Прямо в цель. Как в России создают самые мощные и точные снайперские винтовки в мире
Мало что так эффектно воплощает сам дух войны, как образ снайпера. Каждый, кто видел фильмы «Спасти рядового Райана» и «Враг у ворот», знает: меткий стрелок в удачно выбранной позиции способен изменить ход целого сражения — но только если у него есть современное и надежное оружие. Как российские конструкторы делают самые мощные и точные снайперские винтовки в мире? Отвечаем в проекте «Оружие России: на страже Родины».
Решающий выстрел
О работе снайпера полковник запаса Федеральной службы безопасности (ФСБ) Василий Николаев знает не понаслышке. Более 19 лет он служил снайпером в знаменитой группе А — одном из лучших в мире подразделений антитеррора. Главной задачей сотрудников «Альфы» было предотвращение диверсий — захватов зданий, транспорта и заложников. Именно поэтому в «Альфу», созданную по специальному приказу КГБ, брали людей с высокими интеллектом и хорошей реакцией. Тут всегда ценили сообразительных, находчивых, хладнокровных и, конечно, здоровых. К примеру, в элитное подразделение с самого начала отбирали бойцов ростом не ниже 175 сантиметров.
Десятилетиями сотрудники «Альфы» беспощадно боролись с бандитами и террористами по всему миру. На их счету — сотни спасенных жизней
По словам Николаева, для успеха любой операции важна не только физическая подготовка и маскировка, но и оружие, которое есть в распоряжении стрелка.
Именно оно сыграло решающую роль во время захвата террористами автобуса в аэропорту Минеральных Вод. За теми событиями 28 июля 1994 года в прямом эфире телеканалов следила вся страна.
Николаев вспоминает, что уже через несколько часов после сообщения о захвате его группа была на взлетном поле. Казалось, что опытный снайпер сможет быстро ликвидировать преступников , но произвести точный прямой выстрел мешали закрытые шторами окна в салоне автобуса. Для обзора было доступно только лобовое стекло, в которое попадали водитель и контролировавший его террорист. К тому же захваченный автобус с гражданскими не стоял на месте, а периодически курсировал вокруг здания аэропорта. Вдобавок с наступлением ночи террористы потребовали, чтобы двигающийся по кругу автобус сопровождала милицейская машина с включенными фарами. Штурмовая группа не могла незаметно подобраться близко.
«Команда на выдвижение нам поступила утром, — вспоминает спецназовец. — Работали три снайперских пары. Одна выдвинулась в зеленую зону с елочками и невысоким кустарником по периметру. Для маскировки — то что надо. Другая пара заняла позиции практически на ровном месте, в траве. Им было сложнее, но сделали все профессионально».
Две другие группы, вооруженные ВСС «Винторез», ползли пластом в нескольких десятках метров от дороги, по которой перемещался автобус, но оставались незаметными для террористов.
И если маскировка в кустарнике была несложной, то скрываться на фоне нескошенной травы бойцам было уже куда труднее. Долгих два часа Николаев полз до своей позиции, а затем еще пять часов лежал без движения в ожидании команды на штурм.
«Очень удачно получилось. В оптику все просматривалось без помех, готовность к ведению эффективного огня — в любую секунду. До автобуса — от 30 до 50 метров, не более: дистанция менялась, он же двигался по кругу периодически. Напарник мой занял позицию сзади, на осветительной вышке. Наблюдаем, сообщаем по связи о результатах», — рассказывает Николаев.
После того как на площадь по требованию террористов был подан вертолет, в какой-то момент четверо из них оказались на виду у снайперов и стали отличными мишенями. Однако для того, чтобы их нейтрализовать, нужно было попасть им точно в голову — преступники были в бронежилетах.
В итоге именно снайперы внесли решающий вклад в операцию, — в том числе благодаря их усилиям удалось задержать троих террористов
Это случилось после того, как у одного из боевиков не выдержали нервы и он взорвал гранату, погубив себя и нескольких заложников.
