История Арнольда Шварценеггера напоминает голливудский фильм с лихо закрученным сюжетом. В его жизни было полно взлетов и не меньше оглушительных падений и громких скандалов. Бедный мальчишка из глухой австрийской деревни успел стать самым известным культуристом мира, звездой боевиков и дважды занимал кресло губернатора американского штата Калифорния. Пример Шварценеггера многих людей вдохновил не сдаваться и идти к своей цели, невзирая на трудности. Возможно, именно поэтому актер и решил написать мотивационную книгу «Будь полезным: семь инструментов для жизни», в которой подробно изложил свою философию. В рамках цикла публикаций о непростых судьбах знаменитостей «Лента.ру» рассказывает о долгом и сложном пути, который пришлось пройти Шварценеггеру, чтобы стать символом американской мечты.
Этот опыт копания в воспоминаниях для Шварценеггера стал не первым: в 2012 году он уже выпустил мемуары «Вспомнить все». В новой книге актер не только описал свои правила жизни, но и подкрепил их откровенным рассказом о проблемах со здоровьем и последствиях публичного развода с женой, а также вновь вспомнил, каково это — жить в семье с жестоким отцом.
В новой книге легендарный актер ответил на вопросы о том, как добился успеха в бодибилдинге, кинобизнесе и большой политике, а также о том, на чем он сосредоточен сегодня, в свои 76 лет. Перед началом продаж книги 10 октября Шварценеггер встретился с поклонниками и объяснил, что его вдохновило на ее создание.
Шварценеггер уверен, что его успех — это результат «ясного видения, масштабного мышления, тяжелой работы, прямого общения, гибкого решения проблем, непредубежденного любопытства и стремления отдавать».
Детство Шварценеггера действительно выдалось непростым. Будущий «мистер Олимпия» родился в 1947 году в небольшой австрийской деревушке Таль, недалеко от города Грац, где и прожил до 18 лет. Его родители всегда были небогаты, а после Второй мировой войны и вовсе оказались за чертой бедности. В стране начался голод, и матери мальчика регулярно приходилось обходить близлежащие фермы в надежде раздобыть немного зерна, масла и сахара, чтобы прокормить двоих сыновей и мужа.
Отец Арнольда, Густав Шварценеггер, работал начальником местной полиции. В 1938 году он добровольно вступил в нацистскую партию и во время войны стал участником штурмовых отрядов Третьего рейха. По словам актера, вернувшись с фронта домой, его отец начал пить и демонстрировал все признаки шизофрении.
В вопросах воспитания Густав придерживался «традиционных» взглядов и держал сыновей в ежовых рукавицах. Насилие в семье было обычным делом: мужчина регулярно поколачивал жену и порол ремнем или таскал за волосы сыновей за малейшую провинность или шалость.
Особенно от Шварценеггера-старшего доставалось маленькому Арнольду, который любимчиком отца никогда не был. Каждый день он должен был вставать в шесть утра, чтобы выполнить домашние дела, и только после этого ему разрешалось идти в школу. Чтобы получить разрешение поесть, мальчику тоже приходилось потрудиться. «Мне приходилось делать двести приседаний каждое утро, чтобы "заработать" завтрак», — признался Шварценеггер в книге.
К 14 годам Арнольд серьезно увлекся культуризмом и развесил на стенах своей комнаты плакаты с известными бодибилдерами. Из-за этого родители заподозрили сына в нетрадиционной ориентации. Обеспокоенная мать даже консультировалась с врачом, чтобы понять, почему подросток вместо фотографий моделей и актрис украсил спальню снимками накачанных и натертых маслом мужчин.
Правда, для волнений у матери не было причин. Арнольду нравились девушки, а плакаты лишь мотивировали добиться поставленной цели — уехать как можно дальше от тирана-отца и повальной нищеты, царившей в послевоенной Австрии. Именно благодаря этой цели он тренировался как одержимый и к совершеннолетию стал сильнее и больше любого человека в родной деревне и в ближайших городах.
Чтобы быстрее покинуть родительский дом, Шварценеггер в 18 лет отправился в армию. Служба стала для него удовольствием: он наконец оказался вдали от родителей, отношения с которыми окончательно стали прохладными, мог каждый день есть мясо, устроил в казарме тренажерный зал и освоил профессию механика-водителя танка.
При этом солдатом Шварценеггер был откровенно плохим и управлял танками не слишком ловко: один забыл поставить на ручной тормоз и утопил в реке, а на другом перепутал передачи и случайно разрушил стену ангара. После этого будущий актер и вовсе ушел в самоволку, чтобы принять участие в соревнованиях бодибилдеров и побороться за титул молодого атлета Европы с лучшим телосложением. В конкурсе Шварценеггер, конечно, победил, но по возвращении в часть на целые сутки отправился на гауптвахту.
