Россияне первыми в мире покорили Северный полюс на мотоциклах. Чем удивляет их путешествие?
Российские байкеры первыми в мире покорили Северный полюс на мотоциклах
Мария Борисова
Северный Ледовитый океан простирается на миллионы квадратных километров. Вокруг ни клочка суши, только замерзшая вода, уходящая вглубь на несколько метров, а под ней бездна. Летом 2023 года на фоне бескрайней ледяной пустыни появились две темные точки ― это российские байкеры покорили Северный полюс на своих мотоциклах. Им удалось стать первыми в мире мотоциклистами, которые побывали на макушке Земли. Член мотоклуба «Ночные волки», заслуженный путешественник РоссииЮрий Волков рассказал «Ленте.ру», с какими опасностями пришлось столкнуться в экспедиции и как приключения меняют взгляд на мир.
Подготовка к марш-броску
«Я парень из деревни. В детстве гонял на отечественных мотоциклах, с этого и началась мотокарьера. Потом купил первый японский байк и начал путешествовать», ― говорит Волков. За плечами энтузиаста около 140 стран и сотни тысяч километров мотопробега. «У меня очень старенький мотоцикл, с 2004 года. Есть план проехать миллион километров, а сейчас на нем 750 тысяч», — делится путешественник.
Несмотря на внушительный опыт и помощь напарника, члена клуба «Русские мотоциклисты» Кирилла Дрыгина, на реализацию экспедиции к Северному полюсу потребовалось несколько лет.
Много времени ушло на бюрократические моменты, говорит Волков. Еще нужно было пройти курсы спасателей. От обкатанного «коня» пришлось отказаться ― слишком тяжелый. Техника требовала особой подготовки: экстремалы ехали на облегченных мотоциклах, которые переоборудовали специально для Крайнего Севера, оснастив защитой от промерзания.
Путешественникам предстояло проехать по льду 600-700 километров и провести несколько дней вдали от цивилизации, поэтому все необходимое нужно было брать с собой. В санях на буксире Волков и Дрыгин везли теплые вещи, палатки и спальные мешки, бензин и запасные детали для мотоциклов, еду и примусы.
Другие путешествия Юрия Волкова
Юрий Волков ― неутомимый и отчаянный путешественник. В 2016 году вместе с мотоклубом «Ночные волки» он участвовал в проекте «Вокруг света по меридиану»: байкеры добрались из Сергиева Посада до единственного на юге Африки православного храма преподобного Сергия Радонежского и передали две иконы. Пробег был посвящен 55-й годовщине полета Юрия Гагарина в космос.
Также путешественник работал над проектом «Все стихии», в ходе которого самый большой российский флаг площадью 1423 квадратных метра разворачивали в небе с помощью двух воздушных шаров в Антарктиде, на Северном полюсе, на Эльбрусе, на Камчатке, на озере Байкал, а также в Москве и в Крыму. Эти акции вошли в Книгу рекордов России.
Еще Волков написал две книги о жизни племен Африки и Латинской Америки. В разговоре с «Лентой.ру» он признался, что в ближайшее время планирует отправиться в кругосветное путешествие на восстановленном советском автомобиле марки «Победа».
«Начну с России, хочу собрать разных идейных людей, сделать о них репортажи. Для понимания: я нашел в Ярославле человека, семья которого с царских времен из поколения в поколение льет колокола, а на Байкале — энтузиаста, который собирает мусор и борется за чистоту озера», ― поделился мотоциклист.
32 моточаса в ледовой пустыне
Путешествие началось 5 августа 2023 года в Мурманске на ледоколе «Академик Трешников». Судно доставило мотоциклистов до льдины (один только этот переход составил более двух тысяч километров), где они выгрузили снаряжение и отправились в самостоятельный заезд до дрейфующей ледостойкой платформы «Северный полюс». Однако высадиться получилось не сразу: из-за высокой летней температуры ― от нуля до минус 10 градусов ― лед оказался очень хрупким, крошился и превращался в месиво, которое не могло удержать человека.
Как рассказывает Юрий Волков, первые дни экспедиции были самыми волнующими. Приходилось тестировать лед и привыкать к незнакомому рельефу. Путешественники учились проезжать через снежницы ― большие лужи глубиной до полуметра, которые образуются на поверхности замерзшего океана.
«Они фактически составляли весь маршрут. Каждая, за исключением самых маленьких, была страшной. Проваливались до половины колеса, выезжали и следовали дальше», ― делится байкер. Также приходилось со всем скарбом перебираться через торосы, а эти причудливые нагромождения ледяных глыб могли достигать трех-четырех метров в высоту.
Ночевали мотоциклисты в палатках прямо на льду, а перекусывали космическим питанием в саморазогревающихся упаковках. «Когда морской лед долго не тает, он становится пресным и приобретает совершенно непередаваемый голубой цвет. Лужи на льду тоже были пресными, мы пили эту воду. Она была не только необычайно вкусна, но и бодрила лучше всякого кофе», — добавляет Волков. Во время экспедиции мотоциклисты поддерживали связь с ледоколом по рации, а ориентировались по GPS-навигатору.
