Эмо, панки, гопники, хиппи — мировые дизайнеры стали все чаще проявлять интерес к субкультурам. Теперь в их поле зрения попали готы с их мрачными нарядами и упадническими настроениями. На подиумах все чаще можно увидеть моделей в образах графа Дракулы или сексуальных вапмирш. Не отстают от нового тренда и звезды: королева Летиция и бизнесвумен Крис Дженнер косплеят героиню сериала «Уэнсдей», а Ким Кардашьян щеголяет в украшенном крестами платье. Как субкультура, пугавшая людей десятки лет, стала мейнстримом — в материале «Ленты.ру».
Готы возникли в конце 1970-х в Великобритании. Эта субкультура была тесно связана с музыкальной сценой, и любители мрачной эстетики, озабоченные вопросами личных переживаний, темой смерти и декадентства, выбрали своим пристанищем ночной клуб в Лондоне с характерным названием Batcave — «Пещера летучих мышей». А одной из значимых для них композиций оказалась песня Bela Lugosi’s Dead («Бела Лугоши мертв») группы Bauhaus.
На написание текста музыкантов сподвиг просмотр классических фильмов ужасов. В результате они посвятили трек длиной более девяти минут знаменитому актеру первой половины XX века Беле Лугоши, который обрел мировую известность благодаря роли графа Дракулы. Примечательно, что в начале песни артисты использовали скрипящие звуки, которые призваны создать у слушателя впечатление, что мертвец пытается выбраться из гроба.
При этом своим появлением готическая музыка обязана постпанку, к которому обращались такие группы, как Siouxsie and the Banshees, Wire, Joy Division, PiL. Мода воспевателей меланхолии и пессимизма также не обошла панк-эстетику стороной. Готы позаимствовали у своих предшественников-бунтарей прически в виде шипов и ирокезов, одежду из сетки, рваные наряды, кожаные куртки, грубые ботинки и ошейники с металлическими заклепками. Из-за чрезмерного сходства с «собратьями» они получили прозвище «темные панки».
Cо временем готическая субкультура разделилась на множество течений, отличавшихся как музыкой, так и элементами одежды. В ней выделились симпатизанты Викторианской и Эдвардианской эпох, которые воссоздавали исторические наряды, стилизуя их в соответствии со своими вкусами. В ход шли костюмы с фраками и жилетами, жабо и подчеркивающие болезненную худобу бренных тел корсеты, ажурные перчатки и траурные вуали, пышные юбки и блузки с оборками, бархатные ткани и шелка. Причем образы нередко получались намеренно эротизированными.
Увлеченные научной фантастикой стимпанк-готы также черпали вдохновение в костюмах Викторианской эпохи, но заостряли внимание на аксессуарах. Среди них — часы на цепочке, трости, шляпы-цилиндры и защитные очки-гоглы. Кроме того, популярны оказались разнообразные маски и противогазы.
В свою очередь, готы-«вампиры», или вамп-готы, зачастую строили свою идентичность на хоррор-фильмах и романах о мифологической нечисти, например, лентах «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау, «Голод» Тони Скотта, «Интервью с вампиром» Нила Джордана и романе «Дракула» Брэма Стокера. Изюминкой внешнего вида они делали клыки и кроваво-красные ногти и линзы.
Отдельной и во многих смыслах яркой категорией представителей субкультуры стали так называемые киберготы. К классически узнаваемым предметам гардероба, например, ботинкам на массивной платформе брендов New Rock и Demonia и длинным кожаным плащам, они добавили множество выделяющихся из черно-белой массы вещей.
Неформалы начали использовать атрибуты стиля поклонников индастриал-метала и рейв-музыки, создавая футуристические образы. Их отличали дреды и предметы гардероба кислотных оттенков, камуфляж, облегающие брюки или широкие штаны с множеством карманов и молний, бритые головы, татуировки на теле и тоннели на лице — круглые украшения в растянутых дырах на щеках, подбородке, в ушах или ноздрях.
Косметикой пользовались и мужчины, и женщины, а создаваемые ими образы нарушали рамки гендерных стереотипов. Мужчины могли носить традиционно феминную одежду, длинные волосы и сложные прически, женщины же нередко надевали мужские костюмы.
Что касается символики — готы использовали изображения человеческих черепов и гробов, летучих мышей и роз, а также разнообразные знаки и кресты, которые порой утрачивали первоначальное значение. Наиболее популярные из них — анкх — египетский иероглиф, обозначающий «жизнь», — и кельтский крест.
