Моя страна
14:43, 27 ноября 2023

«У нас был вышитый портрет Путина» Как древний промысел стал в России модным сувенирным брендом

Петр Каменченко (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Фото: Андрей Соломонов / РИА Новости

Одним из самых сложных и драгоценных традиционных народных промыслов, получивших широкое распространение еще в Древней Руси, было золотое шитье. Техника вышивки золотой и серебряной нитью пришла к нам из Византии почти одновременно с православием. За десять веков это ремесло на Руси превратилось в изысканно сложный и абсолютно уникальный вид искусства, расцвет которого пришелся на период XVII-XIX столетий. Об истории и сегодняшнем дне русского золотого шитья — в материале «Ленты.ру».

Сложное и очень дорогое рукоделие

Когда, кем и где именно была придумана техника золотого (золотного) шитья доподлинно неизвестно, но первые сведения о нем относятся ко II веку до нашей эры и Пергамскому царству, оттуда она перебралась к римлянам, а позже получила широкое распространение в Византии. На Руси ранние упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах и записках иностранных путешественников начиная с XI века.

Первые золотошвейные мастерские на Руси возникали при монастырях. Умение шить золотом ценилось очень высоко, так как этот вид рукоделия требовал большой точности, внимания, усидчивости и занимал много времени. Дорогими были и расходные материалы, которые нельзя было испортить.

Обучение мастериц длилось около семи лет. В основном золотошвейками становились женщины знатного сословия, по каким-либо причинам принявшие монашеский постриг и получившие благословение на золотошвейное послушание

Изначально ручная вышивка золотыми и серебряными нитями использовалась для создания церковных облачений, хоругвей, икон, шитых иконостасов, покровов, знамен, плащаниц, дароносиц, закладок для Священного Писания и многого другого.

Кроме церкви заказчиками золотой вышивки были княжеский (царский) двор и наиболее состоятельные бояре. Для последних богатство и качество золотой вышивки было показателем статуса. Многие бояре создавали собственные золотошвейные мастерские, которые состязались в этом тонком искусстве. Секреты ремесла, приемы шитья передавались по наследству от матерей к дочерям.

После польского разорения Москвы (1610-1612) «царицыны светлицы» Кремля смогли восстановить численность своих золотошвеек с 15 до 80 мастериц только за 60 лет

Светской вышивкой занимались в основном крепостные, лучших мастериц перекупали за большие деньги, а их работы использовали в качестве драгоценных подарков и подношений.

По большим престольным праздникам драгоценные одежды вывешивались на всеобщее обозрение на улицах и у храмов, что служило показателем высокого положения и богатства их хозяев.

В качестве модного рукоделия золотым шитьем занимались светские дамы и даже представительницы царских семей — в частности, дочери последнего русского императора Николая II.

Такая вот канитель

Нити для шитья делали из золота и серебра. Металл вытягивали в очень тонкую проволоку — канитель. Процесс был долгий и кропотливый. Раскаленную заготовку осторожно, чтобы не порвать, проволакивали специальными клещами через отверстие в волочильной доске. Получившуюся проволоку остужали, а затем снова раскаляли, чтобы она стала мягкой и могла пройти уже через более узкое отверстие. Опять остужали, опять вытягивали — и так до тех пор, пока не получали нить необходимой толщины. Все это делалось вручную и занимало много часов. Отсюда и выражение «тянуть канитель» — то есть заниматься нудной однообразной работой.

Готовая нить была двух видов: круглая в сечении — волоченка и расплющенная — бить.

Волоченая нить получалась довольно хрупкой, вышивать ею как обычными нитками — «в прокол», продевая сквозь ткань, было сложно, поэтому ею предварительно обвивали льняные и шелковые нити (скань). Бить укладывали небольшими фрагментами по узору на лицевой стороне ткани, прикрепляя стежками шелковой нити — эта техника называлась «вприкреп». Но это лишь основные приемы, у самих же мастериц было множество «фирменных» секретов.

