Культура
00:00, 25 октября 2023

В Голливуде попытались переснять великий фильм ужасов «Изгоняющий дьявола». Что из этого вышло?

Ярослав Забалуев (кинокритик «Ленты.ру»)
Кадр: фильм «Изгоняющий дьявола: Верующий»

В сети вышел «Изгоняющий дьявола: Верующий» Дэвида Гордона Грина — попытка перезагрузки хоррор-франшизы, начатой полвека назад великим фильмом Уильяма Фридкина. «Лента.ру» рассказывает, почему этот в пух и прах разруганный критиками и зарубежной публикой фильм на деле вовсе не так плох, как кажется.

Во время отдыха на Гаити фотограф Виктор Филдинг (Лесли Одом-младший) и его беременная жена Соренн (Трейси Грейвз) оказываются среди пострадавших от землетрясения. Врачи ставят Виктора перед выбором, кому жить — любимой супруге или готовой родиться дочери. Спустя тринадцать лет Виктор в одиночку воспитывает Анджелу (Лидия Джюэтт) и потихоньку переживает кризис веры из-за ухода жены из жизни. Однажды Анджела зовет подругу Кэтрин (Оливия О’Нилл) в лес, чтобы пообщаться с призраком матери. Через трое суток девочки возвращаются к родителям. Они ничего не помнят, от них плохо пахнет, а вскоре обе начинают себя странно вести — ругаться и говорить нечеловеческими голосами. Безутешным родителям вскоре приходится признать, что их чада одержимы бесами, а значит, от традиционной медицины помощи ждать не приходится. Самое время вызывать экзорцистов.

В этом году исполнилось полвека самому первому «Изгоняющему дьявола» Уильяма Фридкина — впечатляющий возраст еще и потому, что эта картина до сих пор входит во все возможные списки самых страшных в истории кинематографа

Один из секретов здесь очевидно в том, что скончавшийся этим летом режиссер оперировал не канонами малобюджетных ужастиков, а снимал настоящую драму, в которой мистический элемент служил, прежде всего, усилению универсальной проблематики. Одержимость бесом трактовалась критиками и как феминистская метафора, и как воплощение бунта, и как просто канализированное зло, которое есть в каждом человеке независимо от вмешательства всяческих темных сил. Логично, что среди долгоиграющих хоррор-франшиз «Изгоняющий дьявола» стал самой интеллигентной и даже утонченной — несмотря на позднейшие сиквелы и даже поставленный не так давно по мотивам фильма сериал. Третью часть в 1990 году и вовсе поставил автор исходного романа Уильям Питер Блэтти, недовольный интерпретацией своего текста Фридкином. «Изгоняющий дьявола III», среди прочего, примечателен еще и тем, что стал прямым послесловием оригинала, разъяснившим все вопросы, отвечать на которые Фридкин не счел необходимым.

В эпоху повсеместного ревизионизма, ремейков и ребутов «Изгоняющий дьявола», разумеется, был обречен на переосмысление. Исполнить эту миссию позвали Дэвида Гордона Грина, который совсем недавно более или менее удачно проделал те же манипуляции с «Хеллоуином» Джона Карпентера. Трилогия Грина была неоднозначно воспринята зрителями и критиками (особенно досталось действительно неудачной второй части), но главное все же удалось. «Хеллоуин» вновь пошел в кинотеатрах, освободив маньяка Майкла Майерса из заточения дрянных хорроров, которые раньше оставались в зоне видеопроката, а сегодня заполняют подвалы стриминговых сервисов.

Из «Изгоняющего дьявола» также решено было сделать трилогию — «Верующий» это начало новой истории, почтительно, впрочем, кивающее в сторону великого оригинала

Центральное место в фан-сервис-программе занимают не грязные ругательства из уст маленьких девочек и не брызги зеленой жижи изо рта, а появление на экране Эллен Берстин и Линды Блэр — мамы и дочки Макнил из фильма 1973 года. У Блэр здесь всего один кадр — в основном она работала консультантом, обучая последовательниц пугать взрослых. Зато у девяностолетней Берстин — небольшая, но важная, полноценная роль. Актриса рассказывает, что сперва не хотела соглашаться на предложение Грина, но когда ее гонорар повысили вдвое, сочла это происками дьявола. Тогда она решила обвести его вокруг пальца, отправив зарплату на благотворительность.

Несмотря на все эти жесты в сторону преданных поклонников серии, «Верующий» собрал богатый урожай ненависти как от критиков, так и от зрителей. Это не помешало фильму трижды окупить 30-миллионный бюджет, однако дальнейшая судьба франшизы пока под вопросам. Universal и Blumhouse заявили о намерении переосмыслить выбранное направление, а Дэвид Гордон Грин теперь сомневается, что останется режиссером в последующих двух фильмах.

Реакция хейтеров совершенно понятна и объяснима. При всех соблазнах оригинальный «Изгоняющий дьявола» это не архивный музейный слэшер (каким, положа руку на сердце, сегодня во многом является первый «Хеллоуин»), а вполне актуальный киношедевр. Фильм Фридкина пугает и впечатляет по сей день — резкостью взгляда, вызывающей телесностью и физическим ощущением масштаба. Провинциальная история про одержимую девочку в картине 1973 года вырастает до зафиксированной с почти документальной резкостью схватки света и тьмы. Дэвид Гордон Грин, в свою очередь, режиссер «Джо» и «Ананасового экспресса», его дарование предназначено для небольших историй. Хорроры и кино в стилистике титанов Нового Голливуда — совсем не его конек. Он вежливо воспроизводит некоторые цветовые схемы и посильно сгущает мрачную атмосферу, но все же побаивается рисовать настоящих чудовищ и в критический момент предпочитает взгляду в бездну бытовую мелодраму.

И тем не менее, будет справедливо сказать, что его версия старого сюжета вполне релевантна нынешней эпохе. Вместо одинокого борца со злом Макса фон Сюдова здесь торжествуют горизонтальные связи. Экзорцизм теперь становится командной игрой, которая оказывается важнее собственно демона — имя Пазузу из оригинала здесь ни разу не произносится. Обвинять Грина в недостатке изобразительной и выразительной глубины тоже неловко: мейнстримное голливудское кино в этом смысле сегодня вообще не на высоте, вряд ли кто-то справился бы лучше. Ну а в том, чтобы приложить старую схему к новой реальности, нет ничего дурного, однако исследователям этот опыт, пожалуй, интереснее, чем зрителям. Впрочем, если абстрагироваться от величественного контекста, «Верующий» — вполне пристойный, бойкий хоррор на вечер. Не хуже «Улыбки», «Варвара» и других хитов последнего времени. И если Universal и Blumhouse действительно решатся на продолжения — что ж, будет любопытно.

«Изгоняющий дьявола: Верующий» вышел на Amazon Prime Video.

< Назад в рубрику