«Первая настоящая готесса», «Крестная мать готов», «Служанка дьявола», «Жрица греха», Вампирша — так называли актрису немого кино и секс-символ конца 1910-х годов Теду Бару, которая предвосхитила появление готической субкультуры. Одна из самых популярных артисток Голливуда той эпохи оказалась среди знаменитостей, сформировавших в кинематографе роковой типаж «женщина-вамп».
Для того времени звезда выглядела действительно необычно и эффектно: волосы цвета воронова крыла, зеленые глаза, которые она густо подводила черным, темный оттенок губ, тяжелый, пронзительный и грустный взгляд. Она фотографировалась со змеями и скелетами, носила экзотические украшения и откровенные сценические костюмы, а в числе ее ролей числились легендарные женские персонажи — Клеопатра, Кармен, Эсмеральда, Саломея, Джульетта.
Однако всемирно известной Бару сделал фильм «Жил-был дурак», где она как раз и воплотила образ женщины-вамп. Согласно сюжету прекрасная обольстительница находит себе очередную жертву — дурака, которого лишает финансов и из которого, подобно вампиру, «высасывает» жизнь.
Однако сама Теда Бара иначе трактовала исполненную ею роль. Популярность актрисы пришлась на первые годы движения за права женщин в США, и она не осталась в стороне.
Ажиотажу вокруг артистки способствовала и работа промоутеров студии Fox Film, где придумали красивую легенду о ее происхождении. В газетах писали, что Бара родилась в Египте, в тени пирамиды Сфинкса, с детства путешествовала по всему миру, а ее имя Theda Bara представляет собой анаграмму фразы Arab Death — «арабская смерть».
Популярность Бары пошла на спад, когда в Голливуде началась мода на другой женский типаж — «невинные лица», а ее карьера завершилась еще до появления звукового кино. Однако в отличие от экранных героинь, артистке удалось построить счастливый брак с кинорежиссером и сценаристом Чарльзом Брабином и прожить оставшуюся жизнь в любви и праздности.
Прошло чуть более двух десятилетий, и у публики появились новые готические любимцы. На этот раз перед ними предстала целая семья — со своеобразным черным юмором, умением накладывать заклинания и талантом не вписываться в общество. Речь идет о персонажах «Семейки Аддамс», созданных в 1938 году американским художником Чарльзом Аддамсом, который публиковал комиксы в журнале The New Yorker.
История так полюбилась читателям, что впоследствии ее неоднократно экранизировали. По словам кинорецензента, издателя и автора книг Нелл Миноу, семью Аддамс делает привлекательной контраст между «омерзительными подробностями их жизни и подкупающим очарованием их отношений».
Мортиша, которой дали имя, созвучное со словом Mortician — «гробовщик», — и ее супруг Гомес любят друг друга и своих детей. В то же время они живут в жутком замке с дворецким, напоминающим Чудовище Франкенштейна, соседствуют с Вещью — отделенной от тела кистью руки, — делают макияж с помощью праха умерших родителей и приветствуют садистские развлечения. Правда, в результате последних никто не получает серьезных травм.
Мортиша способствовала появлению еще одного культового персонажа готической субкультуры — Вампиры. В 1954 году 31-летняя бывшая модель Майла Нурми посетила одну из голливудских вечеринок в костюме вампирши. Манекенщица сшила наряд из лоскутов ткани, вдохновившись персонажем Чарльза Аддамса, и привлекла внимание программного директора телеканала KABC-TV Ханта Стромберга-младшего. Продюсер решил предложить ей роль в ночном шоу, где девушка должна была делать подводки к фильмам ужасов.
Нурми пришла на кастинг в облегающем платье, которое она надела молнией вперед, чтобы подчеркнуть и без того тонкую талию и пышную грудь. Завершали образ длинный черный парик и восьмисантиметровые ногти. Стромберг не смог устоять перед мрачным очарованием девушки и взял ее на работу.
В рамках шоу ведущая бродила по увешанному паутиной коридору, издавала леденящие кровь крики, потягивала украшенные искусственными глазными яблоками коктейли, сдабривая свои рассуждения шокирующими шутками в стиле «Вчера я была на восхитительных похоронах. Мы похоронили моего друга — живьем». Так состоялось рождение Вампиры, которая впоследствии стала носить сценические костюмы в реальной жизни и предпочитала передвигаться по городу в черном кабриолете.
