Обратная сторона медитации. Как духовные практики доводят своих адептов до безумия и суицида?
Психолог Ширикинова: опасность медитации в непредсказуемости физических реакций
Екатерина Улитина (Редактор отдела «Забота о себе»)
Восточные духовные практики, которыми когда-то занимался только узкий круг религиозных деятелей, сегодня стали частью популярной культуры — статуэтки Будды, разговоры о карме и даже приложения для медитация на iPhone вряд ли кого-то удивят. А благодаря знаменитостям, которые повально увлеклись нью-эйдж-трендами и начали продвигать такой образ жизни, медитация стала прочно ассоциироваться с благополучием, повышением работоспособности, раскрытием творческого потенциала и поиском истинного предназначения. Однако в действительности у нее есть и обратная сторона, с которой может столкнуться любой практикующий. О чем молчат гуру осознанности и как древние буддийские практики доводят до безумия — в материале «Ленты.ру».
«Я уничтожила вселенную»
В июне 2017 года в психиатрическое отделение мемориальной больницы Харфорда при Университете Мэриленда поступила 25-летня Меган Вогт. Девушка была очень напугана. Она постоянно повторяла, что совершила нечто ужасное и не должна жить. На вопрос матери, которая находилась рядом, что именно сделала Меган, та выкрикнула, что уничтожила вселенную.
В больнице девушке стало лучше. Уже через несколько дней она начала адекватно рассуждать, общаться и даже шутить. Единственный симптом, выдававший недавний кризис, — она слышала музыку, которой на самом деле не было. Сначала Меган не помнила, что с ней произошло, но постепенно воспоминания вернулись. Перед выпиской она рассказала врачам, что приступ начался в центре духовной практики випассаны по Гоенке, где она медитировала много часов подряд.
Поскольку у Вогт не нашли следов употребления наркотиков и алкоголя или какой-то болезни, способной вызвать психоз, единственным логичным объяснением ее состояния стала медитация.
Что такое випассана по Гоенке?
Випассана — это медитативная практика, которая берет истоки в буддизме. В древности ее использовали монахи. Они утверждали, что созерцание и отстраненное наблюдение позволяли им достичь превосходства над временем и пространством и помогали существовать в мире с единственной целью покинуть его.
В XX веке смысл випассаны сильно изменился — ее стали практиковать для телесного и духовного благополучия, а не ради принятия бесчисленных лишений. Эта трансформация началась благодаря уроженцу Бирмы (сейчас Мьянма) этническому индийцу Сатье Нараяну Гоенке. До 1955 года он был успешным бизнесменом, но оставил дела, перебрался в Индию и стал учеником, а потом и учителем випассаны. В 1976 году Гоенка основал свой первый центр медитации, за ним последовали филиалы в других городах и странах.
Сегодня таких центров насчитывается почти 400, и они работают в 98 странах мира. В каждом из них предлагается погрузиться в 10-дневный ретрит (уединение), в течение которого запрещено пользоваться телефонами и интернетом, разговаривать и поддерживать связь с внешним миром. Ежедневно участники медитируют по 10-11 часов, тренируя умение беспристрастно наблюдать за собственным дыханием, телесными ощущениями и мыслями. Считается, что випассана помогает осознать связь между разумом и телом, обрести глубокое самопознание, которое ведет к по-настоящему счастливой жизни, спокойствию и умиротворению.
В поисках счастья и смысла жизни
Отправляясь в ретрит, Меган Вогт верила, что 10-дневное испытание подготовит ее к новой главе в жизни. Тогда девушка переживала непростой период: она недавно окончила колледж, рассталась с парнем и собиралась переехать в другой штат, чтобы найти там работу. Кроме того, она боролась с тревожностью и несколько лет посещала психотерапевта. Специалист легко одобрил идею Меган заняться медитациями, поскольку у нее не было психоза, депрессии или иных психических заболеваний.
Мать девушка Крис Вогт вспоминает, что дочь звонила ей перед самым началом ретрита. В тот день девушка чувствовала себя воодушевленной и предвкушала перемены в жизни. Когда женщина увидела дочь в следующий раз, перед ней был другой человек. От жизнерадостной, любящей путешествия девушки не осталось и следа, теперь Меган сидела в углу кровати, уставившись в пол и говорила несвязанные, пугающие вещи.
Даже после лечения в отделении психиатрии девушка плохо спала, говорила о добровольном уходе из жизни, отказывалась посещать психотерапевта и пить таблетки. Спустя десять недель после окончания ретрита Меган пошла прогуляться в парк, а через несколько часов семье сообщили, что девушка совершила самоубийство.