32
моточаса
ушло у Волкова и Дрыгина, чтобы добраться до станции «Северный полюс»
Там путешественники снова поднялись на борт «Академика Трешникова», который привез на полярную станцию ученых, и отправились в обратный путь. Экспедиция завершилась 28 августа. Таким образом россияне установили три мировых рекорда: первыми из байкеров проехали арктические широты, дошли до льдов Северного полюса, а также совершили самый длинный мотопробег по льду.
Что такое ЛСП «Северный полюс»
Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» ― уникальное судно, аналогов которому нет ни в одной стране мира. При его создании учитывался многолетний опыт работы советских и российских полярников на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана.
По сути это автономная плавучая станция, на борту которой находится 17 научных лабораторий для специалистов разного профиля: морских биологов, геологов, метеорологов, ледоисследователей. А еще там есть спортзал, сауна, столовая, мини-поликлиника и комната отдыха ― целый город в миниатюре.
Первая экспедиция ЛСП началась 17 сентября 2022 года. Теперь десятки ученых вахтами трудятся на Крайнем Севере, собирая уникальные данные об арктической среде.
Волков снова удивляет — отдыхать после таких приключений он не стал: «По окончании экспедиции я, спотыкаясь, без сна, ехал на машине до Москвы, сел в самолет и улетел в Папуа — Новую Гвинею. Там был большой интересный фестиваль народного танца Синг-Синг в городе Горока. Съезжались разные племена, я не мог такое мероприятие прозевать».
О чем поет Северный полюс
«Арктика очень своеобразна: люди, там не бывавшие, думают, что это безжизненная ледяная пустыня. Но на самом деле природа ледовых полей очень богата и интересна, — вспоминает Юрий Волков. — Легче всего увидеть морских птиц, которые парят над просторами, выискивая рыбу в разводьях между льдами. Возле этих открытых трещин можно встретить морских котиков, нерп и белых медведей».
По словам мотоциклиста, во время экспедиции он опасался столкнуться лицом к лицу с хищником и поэтому запасся отпугивающими средствами: ракетницами, шумелками, спреями и дымовыми шашками. Хотя, как рассказали ему опытные полярники, против голодного зверя все это неэффективно.
Путешественникам все время приходилось следить за тем, что происходило по направлению ветра, чтобы заметить медведя раньше, чем он учуял бы запах человека. К счастью, байкеры увидели животное только один раз — с борта ледокола.
Энтузиастам довелось побывать на Крайнем Севере в условиях полярного дня, а значит, за время экспедиции солнце не садилось ни на минуту и ходило по кругу над горизонтом. Так путешественникам удалось увидеть удивительное природное явление ― белую радугу. Она возникает, когда солнечные лучи попадают на легчайший туман, водяные частицы которого гораздо меньше, чем у семицветной радуги.
Но время на рефлексию и единение с дикой природой Арктики мотоциклисты не тратили. «Непривычные условия постоянно держали нас в стрессе, а из-за того, что по несколько раз в день приходилось перетаскивать через торосы тяжелые сани, руки буквально отваливались, ― объясняет Волков. ― Стоял полярный день, и мы почти не спали, стараясь как можно быстрее достигнуть своей цели».
Времени было очень мало. Не было такого, что ты стоишь, смотришь вдаль и думаешь о чем-то. Все проходило достаточно оперативно, потому что льды могли поменяться, трещины пойти. Тем более мы были завязаны на маршрут корабля, который шел с научной миссией. Мы не могли позволить, чтобы нас ждали
Плацдарм для рекордов
Искушенные путешественники говорят, что просто достигнуть Северного полюса уже недостаточно. До макушки Земли пытались добраться десятки отчаянных исследователей — от Фритьофа Нансена и Фредерика Кука до Руаля Амундсена и Ивана Папанина. Теперь же все стараются удивить мир новыми рекордами и стать «первыми в истории», продемонстрировав силу воли и чудеса изобретательности.
Так, российский путешественник Валентин Ефремов в 2005 году покорил полюс на воздушном шаре. Позже врач Антон Курпяков избороздил арктические воды на сапсерфе. А музыкант DJ DIMIXER (Дмитрий Гуменный) отыграл диджей-сет на 90°00′00″ северной широты.
Волков хотел, чтобы первыми мотоциклистами, достигшими Северного полюса, были именно россияне. «Раньше я ехал в какую-то страну, смотрел, что там, и меня это удовлетворяло. Со временем же неинтересно стало просто приехать, это бесполезно потраченное для меня время. Важно сделать какой-то проект, который нес бы с собой российскую культуру», ― делится собеседник «Ленты.ру».
Рекордсмен добавляет, что с возрастом его все меньше привлекают экстремальные путешествия, хотя верится в это с трудом. «Ехать на мотоцикле по Африке или Северному полюсу — это своего рода экстрим для кого-то, а для меня — нет. На этом мы не остановимся. Я планирую обязательно отправиться на мотоцикле в Антарктиду», ― заключает путешественник.