«Нет смысла доказывать, что любая оплошность или неточность снайпера в выборе позиции и маскировке может привести к необратимым последствиям», — заключает Николаев.
Однако еще важнее качественная и точная винтовка, которая в решающий момент не подведет стрелка. Всего несколько точных выстрелов могут не только сохранить жизнь мирных людей, но и за считаные минуты с минимальным риском разрешить самую сложную ситуацию.
Сегодня Россия располагает широкой линейкой снайперских винтовок, которые позволяют решать невыполнимые на первый взгляд боевые задачи.
От СВТ к СВД
История российских снайперских винтовок начинается со знаменитой самозарядной винтовки Токарева (СВТ) и винтовки Мосина, которые отлично показали себя во время Великой Отечественной войны. Легендарным доказательством их эффективности стали подвиги снайпера Людмилы Павличенко: выступая в американском городе Чикаго в 1943 году, она заявила, что уничтожила из СВТ сотни немецко-фашистских захватчиков.
«Джентльмены, мне 25 лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» — сказала тогда Людмила.
Уже после окончания войны стало ясно, что СВТ, несмотря на всю ее эффективность, не очень подходит для широкого использования в армии. У винтовки Токарева были свои особенности, поэтому ее можно было доверить только самым опытным и подготовленным бойцам. Оружие требовало особого ухода и регулярной чистки. Кроме того, использование пороха советского и иностранного производства вынуждало регулярно корректировать настройку винтовки, а это было не под силу большинству солдат.
Решение этих проблем нашел потомственный оружейник Евгений Драгунов. Молодого специалиста, окончившего Ижевский индустриальный техникум, в декабре 1938 года направили в Хабаровск, в школу артиллерийской инструментальной разведки. С началом Великой Отечественной войны Драгунова с его высокой квалификацией на фронт не призвали, оставили в сформированном на базе техникума училище старшим оружейным мастером.
Вернувшись после войны в Ижевск, конструктор создал несколько интересных образцов оружия, включая спортивную винтовку С-49.
Самым известным изобретением Драгунова оказалась СВД, принятая на вооружение Советской армии в 1963 году
Оружейник рассказывает, что при создании винтовки ему пришлось учитывать чрезвычайно сложные тактико-технические характеристики, требования к которым выдвигало военное ведомство. Из-за этого в СВД соединились казавшиеся несочетаемыми особенности.
«При конструировании нам необходимо было преодолеть ряд противоречий. Например, для надежной работы винтовки в тяжелых условиях ей нужно было иметь большие зазоры между подвижными частями, а для того, чтобы иметь лучшую кучность, необходимо все как можно плотнее пригнать», — вспоминал Драгунов.
О том, насколько удачным получилось оружие, свидетельствует показательный случай. 12 ноября 1989 года боец одной из пяти партизанских организаций Сальвадора вблизи деревни Сан-Мигель сбил из СВД правительственный штурмовик A-37 Dragonfly, который собирался атаковать зенитки повстанцев.
Несмотря на эффективность и впечатляющие боевые заслуги СВД, в начале XXI века стало понятно, что ей требуется апдейт с учетом новейших достижений в оружейном деле. В 2016-м на вооружение Российской армии начала поступать модернизированная снайперская винтовка Драгунова (СВДМ). Она получила более надежный ствол и дульное устройство, планку Пикатинни для ночного прицела, боковую планку и крепление для складываемой сошки (упор для огнестрельного оружия).
Смена поколений
А в мае 2023-го на вооружение Российской армии была принята снайперская винтовка Чукавина (СВЧ), которая в перспективе должна заменить СВД.