Для золотого шитья выбиралась дорогая и прочая ткань, которая могла выдержать тысячи проколов: тафта, атлас, парча, бархат, а также кожа и замша. Изделие украшали жемчугом, драгоценными камнями и самоцветами. Понятно, что готовые изделия получались очень дорогими и весили немало — до 20 и более килограммов.

Есть разница между понятиями золотое и золотное шитье. В случае золотного шитья используется искусственная нить с примесью золота или серебра (обычно не более десяти процентов). В настоящее время повсеместно используют именно золотное шитье

Клад, пролежавший восемь веков

Золотым шитьем славились многие города России. Свои школы были в Пскове и Новгороде, Рязани и Казани. Особенной красотой и качеством были известны нижегородские платки (Огородец, Арзамас) с золотой вышивкой, для которых использовались мягкие и легкие ткани — миткаль, шелк, батист, кисея. Но самой известной и заслуженно лучшей считалась новоторжская (торжокская) школа золотого шитья.

Судя по археологическим раскопкам, ранние славянские поселения на восьми холмах по берегам Тверцы относятся к IX-X векам. Первое летописное упоминание непосредственно о Торжке датируется 1139 годом, когда городок захватили дружины князя Юрия Долгорукого. В те годы Торжок был торговой колонией Новгородской республики, управлялся ее наместниками и назывался Новым Торгом, отчего жители его до сих пор называют себя новоторами. Город не раз подвергался нападениям, трижды его сжигали почти дотла, но всякий раз он вновь возрождался и набирал силу.

Одно время считалось, что золотая вышивка пришла на Русь с Востока вместе с монголо-татарским нашествием, но это не так, и тому есть веские археологические свидетельства.

В 1989 году Новоторжской археологической экспедицией при раскопках на территории некрополя Борисоглебского монастыря была обнаружена древняя золотая вышивка. Ученые датировали ее XII-XIII веком.

Более точную дату аналогичных находок удалось установить экспедиции 2010 года. В полуметровом слое золы, образовавшемся после сожжения Торжка ордами хана Батыя весной 1238 года, была обнаружена сохранившаяся деревянная емкость (сундук?) с 250 предметами.

По всей видимости, клад принадлежал богатой боярской или купеческой семье и был спрятан в конце февраля или в первых числах марта 1238 года, во время осады города. Среди прочих древних артефактов в нем была обнаружена стопка из пяти вырезок богатой одежды, расшитой золотом, серебром и бисером.

А история такова. В феврале несчастного для Руси 1238 года, после разграбления и сожжения Рязани, Коломны, Владимира и других русских городов, орды Батыя пошли на Великий Новгород. Но на их пути оказался маленький, но гордый и храбрый Торжок, отказавшийся сдаваться. Оборонявшиеся ждали помощи от Великого Новгорода, но она так и не пришла. Две недели огромное войско штурмовало город, неся потери, а когда взяло его штурмом, то вырезало оставшееся к тому времени в живых население.

Но идти на Новгород Батый уже не решился: из-за отсутствия фуража начался падеж лошадей, а люди были измучены и хотели вернуться из тесных и мрачных тверских лесов на просторы степей. Так пограничный Торжок спас Новгородскую республику.

Во время осады новоторы спрятали добро в тайных схронах, а когда татары ушли, доставать его уже было некому. Восемь веков спустя клад обнаружили археологи. И найденные в нем артефакты служат весомым доказательством того, что золотое шитье было известно в Торжке еще в домонгольский период.

Сувенирка и госзаказ

Золотой век новоторжского золотого шитья пришелся на XVIII-XIX столетия. В этот период работы мастериц из Торжка славились по всей Российской империи и за ее пределами, став, как теперь бы сказали, важной статьей местного экспорта.

Произведения торжокских мастериц отличались разнообразием методов и способов образования узора, богатством мотивов, сложностью композиционного строя орнамента, использованием множества сложных швов и умением вышивальщиц объединять их в единую композицию.