За девять месяцев службы Шварценеггер настолько надоел армейскому начальству, что его прошение о досрочном окончании службы было с радостью удовлетворено.
Сразу после демобилизации Шварценеггер перебрался в Германию, где устроился на работу в фитнес-клуб. Поначалу он зарабатывал так мало, что ночевал прямо на полу в тренажерном зале. Эти трудности вскоре начали сказываться на характере бодибилдера. Он стал ввязываться в потасовки, бесконечно попадал в дорожную полицию, которая выписывала ему штрафы. Долги Арнольда росли. Денег на то, чтобы расплатиться по счетам, не хватало даже после того, как его повысили до руководителя тренажерного зала.
Однако Шварценеггер не сдавался и продолжал упорно идти к своей цели. В 1966 году в его жизни наконец наметилась светлая полоса: он занял второе место в конкурсе «Мистер Вселенная». Спустя год он стал победителем этого престижного состязания бодибилдеров. Впоследствии «железный Арни» завоевывал этот титул еще трижды и семь раз он становился «Мистером Олимпия».
Шварценеггер — легенда культуризма и образец для подражания у спортсменов, однако все свои титулы он завоевал не благодаря хорошей генетике. Здоровье у Арнольда никогда не было крепким. Более того, у него был врожденный порок сердца.
В 2018 году, незадолго до начала съемок «Терминатора 6», у Шварценеггера была запланирована неинвазивная процедура, во время которой хирурги допустили серьезную ошибку.
В книге актер признался, что восстановление после операции на открытом сердце было долгим и далось ему нелегко. Поначалу он был «взбешен и разочарован» из-за длительной реабилитации, но затем решил посмотреть на ситуацию по-другому.
Шварценеггер попросил, чтобы медики начали записывать на стене количество выполненных им упражнений при ходьбе с ходунками, а затем с тростью — похожей системой он пользовался, когда был подростком. Благодаря этому актер вернулся домой уже через неделю после того, как очнулся в отделении интенсивной терапии. Спустя месяц он начал выполнять легкие тренировки в домашнем спортзале.
В 1968 году 21-летний Шварценеггер осуществил свою мечту и переехал в США. С собой у него не было ничего, кроме 20 долларов и небольшой спортивной сумки. Поначалу он жил в Калифорнии на небольшие гонорары за фотографии в тематических журналах и средства, вырученные от продажи оборудования для фитнеса и записанных им видеоуроков по тяжелой атлетике. Также он продолжал участвовать в соревнованиях бодибилдеров, но мечтал лишь об одном — стать кинозвездой.
Помехой на пути к богатству и славе поначалу была его труднопроизносимая фамилия. Из-за этого на афише первого фильма с его участием — «Геркулес в Нью-Йорке» 1970 года — продюсеры предпочли написать просто Arnold Strong — Арнольд Сильный.
Проблема с длинной фамилией довольно быстро перестала беспокоить Шварценеггера, однако начинающий актер по-прежнему говорил по-английски настолько плохо, что его приходилось дублировать. В Голливуде еще долго шутили, что «тверже мускулов Арнольда только его акцент».
Первые работы Шварценеггера в кино не были успешными. Своего дебюта актер стыдится до сих пор, а его игру в фильме «Оставайся голодным» беспощадные критики разнесли, сравнив ее с поведением лошади в кадре. Бодибилдера, привыкшего побеждать, подобные рецензии побудили записаться на курсы актерского мастерства и уроки английского, а заодно и на занятия по основам бизнеса.
Первый киноуспех к Шварценеггеру пришел вместе с фильмами «Конан-варвар» и «Конан-разрушитель». В роли дикаря и сурового воина у него не было длинных монологов — только игра мускулами, с которой он с успехом справился. А в 1983 году режиссер Джеймс Кэмерон задумал снять «Терминатора» и после отказа Мэла Гибсона и Сильвестра Сталлоне пригласил на главную роль Шварценеггера.
За весь фильм актер произнес не больше 18 предложений, но эта роль стала для него судьбоносной: после премьеры «Терминатора» он стал настоящей звездой. Вслед за этой картиной последовали и другие успешные проекты: «Хищник», «Коммандос», «Рыжая Соня», «Правдивая ложь», «Бегущий человек», «Красная жара», «Вспомнить все», «Терминатор 2: Судный день».