Просветление и помешательство
Среди практикующих медитации, трагедии, подобные той, что произошла с Меган Вогт, случаются редко. Большинство после ретритов благополучно возвращаются к обычной жизни и не испытывают осложнений. Немало и тех, кто приезжает в центры медитации снова и снова, так как они видят в випассане пользу для физического и эмоционального благополучия. Наблюдения подтверждены не только личным опытом тысяч людей, но и научными исследованиями. Было установлено, что медитации улучшают когнитивные способности, снижают уровень стресса, а также благоприятно воздействуют на здоровье сердца и артериальное давление.
Один из наиболее известных последователей випассаны, основатель Twitter Джек Дорси, в течение 20 лет практикует разные техники медитации, но ретриты по системе Гоенки считает наиболее эффективными. Он утверждает, что випассана помогает пробраться в глубинные слои разума и перепрограммировать его. При этом Дорси не раз признавал, что такая трансформация не проходит легко.
О сложностях на пути духовного самопознания хорошо знали и древние монахи. В традиции Тхеравады, из которой берет начало система Гоенки, встречается предупреждение, что медитирующие могут испытывать «искаженное прозрение». Состояние проявлялось в виде комплекса симптомов, которые с точки зрения современной клинической психологии напоминают психосоматические недуги — маниакальное блаженство, желудочно-кишечные проблемы и зрительные галлюцинации. Монахи традиции дзен тоже описывали «дьявольские проявления», которые в крайних случаях заканчивались сумасшествием и суицидом.
Современные искатели осознанности тоже знакомы с проявлениями теневой стороны медитации. На специализированных сайтах, люди, пережившие этот опыт, иногда делятся воспоминаниями. Например, 51-летняя учитель медитации из Великобритании Дамчо Памо рассказала, что после очередного ретрита она вернулась домой в состоянии психоза, мании и депрессии. Лечение этих состояний затянулось на три года.
Еще одна жертва — 28-летняя преподавательница йоги. После ретрита випассаны у нее начались ежедневные панические атаки и приступы психоза. Справиться с болезнью помогло лишь длительное лечение у психиатра. «На седьмой день ретрита у меня случилась невероятно сильная паническая атака, из-за которой я почувствовала, что утратила чувство собственного достоинства. Это ощущение закрепилось до такой степени, что я не могла узнать себя в зеркале», — вспоминала девушка.
Когда тело против осознанности
Медицинский психолог клиники «Медскан» Геляна Ширикинова считает, что медитации можно успешно внедрять в системы реабилитации и самопомощи. Однако подходят они далеко не всем. Кроме того, они не способны заменить лечение у врача. В беседе с «Лентой.ру» Ширикинова предупредила, что с особой осторожностью к духовным практикам надо относиться людям с хроническими психиатрическими заболеваниями, зависимостями и тем, кто перенес травмы головного мозга. Но и у здоровых людей медитации порой вызывают серьезные осложнения, предупредила психолог. Например, если практиковать их в периоды сильных эмоциональных потрясений — развода, потери близкого человека, личностного кризиса.
Ширикинова добавила, что изменение дыхания и сердцебиения во время медитации может спровоцировать кислородное голодание и привести к паническим атакам, спазмам и другим симптомам. «Опасность духовных практик таится в незнании того, как отреагирует тело. Кроме того, многие, приходя на занятия, пренебрегают элементарными вопросами безопасности. Они не учитывают особенностей своего тела и психики», — объяснила Ширикинова.
Ложь о медитации
Причина, по которой у некоторых людей возникают побочные эффекты от медитации, а у других — нет, пока неизвестна. Предполагается, что негативные последствия возникают по тем же причинам, что и положительные: практики осознанного наблюдения утолщают прифронтовую кору, которая отвечает за рациональное мышление и тревогу. Еще один вопрос, на который нет однозначного ответа, — как часто те, кто практикует медитацию, испытывают ее темную сторону.
Директор лаборатории клинической и аффективной нейробиологии в Университете Брауна (США) Виллоуби Бриттон много лет занимается изучением побочных эффектов медитации. Она утверждает, что негативные последствия случаются чаще, чем о них говорят. Одни молчат, так как считают дискомфорт неизбежным этапом духовного очищения, другие опасаются, что их заподозрят в неправильном выполнении техники или плохом выборе наставника.
Бриттон подчеркнула, что недостаточно честны не только те, кто практикует медитации, но и ученые, изучающие их. По ее словам, много лет исследователи продвигают так называемую осознанность в массы, рассказывают о ее пользе, но не уточняют, что она может спровоцировать ментальный кризис, вскрыть старые травмы или погрузить человека в глубокую депрессию.
Однако осознанность, говорит Бриттон, заключается точно не в том, чтобы продвигаться по корпоративной лестнице, быть успешным и эффективным. По ее мнению, медитации скорее являются кропотливым процессом по обработке пережитого опыта. Тем, кто погружается в него любым доступным способом, — покупая тренинг в интернете, скачивая приложение для медитации или отправляясь в ретрит, — Бриттон советует быть осторожным и помнить, что о действии духовных практик на тело люди до сих пор знают очень немного.