Золотой вышивкой украшались хоругви и знамена, церковные облачения и богатые кафтаны, праздничные костюмы и женские сарафаны, седла и военные мундиры, головные уборы и свадебные полотенца, сафьяновые сапоги, рукавички, платки, пояса, кошельки и многое другое.

В XIX веке в Торжке начали выполнять особые госзаказы — мундирное шитье. В то время в России были учреждены стандартные типы мундиров членов императорского двора, а также чиновников министерств и ведомств. Специальным регламентом предусматривался орнамент золотной вышивки, его расположение и количество.

Адмиралы, генералы и чиновники высших рангов Российской империи щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Нередко золотошвей из Торжка приглашали вышивать царские придворные костюмы. Так, в 1855 году торжокские вышивальщицы выполнили большой заказ, сделанный императорским двором в связи с коронацией Александра II. 30 лучших золотошвей были доставлены из Торжка в Санкт-Петербург для вышивания гербов на порфире. Некоторые из этих изделий хранятся сейчас в Государственном Эрмитаже и Оружейной палате.

Развитию золотошвейного промысла в Торжке способствовало то, что в начале XVIII века через город прошла Государева дорога — главный тракт империи, соединявший Москву и Санкт-Петербург. В торжокских постоялых дворах и гостиницах путешественники отдыхали, лакомились блюдами местной кухни и приобретали дорожные сувениры, среди которых самыми популярными были, разумеется, изделия местных мастериц. В начале XIX века Торжок стал рекордсменом империи по количеству лавок и постоялых дворов на душу населения.

Александр Сергеевич Пушкин не раз останавливался в гостинице Дарьи Пожарской в Торжке и прославил не только ставшие знаменитыми пожарские котлеты, но и расшитые пояса, которые покупал здесь в подарок знатным дамам.

Закат промысла начался в 1860-х годах. Николаевская железная дорога, по которой теперь осуществлялась связь двух столиц, прошла в стороне от Торжка, оставив его на периферии главных событий империи. Сменилась и мода. Спрос на изделия, украшенные золотой вышивкой, заметно упал, и профессия золотошвеи становилась непопулярной.

От двуглавого орла — к серпу и молоту

Для того чтобы сохранить уникальный промысел, сберечь старинные швы и узоры, в 1894 году Торжокской земской управой была открыта учебная золотошвейная мастерская, позже преобразованная в училище золотного шитья. На Всемирных торгово-промышленных выставках, которые стали очень модными в конце XIX — начале XX века, изделия торжокских мастериц украшали богатые павильоны Российской империи и не раз получали главные призы. Коллекции лучших золотошвейных изделий из Торжка хранятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), во Всероссийском музее декоративного искусства (Москва), в музеях Торжка и Твери.

Пока в Советской России боролись с роскошью и богатством, золотошвейный промысел не был востребован. Постепенно идеи равенства и братства пролетариев всех стран и неизбежной мировой революции стали отходить на второй план, а новая советская власть все больше напоминала свою имперскую предшественницу. Вышитых золотом имперских двуглавых орлов постепенно заменили советские серпы и молоты, а церковные хоругви — полковые знамена Рабоче-крестьянской Красной армии. А спрос рождает предложение, что бы по этому поводу ни думали идеологи марксизма-ленинизма.

В 1923 году торжокская золотошвейная мастерская была преобразована в профессионально-техническое училище, готовящее инструкторов по вышивке, а в 1928 году ее выпускники объединились в Торжокскую золотошвейную артель имени 8 марта, что удачно совпало с поступлением большого заказа на шитье знамен и знаков различия для Красной армии.

Одновременно небольшими тиражами выпускались модные у национальной советской номенклатуры тюбетейки, а также бювары, подушечки, сумочки, декоративные панно и нарядные портреты вождей мирового пролетариата для украшения интерьеров советских учреждений.

В 1960 году артель была реорганизована в Фабрику имени 8 марта. Среди самых любопытных работ торжокских мастериц 1960-1970-х годов — заказы от киностудии «Мосфильм». На фабрике делались уникальные костюмы к фильмам «Война и мир», «Анна Каренина», «Ватерлоо», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и другим.