Став признанной звездой боевиков, Шварценеггер не боялся экспериментировать с ролями. В начале 1990-х годов он с легкостью согласился отступить от амплуа несокрушимого героя ради комедийной роли в «Близнецах», а после сыграл беременного мужчину в фильме «Джуниор».
К началу 2000-х Шварценеггер получал в среднем от 22 до 25 миллионов долларов за проект, а его гонорар за возвращение к роли киборга из будущего в «Терминаторе 3: восстание машин» составил больше 29 миллионов.
Об умении Шварценеггера очаровывать женщин и его многочисленных любовных похождениях в Голливуде и за его пределами до сих пор ходят легенды. Актер всегда знал, какое впечатление производит на противоположный пол, и беззастенчиво этим пользовался. Поговаривают, что в молодые годы он мог запросто предложить заняться сексом любой симпатичной незнакомке, которую увидел на пляже.
Однако единственной женщиной, которую Арнольд повел под венец, стала известная тележурналистка Мария Шрайвер. Ее семья принадлежала к элите американского общества: отец был влиятельным политиком, мать — младшей сестрой 35-го президента США Джона Кеннеди.
Первая встреча Марии и «железного Арни» состоялась в 1977 году на вечеринке с участием знаменитостей, устроенной в нью-йоркском Рокфеллер-центре. Он был очарован красотой новой знакомой, силой ее характера и энергичностью. Вскоре последовала новая встреча, за ней еще одна. Шварценеггер понял, что влюбился.
Их союз поначалу казался окружающим жутким мезальянсом. Родные и друзья пытались убедить Марию, что Арнольд ей не пара. Она никого не послушала и в 1986 году вышла за актера замуж, а потом родила от него четверых детей.
Шрайвер всегда была самой преданной поклонницей мужа. Она радовалась его успехам в бизнесе и кино, горячо болела за него во время соревнований по бодибилдингу и помогала восстанавливаться после операций и травм. После мучительных сомнений поддержала Мария и стремление Арнольда стать губернатором Калифорнии. Впоследствии в мемуарах актер рассказал, что сначала жена была против его политической карьеры, потому что считала, что это разрушит их семью и «втопчет их в грязь».
Шварценеггер выиграл выборы и провел в кресле губернатора Калифорнии два срока — с 2003 по 2011 год. Эту работу Арнольд называл «лучшей работой в жизни» и даже отказался от положенного ему по должности жалованья.
Однако желание стать политиком дорого обошлось Шварценеггеру. Его брак впервые подвергся серьезному испытанию, когда прямо перед выборами на него обрушился шквал обвинений в сексуальных домогательствах. Он опроверг эти обвинения, выиграл выборы, но позднее все же признал, что его оправдания тогда «были чушью собачьей».
Эту ситуацию, широко освещавшуюся в прессе, Шварценеггер и Шрайвер смогли пережить. Точка в их отношениях была поставлена в 2011 году, когда в прессе вышла статья-разоблачение о тайном романе актера с домработницей в середине 1990-х, от связи с которой у него родился сын Джозеф Баэна.
На фоне публичного скандала Шрайвер подала на развод. Дети Шварценеггера, ошеломленные признаниями отца, тоже перестали с ним общаться. Измену, из-за которой он оказался на самом дне, актер до сих пор считает самой большой ошибкой, с которой ему придется жить всю оставшуюся жизнь.
Бракоразводный процесс некогда одной из самых крепких пар Голливуда растянулся на десять лет. Все эти годы Шварценеггер стремился загладить вину перед бывшей женой и детьми. Он снова и снова извинялся перед ними и пытался вернуть Марию, однако это ему не удалось, хотя в конце концов актер все-таки сумел получить прощение. Сегодня его отношения с бывшей супругой — исключительно теплые и поддерживающие. Мария по-прежнему остается главной женщиной в его жизни, о чем Арнольд не устает повторять во всех интервью.
Постепенно его простили и повзрослевшие дети. Примирившись, они стали вместе появляться в церкви и на красных дорожках, устраивать семейные барбекю. Наладил отношения Шварценеггер и с внебрачным сыном.
Хотя отношения с родственниками Арнольду восстановить удалось, после расставания с супругой он больше не женился и до сих пор живет один. Компанию ему составляют лишь домашние питомцы — пони Виски и осел Лулу. Несмотря на солидный возраст и проблемы со здоровьем, актер продолжает заниматься спортом и по-прежнему сам выполняет большинство трюков на съемочной площадке. Предупреждение врачей, что подобные нагрузки могут плохо для него кончиться, Шварценеггер игнорирует, потому что уверен: именно спорт и работа помогают ему жить и оставаться энергичным.