Созданное под руководством конструктора Андрея Чукавина на базе снайперской винтовки Калашникова (СВК) оружие прошло проверку боем в зоне специальной военной операции (СВО), превосходит СВД по кучности стрельбы на 25-30 процентов и лично протестировано президентом России Владимиром Путиным. За создание новой снайперской винтовки президент наградил конструктора Чукавина орденом Александра Невского
Глава государства опробовал винтовку в сентябре 2018 года, в День оружейника. Президент произвел пять выстрелов по мишени, расположенной на расстоянии 600 метров. Не проходивший (насколько известно) снайперской подготовки Путин три раза попал в цель, наглядно продемонстрировав простоту обращения с новой разработкой.
«Идея заключалась в разработке новой компоновки оружия. Карабин было сделать проще, поэтому начали делать именно его. В 2018 году на одном из совещаний мы показали этот карабин военным, и они выразили желание опробовать и боевое оружие, созданное по такой схеме. Была открыта опытно-конструкторская работа (ОКР) "Жнец" по созданию оружия в отечественном калибре 7,62 на 54 миллиметра. Так началась плотная работа над СВЧ», — вспоминает конструктор.
Директор кластера вооружений, боеприпасов и спецхимии «Ростеха»Бекхан Оздоев отмечает, что за счет использования современных материалов и меньших габаритов СВЧ легче СВД. Это повышает мобильность бойца и позволяет применять оружие в ближнем бою.
Характеристики СВЧ
Новая винтовка получила телескопический приклад и возможность установки любого навесного оборудования. Также СВЧ оснащена двухсторонним флажком включения предохранителя, которым удобно управлять как правой, так и левой рукой. СВЧ разработана под два типа патронов — 7,62 на 54 миллиметра и 7,62 на 51 миллиметр. СВЧ под патрон калибра 7,62 на 54 миллиметра совместима с магазинами от СВД.
«Изменения эргономики оружия назрели сами собой: это складывающийся приклад с регулировкой его длины, а также высоты щеки и затылка — причем амортизированного. Кроме того, приклад сам должен регулироваться по длине, поскольку сейчас уже выросло другое поколение, для которых приклад СВД коротковат», — говорит Чукавин.
По словам конструктора, для по-настоящему современной винтовки регулируемый приклад жизненно необходим. Он намного эргономичнее в сочетании с экипировкой стрелка, особенно если операция проходит в зимних условиях или если снайпер одет в бронежилет.
Рекордные винтовки
Несмотря на то что СВД и, в перспективе, СВЧ — основные отечественные винтовки, линейка разработанного в России снайперского оружия ими не исчерпывается. Так, у Вооруженных сил есть армейская снайперская винтовка крупнокалиберная (АСВК), которую производит ковровский завод имени Василия Дегтярева.
Оружие использует бронебойные и бронебойно-зажигательные патроны калибра 12,7 миллиметра, эффективные против легкобронированных целей и бронежилетов тяжелых классов. Для уменьшения отдачи у АСВК есть специальный дульный тормоз (компенсатор, предназначенный для уменьшения отдачи огнестрельного оружия).
По своим характеристикам близка к АСВК сверхдальнобойная винтовка СВЛК-14С «Сумрак» компании Lobaev Arms. В 2017 году она установила мировой рекорд, поразив цель на расстоянии 4210 метров. Для сравнения: дальность стрельбы популярной в зарубежных армиях британской винтовки L115A3 — в два раза меньше.
В 2019 году «Сумрак» поставила еще один рекорд: на испытаниях в ночных условиях стрелок смог на расстоянии пять километров уложить группу из пяти выстрелов в мишень размером 60 на 60 сантиметров. Более того, он даже не пользовался подсветкой оптики.
По некоторым данным, во время СВО «Сумрак» использовали снайперы под Киевом и Харьковом и смогли уничтожить десятки высокоприоритетных целей. В Lobaev Arms говорят, что на Украине российские снайперские подразделения используют несколько моделей винтовок компании. Так, совместно с СВЛК-14С «Сумрак» применяются тактическая снайперская винтовка ТСВЛ-8 «Сталинград» и модульная винтовка DXL-5 «Опустошитель».
