София Коробкова из Санкт-Петербурга долго искала себя: сначала она училась на врача, потом работала в спа-центре, но ее ничего не радовало. Тогда она решила вспомнить о детской любви к рисованию, пошла на курсы по дизайну и поняла, что ее призвание — рисовать картинки для детей. В рамках цикла материалов о необычных профессиях София рассказала «Ленте.ру», как начала работать по четыре дня в неделю и какие картинки приносят больше всего денег.
Сначала я окончила медицинский колледж, потом поступила в медицинскую академию на стоматолога, бросила ее и работала косметологом. Когда надоело этим заниматься, выучилась на визажиста, потом была администратором в спа-центре. В этот период исканий себя вспомнила, что в детстве у меня неплохо получалось рисовать, и решила освоить профессию графического дизайнера.
Записалась на курсы длиной год и в процессе загорелась желанием стать детским иллюстратором. Раньше я и не знала, что такая профессия существует, а тут поняла: это про меня. Муж подарил мне планшет, и я начала разбираться в профессии самостоятельно, без какого-либо художественного образования.
Тогда мне было приятно осознавать, что можно рисовать не только различные пейзажи и натюрморты красками на холсте, но и каких-то милых зверюшек, забавных персонажей. Я поняла, что мой внутренний ребенок недостаточно хорошо прожил свое детство и сейчас через подобные иллюстрации я реализую его потенциал.
Иллюстратор должен уметь не только хорошо рисовать, но и работать в графических редакторах, программах типа Photoshop. Даже если он рисует карандашами или кистями на бумаге, все равно придется сканировать картинку и загружать ее в программу, так как чаще всего иллюстрации нужны для печати.
Для этого нужно знать и про цветовые модели, но вся эта техническая информация есть в свободном доступе. Все, что нужно, можно освоить за неделю. Мне помогают знания, полученные в школе графического дизайна, где мы изучали не только программы, но и цветоведение, а также композицию. Иллюстратору хорошо бы уметь верстать, это его выгодно выделит среди конкурентов.
Первый свой заказ я получила достаточно быстро. Когда только-только начинала рисовать, я проходила курс по персонажной иллюстрации, после которого поняла, что могу рисовать гипертрофированных людей. Я решила нарисовать своего друга с его собачкой корги, потому что они милые. Я подарила картинку другу и выложила ее в соцсеть. После этого поста мне написала девушка и попросила сделать похожую серию про ее мужа и его кота. Помню, тогда взяла пять тысяч рублей за четыре-пять картинок.
Сложно сказать, что я иллюстрирую чаще всего. Рисую для детских книг, недавно закончила 15 иллюстраций для упаковки детской игры. Могу рисовать для сайтов даже не на детскую тематику. На них детская иллюстрация может органично смотреться в рамках какой-то ироничной истории.
Я рисую детские картинки, но для разных людей и разных целей. Моя коллега, например, занимается метафорическими картами. Это вроде бы и не для детей, но я считаю, что мы все, даже взрослые люди, внутри дети, поэтому живо реагируем на такие изображения. Когда мы видим милые картинки, они не могут нас не тронуть.
Больше всего я люблю стадию финальной отрисовки. С заказчиком я утверждаю обычный эскиз и цветной. На этих этапах результат абсолютно прозрачен. И вот я сижу, рисую в спокойном темпе, смотрю сериал или слушаю lo-fi, точно зная, что правок больше не будет. Это приятно.
Я работаю с заказчиками из разных стран. Мне нравится подмечать, как отличается культура восприятия картинки. Недавно я рисовала для заказчика из Китая, и мне было очень непросто, потому что пришлось из своего стиля немного выйти, чтобы он остался доволен. Изменения незначительные, наверное, никто и не заметил, но я ощутила. Зато было интересно погрузиться в мировую культуру.
Иностранные заказчики преимущественно готовы больше платить, у них отношение к иллюстрации немного другое. Они как будто осознают, насколько тяжело рисовать и сколько прошлых трудов за этим стоит. Но, конечно, так нельзя сказать обо всех. Есть и крупные российские компании, например «ВкусВилл», которые хорошо платят своим иллюстраторам. А вот российские издательства платят мало.
Внутри иллюстраторского сообщества часто поднимается вопрос исключительной лицензии. Российские издательства в большинстве своем заключают договор отчуждения исключительного права. Это устроено так: иллюстратор рисует картинку, отдает заказчику и тот использует ее, как хочет. Она могла рисоваться для открыток, а он напечатает эту работу еще и на баннерах, майках, канцтоварах, и автор с этого ничего не получит. Заказчик заплатил ему один раз — и все.
