Ментальная арифметика или менар — это популярная в последнее время методика, с помощью которой можно научить ребенка быстро вычислять в уме. Считается, что это не только помогает быстрее складывать и вычитать, но и развивает память, креативность и интеллект в целом. «Лента.ру» рассказывает, когда появилась методика, в чем ее главные принципы и в каком возрасте лучше начать обучение.
Ментальная арифметика — это система быстрого счета в уме. Она позволяет вычитать, складывать, умножать и делить большие числа за короткое время без помощи ручки и бумаги или калькулятора.
В отличие от классической математики, где дети при счете опираются на состав числа, логику и память, в ментальной арифметике вычисления производятся с помощью специальных счетов — абакуса. Сначала ребенок учится считать на абакусе, а со временем отказывается от него и, помня алгоритмы, выполняет ментальный счет.
Существует несколько версий происхождения абакуса. Согласно одной из них, впервые такие счеты появились в Месопотамии (современная территория Ирана, Ирака, Сирии, Турции) примерно в IV веке до нашей эры. Тогда они представляли собой стол или деревянную доску, покрытую пылью или песком, на которых проводили линии палочкой. По другой версии, абакус придумал древнегреческий ученый Абак, в честь которого и назвали прибор. Его использовали для счета в Греции, Риме, Индии и Египте.
Впервые его упомянули в 190 году нашей эры в китайских летописях, а приблизительно с 1200 года суаньпань стали активно использовать в Японии, Корее и Индии. Выглядел инструмент как небольшой ящик вытянутой формы, разделенный досками на неравные части. Поперек него помещали палочки и нанизывали на них бусины.
Сейчас ментальная арифметика входит в школьную программу в Китае и Японии.
Существует несколько правил, которые нужно запомнить тем, кто хочет освоить ментальный счет на абакусе.
Чтобы показать число на счетах, нужно подвести к внутренней перекладине соответствующее количество костяшек. Например, для числа шесть нужно на крайней левой спице поднять вниз верхнюю косточку (5) и одну нижнюю (1). Аналогично отображается и число 66, только для него надо задействовать две спицы — одну для единиц, вторую для десятков.
Оптимальный возраст для обучения ментальной арифметике — 5-12 лет. Некоторые специалисты расширяют верхнюю границу до 14, 18 и даже 24 лет, поскольку именно до этого возраста в мозгу формируются новые нейронные связи. Однако все педагоги сходятся во мнении, что после 12-14 лет способность мозга приобретать и использовать новые сложные навыки снижается,.
Пытаться научить ребенка ментальному счету раньше тоже не стоит — в два-три года мозг еще не готов овладеть такой информацией.
Тем не менее если вам больше 25 или 45 лет, нет причин отказывать себе в занятиях. Да, возможно, обучение будет не таким легким, как у детей, но это в любом случае станет отличным методом профилактики болезней, связанных с ухудшением памяти и концентрации.
«Разница между обучением детей и пожилых людей только в подаче материала, — рассказывает тренер по ментальной арифметике Лариса Моисеева, которая занимается как с дошкольниками, так и со взрослыми. — Детей я стараюсь учить через игру, чтобы заинтересовать и мотивировать их. Взрослые люди уже понимают, для чего они учатся, их не надо убеждать. Кроме того, пожилым необходимо больше прокачать те функции, которые у детей как раз есть, а с возрастом ухудшаются, например, воображение и мелкую моторику».
Стандартная программа обучения, как правило, рассчитана на два — два с половиной года. Первые результаты — освоение абакуса и умение выполнять на нем простые вычисления становятся заметны только через два-три месяца после начала учебы.
Занятия в образовательных центрах обычно проходят один-два раза в неделю и длятся от 45 минут. Частные преподаватели могут предложить свою методику и назначить другую интенсивность занятий. По мнению Ларисы Моисеевой, основная сложность заключается в том, что занятия ментальной арифметикой требуют регулярности, как и любая другая тренировка.
Точных доказательств того, что ментальная арифметика положительно влияет на когнитивные способности ребенка, нет. Однако ученые продолжают проводить исследования, надеясь понять, какой эффект навыки ментального счета оказывают на развитие детей.
Так, британские академики в 2007 году провели эксперимент среди 3185 суданских школьников 7-11 лет, которые регулярно учились считать на абакусе. Ученики из экспериментальной группы получили на тестах IQ в среднем на семь баллов больше, чем ученики, которые не занимались ментальной арифметикой.
По словам российской ученой и психолингвиста Татьяны Черниговской, ментальная арифметика — специфическая дисциплина, которая может подойти не каждому ребенку. Однако она подчеркивает, что практика ментального счета в любом случае развивает у ребенка функции тех частей мозга, которые без нее были бы не развиты, — например, эмоциональный интеллект, упорство, стремление быть успешным и добиваться поставленных целей.
С ней соглашается и Лариса Моисеева. «Задача ментальной арифметики — не научиться считать, а развить межполушарные связи, чтобы оба полушария работали одновременно и между ними образовывались нейронные связи. Чем их больше, тем быстрее и эффективнее работает мозг», — рассказывает Моисеева.
Таким образом, педагоги по ментальной арифметике могут заверить, что эта методика как минимум:
К минусам ментальной арифметики можно отнести:
Наконец, ребенку может просто не нравиться подобный метод счета. В таком случае не стоит его мучать и заставлять учиться ментальной арифметике насильно.
Обучиться ментальной арифметике можно на различных курсах. Такие программы, например, предлагают специализированные школы и образовательные центры. Кроме того, в интернете можно найти тренажеры для самостоятельной подготовки, а на сайтах TutorOnline, «Профи.ру», «Альфашкола» и других — подобрать репетитора по ментальной арифметике.