По ряду показателей они превосходят западные образцы. «Опустошитель» имеет уникальную для калибра 12,7 миллиметра кучность стрельбы. Она в четыре раза точнее американского конкурента — винтовки M82.
«Сумрак» — не единственная российская разработка, ставящая мировые рекорды. В сентябре 2022 года крупнокалиберная снайперская винтовка CT20 компании «Промтехнология» (бренд ORSIS) впервые в мире поразила с 5117 метров бумажную мишень размером три на три метра. При этом расстояние между пробоинами при ветре 5 метров в секунду по горизонтали составило 1,6 метра, а по вертикали — 1,2 метра.
«Что подтверждает: по одиночной цели работать — удача, а по групповой — вполне реально», — заявили тогда в «Промтехнологии».
Разработки российской компании привлекают все больше внимания и за рубежом. Обозреватель американского издания 19FortyFive Кристиан Орр особо отметил эффективность российской винтовки T-5000.
Винтовка T-5000
Магазинная высокоточная снайперская винтовка с продольно скользящим затвором. Продольно скользящий затвор — механизм, обеспечивающий открывание и закрывание канала ствола путем движения затвора вдоль оси ствола, используется для приведения в действие других механизмов оружия, вроде подачи патрона или удаления стреляных гильз.
«Положа руку на сердце, многие ли знают о российской снайперской винтовке ORSIS T-5000? Если вы не заядлый геймер (я, кстати, таковым не являюсь) и не поклонник игры Escape From Tarkov, то, скорее всего, вы никогда о ней не слышали», — пишет Орр, подчеркивая, что это оружие незаслуженно малоизвестно.
Но есть и другие российские винтовки. Некоторые из них созданы под специфические задачи. Например, в зоне СВО уже применяется тактическая винтовка TSVL-8 M4 «Антиматерия» — эта разработка Lobaev Arms оснащена системой снижения заметности, которая подавляет звук и пламя от выстрела.
По словам российского конструктора-оружейника Владислава Лобаева, весной из «Антиматерии» был уничтожен боец Вооруженных сил Украины, показавший российским солдатам неприличный жест. Противник находился на расстоянии 1190 метров от снайпера и занимался маскировкой позиций.
***
В современной России не только создают и модернизируют снайперские винтовки, но и активно разрабатывают для них специальные патроны. В концерне «Калашников» ведутся работы по совершенствованию существующих снайперских патронов калибра 7,62 и 12,7 миллиметра.
Кроме того, конструкторы разрабатывают интеллектуальные прицелы, оснащенные встроенными баллистическими комплексами. Они позволят снайперу вносить поправки в расчеты выстрела, не отрывая глаз от прицела и не нарушая способ установки приклада.
«В перспективе система будет выполнять достаточно большой спектр задач, которые сегодня целиком лежат на стрелке. Это обнаружение цели, ее захват в прицел, введение поправок по текущим метеоданным и многое другое», — говорит Оздоев из «Ростеха».
Как и во все времена, разработчики снайперских винтовок стараются увеличить их дальнобойность и точность. А еще сделать так, чтобы стрелок мог работать в самых сложных погодных и природных условиях. К этим требованиям добавляются простота использования и обслуживания — качества, которые особенно важны на фронте.
Сбалансировав десятки ключевых параметров, российские инженеры смогли создать сразу несколько линеек уникальных винтовок.
Российская оружейная школа переживает настоящий расцвет. На смену легендарным СВД и винтовке Мосина приходят все новые, технологически продвинутые разработки, отвечающие высоким требованиям современных и будущих конфликтов.
И этот расцвет наступил очень вовремя. Именно сейчас российская снайперская школа вновь доказывает свой статус лучшей в мире — причем в боевых условиях. «Сумрак» и «Опустошитель», «Антиматерия» и «Сталинград» не только облегчают тяжелую фронтовую работу стрелков, но и позволяют им решать задачи, которые еще несколько десятилетий назад казались просто немыслимыми.