Маркетинговая платформа «Билайн.ПРОдвижение» на базе собственных больших данных с использованием сервисов Сбера провела исследование потребительских привычек зумеров. Оказалось, что у трети из них есть работа, автомобиль и инвестиционный счет. Остальные выводы — в нашем материале.
Поколение Z — одна из самых активных категорий потребителей сегодня. Как правило, к ним относят молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. На основе обезличенных данных «Билайна» об абонентах и оказанных услугах связи подразделения оператора и Сбера провели масштабное исследование.
Выяснилось, что доход зумеров в Москве составляет в основном от 50 до 75 тысяч рублей (49,38 процента), 33,62 процента зарабатывают в диапазоне от 35 до 50 тысяч рублей. В регионах столько получает преобладающая группа, в то время как доходом от 50 до 75 тысяч располагает чуть более 20 процентов молодежи. Только пять процентов столичных зумеров попадают в так называемый «премиум-сегмент» — группу, склонную к покупке дорогостоящих товаров и услуг. В городах–миллионниках аналогичная группа не превышает одного процента.
В целом работа есть у порядка трети зумеров. Так, в Москве таких пользователей 38,08 процента, в городах-миллионниках — 32,24 процента, а самый большой процент в городах с населением меньше миллиона человек — 38,45 процента. Примечательно, что по данным СберАналитики, 36 процентов от общего количества зумеров стремятся получать пассивный доход от инвестиций и имеют брокерские счета. Среди других финансовых продуктов спросом пользуются страхование (26 процентов), кредитные карты (3,5 процента) и вклады в Сбере (2,3 процента). Популярность инвестиционных продуктов аналитики объясняют ростом финансовой грамотности населения, низким порогом входа по сумме, а также высоким интересом к новым формам сохранения и умножения своих накоплений.
Согласно данным СберАналитики, мужчины чаще работают в сфере программирования и IT, безопасности, добычи и переработки, транспорта и логистики. Женщины предпочитают работать в сферах образования, здравоохранения, финансов, рекламы и маркетинга. Чаще ищут удаленную работу с частичной занятостью.
Как выяснилось в ходе исследования, выраженные черты молодого поколения — любовь к онлайн-ретейлу и скидкам. Так, в Москве почти две трети аудитории аналитические алгоритмы определили как охотников за акциями (61,67 процента). Аналогичная картина в городах–миллионниках и малых городах: скидки в них любят 50,11 процента и 39,81 процента пользователей соответственно.
В структуре расходов зумеров ключевые позиции занимают переводы и другие финансовые операции (25 процентов), почти столько же — продукты (23 процента), девять процентов — кафе, бары и рестораны, семь процентов — туризм и другие развлечения.
При этом мужчины тратят больше на переводы и туризм, что вероятнее всего продиктовано склонностью мужчин оплачивать кредиты и крупные покупки, в том числе на всю семью. Женщины по-прежнему уделяют больше внимания заботе о внешности и физической форме: в категории «Красота, фитнес» доля их трат выше, чем у мужчин. Также женщины чаще интересуются вопросами быта, образованием и досугом детей, товарами для животных. А мужчины, в свою очередь, показали повышенный интерес к обустройству дома, ремонту, технике и всему необходимому для автомобилей. Еще один интересный факт касается онлайн-шопинга. Среди женщин он популярнее: порядка 60 процентов из них регулярно совершают онлайн-оплаты, тогда как среди мужчин доля только 40 процентов.
При этом примечательно, что разрыв между мужчинами и женщинами стремительно сокращается в тратах на продукты, медицину, одежду и обувь, а также электронику и бытовую технику. Это может говорить о стирании гендерных границ в распределении ролей в семье, отметили аналитики.
По данным «Билайн.ПРОдвижения», передвигаться современная молодежь предпочитает на такси: интерес к этой услуге в столице проявляет 69,77 процента пользователей, а в миллионниках — 58,46 процента. Для остальных городов показатель составил 45,86 процента. При этом независимо от географии каршеринг существенно «проигрывает» такси: даже в столице интерес к нему проявляет не более 15,54 процента проанализированных пользователей. У трети зумеров в столице и миллионниках есть свой автомобиль, а для городов с меньшим населением этот показатель оказался выше, достигнув 40,32 процента.
Также выяснилось, что у современной молодежи очень популярны сервиcы доставки еды. В Москве интерес к доставке еды проявляют 64,69 процента пользователей, в городах–миллионниках — 52,35 процента.
Примечательно и то, что мужчины и женщины из поколения зумеров проявляют примерно одинаковый интерес к подпискам. При этом женщины чаще выбирают подписки на фильмы, аудиокниги, телемедицину, а мужчины — сервисные подписки, которые помогают экономить и упростить жизненные процессы.
В целом из полученных данных следует, что женщины этого поколения больше склонны к экономии, накоплениям, а также к онлайн-покупкам на маркетплейсах. Это тоже связано с тем, что они целенаправленно ищут скидки и акции. При этом женщины регулярно откладывают сбережения на уход за собой, семейные нужды, здоровье, отдых, праздники. Мужчины поколения Z, в свою очередь, более склонны к спонтанным покупкам и по-прежнему любят совершать покупки офлайн.