За отчуждение исключительного права иллюстратор просит больше денег, потому что не знает, сколько на его работе заработает заказчик. При исключительной лицензии же иллюстратор может договориться о роялти или установить ограничение по тиражу: если книга с картинками «залетит», то, чтобы напечатать дополнительный тираж, заказчику придется доплатить исполнителю. Исключительная лицензия выгоднее для иллюстратора, но отечественные издательства редко на нее соглашаются.
Картинки должны были быть не откровенные, главное — чтобы были понятны конфигурации тел. И я попросила за эту работу очень маленький гонорар: тысячу рублей за одну картинку. Ему нужно было 100 с чем-то.
Он попросил отрисовать пробный вариант. Тогда у меня еще не было опыта, который научил бы не делать тестовые задания бесплатно, поэтому я на энтузиазме нарисовала. Ему понравилось, но он сказал, что у него нет такого большого количества денег, и больше мне не писал.
Хотя эскизы рисовать сложно: нужно определить цель и эмоцию картинки, продумать композицию, — самое тяжелое — найти мотивацию для работы. Не выгореть мне помогает осознание своих потребностей. Мне, например, важно внимание, важно, чтобы меня слушали. Мой блог удовлетворяет эти желания: я даю консультации начинающим иллюстраторам и менторство придает мне сил и заряжает.
Даже если подписчиков мало, среди них все равно найдется тот, кто тебя поймет. Так, в моем Telegram-канале с другим иллюстратором, Олей Суриной, я вела подкаст про профессию иллюстратора. Мы подумали, что это может быть полезно: когда кто-то озвучивает проблемы из твоей области, чувствуешь себя лучше, понимаешь, что не один такой.
Кроме того, мы с Олей проводим творческие марафоны: выбираем абстрактные слова или словосочетания, под которые рисуем картинки. Такая арт-терапия получается. Например, мы рисовали одиночество. Каждый человек интерпретирует это чувство по-разному и нарисует тоже по-разному. Это интересно с точки зрения самоанализа, да и приятно осознавать, что ты не зажат техническим заданием. Эти картинки я затем загружаю на Behance, платформу для дизайнеров и иллюстраторов, оформляю портфолио. Работы с марафонов не приносят денег, но привлекают заказчиков.
Я работаю во фрилансе и могу выделить у него как плюсы, так и минусы. Главный плюс — это работа на себя, позволяющая воплощать в жизнь свою мечту, а не мечту начальника. К тому же можно работать из любой точки мира, хоть с пляжа. Но это сразу и плюс, и минус. Здорово, что можно выстраивать режим, как тебе удобно, и не тратить время на дорогу, стоя в мороз на остановках. Однако эмоционально очень тяжело отдыхать там, где работаешь. Психика с таким порой не справляется.
Фриланс не для всех, нужно уметь быть многозадачным. Быть и директором, который скажет, когда следует отдохнуть, и менеджером, который общается с заказчиками и рекламодателями, и исполнителем. Это отнимает много сил.
Когда работаешь фрилансером, осознаешь, что любое дело по силам. Если хочется заняться чем-то новым, это вполне можно сделать: нет никаких ограничений. При этом фриланс приносит плоды не сразу, но, когда видишь результат, он придает уверенности. К тому же при такой работе нет предела карьерному росту. Например, когда я почувствовала, что мне тесновато в иллюстрации, то стала организовывать консультации, сейчас готовлю свой обучающий курс. А могу вообще выучиться на фитнес-инструктора и уйти в эту сферу.
У меня сейчас такой этап, когда кажется, что я поняла, как совмещать работу и отдых, но это явно не финальная точка. Я пробовала разные графики. Сейчас мне комфортно работать четыре дня в неделю.
Я просыпаюсь, делаю рутинные дела и сажусь рисовать, писать сценарии для Reels или тексты постов на часа два-три. Потом обязательно тренируюсь, потому что на фрилансе не хватает физической активности и быстро набираешь вес. Дальше у меня обед и немного работы — час-два
Во фрилансе хорошо то, что прибыль зависит только от тебя: сколько потратил усилий — столько и заработал. Полтора года я стабильно зарабатываю от 60 до 100 тысяч рублей в месяц, но этого мало. Я знаю, что можно больше, но для этого нужна мотивация, а меня сейчас обеспечивает муж.
Я достигатор, но пока не стремлюсь получать больше. Моя бабушка, например, хоть и поддерживает меня, до сих пор думает, что у меня нет денег. Это забавно.