Нурми водила дружбу с Мерилин Монро, Элвисом Пресли и Джеймсом Дином, с которым, по слухам, ее связывали романтические отношения. Также ей приписывали роман с известным режиссером Орсоном Уэллсом, снявшим фильмы «Гражданин Кейн», «Печать зла», «Процесс» и «Леди из Шанхая». Но в интервью она придерживалась правил истинной готической леди — отвращения к людям.
Очередному возрождению готической субкультуры поспособствовала эстетика «темной академии» (dark academia), зародившаяся на платформе Tumblr примерно в 2015 году. Она возникла на основе популярности так называемых университетских романов, описывающих неприветливые кампусы вузов, в стенах которых хранится масса страшных загадок и тайн. Среди них — «Тайная история» Донны Тарт, «Если бы мы были злодеями» М. Л. Рио, «Черный мел» Кристофера Эйтса и «Затворники» Кэти Хэйс, действие которого и вовсе переносится в готический музей-замок.
Из теряющего позиции Tumblr тематика «темной академии» перекочевала в TikTok, где стала трендом. Пользователи сети увлеклись воссозданием студенческих нарядов в темных приглушенных тонах, выкладывая ролики под соответствующим хештегом — #DarkacAdemia, который в совокупности набрал 5,5 миллиарда просмотров.
История про взросление Уэнсдей из той самой «Семейки Аддамсов» захватила внимание и подростков, и взрослых, которые воспроизводили образ неулыбающейся и неморгающей школьницы. Белое лицо, темная помада и одежда, подведенные черным глаза, две аккуратно заплетенные черные косы, закрывающая брови челка — такой предстает актриса Дженна Ортега, исполнившая роль саркастичной ученицы, вирусный танец которой с выпускного бала повторила в том числе сама Мадонна.
В подобной нарядам Уэнсдей одежде на публике появилась и королева Испании Летиция. 50-летняя знаменитость посетила открытие выставки FITUR Tourism Fair в Мадриде в черных брюках и лонгсливе бренда Sandro в сочетании с белым воротником, сделав макияж в стиле smoky eyes.
В «костюме Уэнсдей» снялась и не менее известная 68-летняя мать Ким Кардашьян — американская бизнесвумен Крис Дженнер. Предпринимательница примерила черное мини-платье с белым воротником и манжетами и высокие грубые ботинки на платформе и со шнуровкой из ассортимента модного дома Valentino. А сама Ким поддержала тренд на готическую моду, придя на премию Совета модельеров Америки (CFDA Fashion) в облегающем кожаном макси-платье черного цвета люксового бренда Chrome Hearts, которое по всей поверхности было украшено изображениями крестов.
Различные вариации на тему готического стиля представили и многие известные бренды. Так, Dior в рамках показа весенне-летней коллекции 2024 на Неделе моды в Париже выпустил на подиум манекенщиц в черных платьях и юбках, нарядах из сетки и кружева, кожаных плащах и грубых ботинках. Вместе с тем их губы покрывали черные полосы, нарисованные подводкой. Темой коллекции стало сочетание феминизма и чувственности.
«Это взгляд на то, что она [креативный директор Мария Грация Кьюри] хотела сказать [этой коллекцией], — женщин считают ведьмами в мире, где доминируют мужчины на протяжении многих поколений. В этой истории есть готический элемент», — рассказал изданию The Zoe Report — креативный директор по макияжу Christian Dior Питер Филипс, описывая свою работу для шоу.
Также готической концепции придерживались бренды Rick Owens, Alexander McQueen, Rodarte, Erdem и итальянский модный дом Valentino. Манекенщики на шоу последней марки щеголяли перед зрителями с густой черной подводкой на веках, с имитацией пирсинга на лице, в ботинках на массивных платформах и длинных черных плащах.
Кроме того, с черными губами модели появились на показе британского дизайнера турецкого происхождения Боры Аксу, сделавшего акцент на бантах, рюшах и кружевах. «Я нахожу готику скорее более романтичной, чем мрачной», — отметил кутюрье.
«Готы и альтернативные субкультуры постоянно пробивались на подиум. Вивьен Вествуд стала пионером панк-моды. Эстетика Александра Маккуина во многом опирается на готику. (...) Я вижу в этом только положительные моменты. Для меня большая честь, что известным модным домам нравится готическая атмосфера так же сильно, как и нам», — заявила порталу Woo Ясмина, одна из представительниц готической субкультуры.