Экономика
17:44, 29 ноября 2023

Только слова. Продажа Forbes не состоялась. Что успел наговорить незадачливый покупатель?

Григорий Гончаров (Райтер)
Фото: Hadrian / Shutterstock / Fotodom

Сделка по продаже медиахолдинга Forbes Media Group основателю Luminar Остину Расселу сорвалась. Официальная причина — покупатели не смогли выполнить условия соглашения в срок. Но иностранные СМИ считают истинной причиной отмены сделки информацию The Washington Post (WP) о том, что настоящий покупатель холдинга — владелец российского Forbes Магомед Мусаев. Сделка могла была быть заблокирована американскими спецслужбами, в центре внимания которых оказался сам Мусаев. О подробностях интриги — в материале «Ленты.ру».

Кроме того, еще накануне газета The Washington Post (WP) сообщила, что Магомед Мусаев имеет причастность к сделке по покупке глобального Forbes.

Издание ссылалось на аудио и видеозаписи разговоров предпринимателя с соратниками. «Я только что купил глобальный Forbes», — хвастался Мусаев на одной и записей, имея в виду медиагруппу Forbes, в которую входит американское издание журнала.

В одной из записей Мусаев назвал Остина Рассела (формальный организатор сделки, 28-летний магнат в сфере автомобильных технологий, — прим. «Ленты.ру») «лицом» сделки и настаивал на том, чтобы его собственное участие не афишировалось. «Я делаю это более тонко», — сказал Мусаев, согласно записи. «Я работаю не кувалдой и не скальпелем, а лазером», — приводила его слова газета WP.

С прицелом на Казахстан

Сюрпризом же, по мнению журналистов казахстанского информационного агентства Globalnews, стало то, что у Магомеда Мусаева нашлись амбиции и для притязаний на казахстанскую версию Forbes. «На одной из звукозаписей опубликованного украинским изданием "Апостроф" "архива Мусаева" последний рассказывает партнеру о том, что теперь легко может отобрать казахстанский Forbes у нынешнего владельца Арманжана Байтасова, если тот продолжит "плохо себя вести"», — отмечает Globalnews. Украинский ресурс «Апостроф» приводит и другие цитаты из аудиозаписей Мусаева, где тот уверяет, что «может в Астане чуть ли не ногой кабинеты открывать».

Упоминает он и известного казахстанского предпринимателя Булата Утемуратова. «Как утверждает Мусаев, Утемуратов ему лично говорил о том, что имеет много негатива на новую власть, который надо постепенно обнародовать в международных СМИ, прежде всего — в подконтрольном ему глобальном Forbes. В дальнейшем же поток разоблачений, по замыслу Мусаева, Утемуратов предложит купировать в обмен на гарантии безопасности для себя, своих партнеров и своего бизнеса…», — приводят его слова журналисты «Апострофа».

Скандалы

Взлет карьеры молодого Магомеда начинался в далеких 1990-х. «Мусаев являлся зятем бывшего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, — пишет Globalnews. — Благодаря личной дружбе Абдулатипова с мэром Москвы Юрием Лужковым в 1998 году он устроил зятя первым заместителем гендиректора во Всероссийский выставочный центр (ныне ВДНХ). А уже в 2004-м Мусаев занял пост гендиректора ВВЦ. У Мусаева были грандиозные планы, он анонсировал проведение на ВВЦ всемирной выставки ЭКСПО-2010, обещал построить здесь «город науки, образования, инноваций».

В мае 2001 года даже правительство России официально подало заявку о проведении ЭКСПО-2010 в международный конкурсный комитет. Впрочем, никакой выставки ЭСКПО в России так и не прошло. Зато уже тогда к Мусаеву появились претензии за то, что он фактически даром (за 17 долларов за квадратный метр при средней стоимости аренды в 120 долларов за квадратный метр) сдал площади ВВЦ коммерческим фирмам. В общем, по ВДНХ остались неоплаченными 120 тысяч квадратных метров недвижимости, которые занимали разные компании.

Когда Мусаев занимал пост «исполнительного директора стратегического совета при главе Дагестана, он фигурировал в двух уголовных делах — о хищении в республиканском многопрофильном лицее и закупке компьютеров для школ. Вместо запланированных 470 комплектов (каждый по 20-25 компьютеров со специальным оборудованием), на которые были выделены в тогдашних ценах "астрономические" 385 миллионов рублей, чиновники под началом Мусаева поставили в школы Дагестана всего 47 комплектов. Ровно в десять раз меньше. Еще один громкий проект в Дагестане назывался Plug and Play Dagestan. IT-инкубатор, запущенный под патронажем все того же руководителя стратегического совета при главе республики Магомеда Мусаева, должен был отбирать перспективные проекты в сфере IT и поддерживать их на всем пути реализации. Из первых отобранных трех проектов в итоге не заработал ни один», — продолжает Globalnews.

Обещания

В 2011 году Магомед Мусаев стал сооснователем фонда «Институт мировых идей». «Целью являлось "создание плана действий, способных предотвратить негативные сценарии будущего, а также выступление посредником между миром мыслителей/ученых и миром деятелей". Соцсети проекта не обновляются с 2013 года», — отмечает Globalnews.

Другой проект — казахстанский StartUp Kazakhstan. «Запущенный под операторством расположенной в США мусаевской компании Global Venture Alliance (GVA), проект был громко презентован как "первая казахстанская инициатива по привлечению лучших международных инновационных стартапов на рынок РК". Много было шума, и… Официальный сайт проекта не работает, последние новости датируются январем 2019-го», — рассказывает Globalnews.

Теперь, когда покупка Forbes не состоялась, Globalnews предполагает, что Мусаев «надолго исчезнет из публичного поля, ведь ему предстоит отвечать на вопросы следователей ФБР, заблокировавших сделку по глобальному Forbes. Во всяком случае, казахстанский «Форбс» может спать спокойно. Другое дело, что он сам того не подозревая, мог вбить дополнительный клин в отношения между Москвой и Астаной».

< Назад в рубрику