Камергерский мундир Алексея Каренина для фильма «Анна Каренина» (Мосфильм, 1966 год) вышивался более месяца, на него ушло на тысячу рублей золототканых нитей. В фильме Каренин появляется в нем лишь один раз. Это один из самых дорогих костюмов в коллекции киностудии «Мосфильм»

В 1992 году Фабрика имени 8 марта превратилась в товарищество с ограниченной ответственностью «Торжокские золотошвеи», а три года спустя — в ОАО с тем же названием.

Где купить золотного Путина

Сегодня Торжок — один из главных туристических центров Тверской области. А золотая (золотная) вышивка — наиболее популярный аутентичный сувенир, который путешественники увезут на память о пребывании в древнем городе. Посмотреть экспозиции старинной и современной вышивки и приобрести сувениры в можно в нескольких местах.

Самая большая и разнообразная экспозиция находится в Музее золотого шитья, основанном на базе коллекции фабрики «Торжокские золотошвеи» (бывшая Фабрика имени 8 марта).

Коллекция музея, состоящая более чем из тысячи экспонатов, рассказывает об истории промысла и его современном состоянии. В музее проходят мастер-классы, на которых можно познакомиться с техникой золотной вышивки и попробовать сделать что-то своими руками.

«Дом пояса» — музей, посвященный русской поясной культуре и ее роли в традиционном русском костюме. В экспозиции музея — коллекция старинных поясов. Главных же экспонат — двенадцатиметровый пояс России, выполненный на натуральном бархате.

52
километра золотной и серебряной нити
было использовано для вышивки пояса России

Ширина пояса — 25 сантиметров. Именно такую ширину имел классический царский пояс на Руси. По всей длине пояса вышита молитва «Живый в помощи Вышняго».

Никифоровская золотошвейная мануфактура — этому предприятию всего три года. Работают на нем 15 мастериц: художники, дизайнеры, ручные и машинные вышивальщицы. В своих произведениях они используют как традиционные для торжокских золотошвей темы, так и новый современный дизайн. При мануфактуре есть постоянная выставка. Небольшая, но со вкусом оформленная. Коллекция экспонатов собрана в самом Торжке: что-то было подарено горожанами специально для выставки, что-то выкуплено у владельцев, что-то взято «в аренду».

Тут же работает магазин, где можно приобрести изделия мануфактуры и произведения индивидуальных мастериц, представляющих свои работы на реализацию.

Есть еще интересный музей при торжокском училище золотого шитья. Там можно посмотреть уникальные старинные наряды, расшитые золотой (золотной) и серебряной нитью. В музее вам все покажут и объяснят, но нужно заранее договориться о посещении.

Кроме того, в городе есть несколько палаток и сувенирных лавок, где продаются и работы вышеуказанных мастерских, и мастериц кустарного промысла, которые бывают весьма интересны. Можно сделать заказ на изделие и по собственному эскизу.

— Что обычно покупают приезжающие в Торжок туристы? — задаю вопрос Юлии Никифоровой, руководителю предприятия Никифоровская золотошвейная мануфактура.

— Наибольшим спросом пользуются две категории работ — самые дорогие и наиболее дешевые. Дорогие работы — расшитые и украшенные бисером и самоцветами иконы, картины на заказ, вышитую золотной нитью карту Тверской обрасти — берут для подарков.

А обычные туристы покупают недорогие сувениры: очечники, косметички, закладки для книг, шоперы, кошельки, рукавички. Всем хочется что-то увезти на память о Торжке.

***

Добраться до Торжка легко. Из Москвы на автомобиле по трассе М-10 около 250 километров. Примерно столько же, если ехать по платной трассе М-11. Можно воспользоваться железной дорогой. Из Москвы до Твери и из Твери до Торжка ходит удобная и комфортабельная «Ласточка».

< Назад в рубрику