динамические характеристики обеспечивает судам алюминий — примерно половина инновационного катамарана состоит из «крылатого металла».
Однако для достижения высоких целей промышленной независимости необходимо не просто следовать мировым тенденциям, но и опережать их. Важно и дальше развивать новую высокотехнологичную продукцию с добавленной стоимостью, находить эксклюзивные области применения «крылатого металла», как это в частности делает российский алюминиевый гигант, осваивать новые ниши, объединяя при этом усилия, знания и опыт металлургов, инженеров и разработчиков, научно-исследовательского сообщества.